СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "В стране рукоделия"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране рукоделия»  имеет художественную направленность и разработана на основе программы «В стране рукоделия» Л.С. Замолоцких, педагога дополнительного образования МБОУ Плотниковская СШ №111

Актуальность Программы

В настоящее время искусство декоративно-прикладного творчества не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных трудовых навыков.

В рамках Программы обучающиеся приобретают практические навыки создания изделий в нетрадиционных техниках декоративно-прикладного творчества, углубляют знания и умения по интересующему их творчеству и учатся применять в общественно полезном труде в школе и дома.

Занятия по Программе предполагают знакомство обучающихся с произведениями народного искусства. Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "В стране рукоделия"»



Принята на заседании методического (педагогического) совета

от « »

Протокол №

Утверждаю

Директор

Егоров А.В

« » 2021 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В стране рукоделия»


НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ


Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7 - 13 лет Срок реализации: 3 года







Составитель:

Замолоцких Л.С.,

педагог дополнительного образования




г. Новосибирск

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

Пояснительная записка 3

2.

Содержание программы… 7

    1. Учебный (тематический) план 1-го года обучения 7

    2. Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения 8

    3. Учебный (тематический) план 2-го года обучения… 9


    1. Содержание учебного (тематического) плана 2-го года

обучения… 10

    1. Учебный (тематический) план 3-го года обучения 11

    2. Содержание учебного (тематического) плана 3-го года обучения 12

4.

Формы аттестации и оценочные материалы 14

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы...15

6.

Список литературы 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране рукоделия» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «В стране рукоделия» Л.С. Замолоцких, педагога дополнительного образования МБОУ Плотниковская СШ №111

Актуальность Программы

В настоящее время искусство декоративно-прикладного творчества не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных трудовых навыков.

В рамках Программы обучающиеся приобретают практические навыки создания изделий в нетрадиционных техниках декоративно-прикладного творчества, углубляют знания и умения по интересующему их творчеству и учатся применять в общественно полезном труде в школе и дома.

Занятия по Программе предполагают знакомство обучающихся с произведениями народного искусства. Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Педагогическая целесообразность Программы

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что обучающиеся за период обучения овладеют первоначальными навыками ручного труда, умениями и знаниями ремонта своей одежды. Программа предусматривает знакомство с культурой русского быта, традициями семьи, элементами дизайна одежды.

Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного

мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности.

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Цель и задачи Программы

Цель – развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник декоративно-прикладного искусства.

Задачи Программы Обучающие:
  • обучать знаниям по различным аспектам декоративно- прикладного творчества;

  • формировать творческое мышление, ассоциативные образы фантазии;

  • обучать решать художественно-творческие задачи;

  • овладеть техникой изготовления изделий из ткани и текстильных материалов.

Развивающие:
  • развивать эстетическое восприятие, самостоятельность суждений, пробудить любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций.

Воспитательные:
  • воспитывать любовь к Родине, природе, народным традициям;

  • воспитывать уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;

  • воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;

  • воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;

  • воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 13 лет.

Срок реализации Программы

Данная Программа рассчитана на 3 года обучения, 108 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим

занятий

Форма обучения – групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты Программы

По итогам первого года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

будут уметь:
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять

его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям

разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками

«вперед иголка», «назад иголка».

По итогам второго года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных Программой;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

  • способы обработки различных материалов;

будут уметь:
  • правильно пользоваться ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах рукоделия;

  • организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  • бережно относиться к инструментам и материалам;

  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу, выкройке, шаблону;

  • свободно пользоваться схемами по вязанию, гармонично сочетать цвета при выполнении моделей, красиво оформлять свою работу;

  • сопоставлять и сравнивать, анализировать, творчески подходить к выполнению работы.

По итогам третьего года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • правила раскроя ткани по шаблону, выкройке;

  • приемы разметки на ткани и бумаге;

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, выкройка, угольник, лекало);

  • правила планирования и организации труда;

будут уметь:
  • соблюдать правила безопасности труда;

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, схемы вязания, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу, рисунку, эскизу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • свободно пользоваться схемами по вязанию, гармонично сочетать цвета при выполнении моделей, красиво оформлять свою работу;

  • сопоставлять и сравнивать, анализировать, творчески подходить к выполнению работы;

  • коллективно работать и создавать совместные проекты в группе;

  • контролировать правильность выполнения работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план 1-го года обучения

п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Создание изделий из текстильных материалов

20

6

14


2.1

Мозаика

4

1

3

Практическое задание

2.2

Виды швов

6

2

4

2.3

Смешанная техника (коллаж)

«Корзина»

6

2

4

2.4

Шитье из лоскутков

«Гусеница»

4

1

3


3

Создание изделий из фетра

12

3

9


3.1

Игрушка «Мишка»

4

1

3

Практическое задание

3.2

Сувенир «Пирожное»

4

1

3

3.3

Сувенир «Елочка»

4

1

3

4

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

36

11

25



Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов
    1. Мозаика

Теория. Искусство мозаики, её история. Виды мозаики.

Практика. Подготовка кусочков мозаики (резанием или обрывом). Порядок выполнения мозаики, способы наклеивания кусочков бумаги при помощи иглы (пинцета). Мозаичный коврик. Рисованная мозаика.

    1. Виды швов

Теория. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки и строчки. Стебельчатые стежки, петельные стежки. Отделочные стежки.

Практика. Стежки «вперед иголку». Шов «вперед иголку», тамбурный шов, стебельчатый и др. Отделочные стежки.

    1. Смешанная техника (коллаж) «Корзина»

Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика. Аппликация из ткани. Секреты выполнения коллажа.

Корзина подарочная.

    1. Шитье из лоскутков «Гусеница»

Теория. Стебельчатые стежки, петельные стежки. Отделочные стежки.

Практика. Изготовление изделия «Гусеница».

Раздел 3. Создание изделий из фетра
    1. Игрушка «Мишка»

Теория. Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия, сшитые из фетра в современной моде.

Практика. Изготовление игрушки «Мишка».

    1. Сувенир «Пирожное»

Теория. Инструменты и материалы для шитья игрушек из фетра.

Особенности работы с фетром.

Практика. Изготовление сувенира «Пирожное».

    1. Сувенир «Елочка»

Теория. Алгоритм изготовления. Материалы для сувенира.

Практика. Изготовление сувенира «Елочка». Разметка деталей. Правила резания бумаги. Определенный порядок складывание полосок бумаги по шаблону заготовки. Использование нескольких видов бумаги.

Раздел 4. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Учебный (тематический) план 2-го года обучения

п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Создание изделий из поделочных материалов

10

3

7


2.1

Плетение из газетных (журнальных) трубочек

6

2

4

Практическое задание

2.2

Изделие «Кубики»

4

1

3

3

Создание изделий из текстильных материалов

10

3

7


3.1

Лоскутная мозаика (пэчворк). Прихватка

6

2

4

Практическое задание

3.2

Игрушка из фетра

4

1

3

4

Вязание крючком

12

3

9


4.1

Цепочка из воздушных петель

4

1

3

Практическое задание

4.2

Вязание столбиков без накида

4

1

3

4.3

Вязание столбиков с накидом

4

1

3

5

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

36

11

25



Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Создание изделий из поделочных материалов
    1. Плетение из газетных (журнальных) трубочек

Теория. История плетения из ивового прута. Технология изготовления трубочек из газеты.

Практика. Плетение газетных трубочек. Плетение корзинки из газетных трубочек. Плетение сундучка из газетных трубочек.

    1. Изделие «Кубики»

Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика. Составление схемы. Изготовление изделия «Кубики».

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов
    1. Лоскутная мозаика (пэчворк). Прихватка

Теория. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практика. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани с учётом долевой нити. Технология

соединения деталей между собой с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

    1. Игрушка из фетра

Теория. Освоение техники резания ножницами по прорисованному контуру по фетру. Соединение готовых форм в единую композицию.

Практика. Изготовление игрушки из фетра.

Раздел 4. Вязание крючком
    1. Цепочка из воздушных петель

Теория. История возникновения вязания. Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

    1. Вязание столбиков без накида

Теория. Правила вязания столбика без накида. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

    1. Вязание столбиков с накидом

Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом.

Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания.

Плотность вязания. Работа с «почерком».

Раздел 5. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Учебный (тематический) план 3-го года обучения

п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Работа с бумагой

8

3

5


2.1

Основы аппликации.

Объёмная аппликация

4

2

2

Практическое задание

2.2

Аппликация из круглых

салфеток

4

1

3

3

Создание изделий из фетра

8

2

6


3.1

Изделие «Ободок с цветами»

4

1

3

Практическое задание

3.2

Объемная игрушка

«Медвежонок»

4

1

3

4

Вязание крючком

8

2

6


4.1

Изготовление помпона

4

1

3

Практическое задание

4.2

Изделие «Подставка под горячее»

4

1

3

5

Искусство оригами

8

2

6


5.1

Базовые формы оригами

4

1

3

Практическое задание

5.2

Объёмные фигуры из

треугольных модулей

4

1

3

6

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

36

10

26



Содержание учебного (тематического) плана 3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Аппликация

2.1 Основы аппликации. Объёмная аппликация

Теория. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы. Практика. Композиция «Луговой букет».


2.2 Аппликация из круглых салфеток


Практика. Панно «Осенние деревья».



Раздел 3. Создание изделий из фетра
    1. Изделие «Ободок с цветами»

Теория. Разнообразие видов фетра (акриловый, вискозный, шерстяной и др.). Технология изготовления цветка из фетра.

Практика. Способы изготовления цветка по шаблонам. Крепление цветка к основе. Изделие «Ободок с цветами».

    1. Объемная игрушка «Медвежонок»

Теория. Беседа об объемных игрушках. Отличительные особенности объемной игрушки.

Практика. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление объемной игрушки «Медвежонок».

Раздел 4. Вязание крючком
    1. Изготовление помпона

Теория. Техника изготовления помпона.

Практика. Подготовка материалов. Подбор тканей по цвету. Отработка техники изготовления помпона.

    1. Изделие «Подставка под горячее»

Теория. Показ образца изделия. Информация о практической направленности изделия. Понятие о цветовом круге. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, вывязывании петель цепочки.

Практика. Вывязывание цепочек. Творческая работа – сборка в изделие.

Раздел 5. Искусство оригами

Теория. Знакомство с термином «оригами» и краткой исторической справкой по истории искусства оригами.

    1. Базовые формы оригами

Практика. Базовые формы: «Воздушный змей», «Блинчик», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Катамаран», модуль кусудамы

«Супершар».


5.2 Объёмные фигуры из треугольных модулей

Теория. Китайское модульное оригами. Как сложить треугольный модуль оригами.

Практика. Радужный лебедь.



Раздел 6. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: входной, текущий и итоговый.

  • входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир декоративно-прикладного искусства, правил правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;

  • текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;

  • итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.

Уровни освоения Программы: высокий, средний, низкий.

При высоком уровне освоения Программы обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Правильно обращается с инструментами, умеет следовать устным инструкциям и работать в коллективе.

При среднем уровне освоения Программы обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.

При низком уровне освоения Программы обучающийся не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы, не может принимать участие в коллективной работе.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение Программы

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.

На занятиях используются наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: инструкционные карты, дидактические карточки, иллюстрированные пособия.

Материально - техническое обеспечение Программы Технические средства обучения:
  • компьютер;

  • средства аудио - и видеовизуализации;

  • мультимедийные пособия.

Материалы:
  • бумага для принтера;

  • гофрированная бумага;

  • картон;

  • ткань;

  • нитки;

  • синтепон;

  • бусины;

  • фетр;

  • канва;

  • мулине;

  • шерстяные нитки.

Инструменты:
  • простые карандаши;

  • линейки;

  • канцелярские ножи;

  • зубочистки;

  • клей ПВА;

  • иглы;

  • ножницы;

  • калька;

  • портновские булавки;

  • деревянный молоток;

  • шило;

  • пинцет;

  • пяльцы;

  • иглы для вышивки;

  • копировальная бумага.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.

  4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г.

  5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 № 482).

Список литературы, используемой при написании Программы
  1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

  2. Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования (программно-методическое пособие). - Ханты – Мансийск, 2004 г.

  3. Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Дергача. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

  4. Ди ван Никерк. Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010 г.

  5. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010 г.

  6. Каминская Е. А. Лоскутное шитье. Красивые вещи своими руками / Е. А. Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: – М.: РИПОЛ классик, 2010 г.

  7. Каминская Е. А. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани / Е. А. Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: – М.: РИПОЛ классик, 2011 г.

  8. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей. – Мн.: Полымя, 1998 г.

  9. Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми. Н. Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010 г.

Список литературы для учителя
  1. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: пэчвок, изготовление игрушек. 5 – 8 классы. – Волгоград «Учитель», 2008 г.

  2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. - 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

  3. Нестерова Д.В. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье/ Д.В. Нестерова.

– М.: АСТ: Астрель, 2010.

  1. Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия

/ Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!