Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по ФГОС
"Театралы" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Цель: Формирование творческой индивидуальности.
Задачи:
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Театралы»
Занятия курса внеурочной деятельности "Театралы" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка. Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | Предполагает следующие умения и навыки: умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом второго уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. | Планируемые результаты: Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. | | |
Учебно – тематический план
1 полугодие | 2 полугодие |
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | № п/п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 2 | 1. | Вводные занятия | 1 |
2. | Театральная игра | 4 | 2. | Театральная игра | 3 |
3. | Культура и техника речи | 4 | 3. | Культура и техника речи | 2 |
4. | Ритмопластика | 4 | 4. | Ритмопластика | 2 |
5. | Основы театральной культуры | 6 | 5. | Основы театральной культуры | 8 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 12 | 6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 16 |
7. | Заключительное занятие | 2 | 7. | Заключительное занятие | 2 |
| Итого: | 34 | | Итого: | 34 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводные занятия
Знакомство с правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Показ спектакля
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование 1 полуголие |
№ | Дата | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
1-2 | | Вводное занятие. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Попробуем измениться | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр» Познакомить с понятиями «мимика», «жест». | Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения |
|
3-4 | | Театральная игра. Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию |
5-6 | | Театральный этюд | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. | .Игра-инсценировка |
7 | | Культура и техника речи Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка) 3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности |
8 | | Учимся говорить четко | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» |
9 | | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога |
10 | | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах |
11 | | Ритмопластика | Развитие пластической выразительности | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие |
12-13 | | Сценическое движение | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. |
14 | | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» |
15 | | Основы театральной культуры | Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре. | |
16 | | Виды театрального искусства. | Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства. | Презентация «Виды театрального искусства» |
17 | | Кукольный театр. Виды кукол. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Интонационные упражнения |
18-19 | | Мини-спектакль с куклами. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Драматизация сказки |
20 | | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» |
21 | | Викторина по сказкам | Кругозор обучающихся по сказкам | Обзор книг-сказок |
22 | | Работа над спектаклем Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев. | Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | |
22 | | Настроение героев | Помочь понять и осмыслить настроение героев. | Беседа о настроении героев сказки Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов |
23 | | Творческий пересказ сказки | Помочь запомнить содержание сказки-спектакля. | Драматизация сказки |
24-26 | | Репетиции диалогов | | Упражнение в интонировании диалогов |
27 | | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | |
28-30 | | Репетиция спектакля | | |
31 | | Показ спектакля | | |
32 | | Анализ спектакля. Самооценка. | | |
33 | | Подведение итогов обучения Праздничый огонек | | |
34 | | | Награждения |
Календарно-тематическое планирование 2 полугодие |
№ | Дата | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
35 | | Введение Школа-театр. | Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер. | Упражнения на развитие внимания, воображения. |
36 | | Театральная игра. Что такое искусство. Театр как вид искусства. | Что такое искусство. Театр как вид искусства. | Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки» |
37 | | Театральные профессии | Знакомство с театральными профессиями. | Игровой тренинг «Жмурки». «Нос, пол. Потолок», «Штирлиц» |
38 | | В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты | Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт | Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии». Упражнения «Шар», «Телефон», «Летает-не летает» |
39-40 | | Культура и техника речи | Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Докучные сказки Паллидромы |
41-42 | | Ритмопластика | Совершенствование навыков пластической выразительности. | Игра «Покажи» |
43 | | Основы театральной культуры В мастерской художника и костюмера | Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм. | Тренинг «Гномы», «Хоровод» |
44 | | Мастерская актера и режиссера | Знакомство с профессиями актер и режиссер. Главное в профессии – воображение. | Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» |
45 | | Придумываем и делаем костюмы | Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер. | Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» |
46 | | Театральные маски | Знакомство с театральными масками разных стран. | Тренинг «В пещере горного короля» |
47 | | Делаем декорации (практическое занятие) | Придумываем и выполняем декорации к сказке. | Тренинг «Брито-стрижено» |
48 | | В мастерской бутафора | Знакомство с понятием реквизит. | Дидактическая игра «На корабль погрузили…» |
49 | | Делаем афишу и программки | Изготовление афиш и программок к спектаклям | Дидактическая игра «Волшебная корзинка» Импровизация «Подарок» |
50 | | Учимся актерскому мастерству | Учимся верить в воображаемую ситуацию. | Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю» |
51-53 | | Работа над спектаклем Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. | | |
54-55 | | Репетиции диалогов | | |
56-57 | | Репетиция спектакля | | |
56 | | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | |
58 | | Показ спектакля | Анализ и самооценка выступления | |
59 | | Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. | | |
60-62 | | Репетиции диалогов | | |
63-65 | | Репетиция спектакля | | |
66 | | Реквизит и костюмы | | |
67 | | Показ спектакля | Анализ и самооценка | |
68 | | Итоговое занятие Праздничный огонек | | Отрывки из спектаклей. Награждения |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Наименование научно – методического обеспечения Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001 Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003 Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010 Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003 Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986 Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001. Интернет-ресурсы http://dramateshka.ru/ драматешка http://teatrbaby.ru/ театр детям http://www.solnet.ee/holidays/s9.html солнышко http://landyshy.ucoz.ru/ театр ЛАНДЫШ http://lib.ru/ Электронная библиотека Мошкова. | Список литературы, рекомендуемой для детей Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006 Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004 Скороговорки, пословицы. Русские народные сказки о животных Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.: Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья Усачёв А.А. Жили-были ёжики Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой Рассказы Н. Сладкова о животных. Наименование материально-технического обеспечения музыкальная аппаратура костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; сценический грим; фотоаппарат, видеокамера для съёмок и анализа выступлений. сценарии сказок, пьес, детские книги. |