1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная академия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом и положением о рабочей программе МАОУ НОШ № 53.
На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется 135 часов. Во 2 классе - 34 часа.
Программа «Занимательная академия» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
1. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны знать:
Определение «природа». Называть явления природы.
Основные признаки времен года.
Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными.
О круговороте веществ в природе.
О пагубном влиянии человека на природу.
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности явлений природы.
Описывать и узнавать по описанию времена года.
Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.
Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему.
Бережно относится к природным объектам.
2. Содержание программы
«Я и мир вокруг меня» - 2 ч.
Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение.
«Загадочный мир веществ» - 3 ч.
Практическая работа.
Почему надо охранять природу? Почему книга красная?- 3 ч.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
«В мире растений» - 3 ч.
Игра-ознакомление с многообразием растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
«Некультурные» - 2 ч.
Знакомство с дикорастущими растениями.
Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.
Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)
«Чудо-растение» - 1 ч.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
«Что вырастет из семечка?» - 1 ч.
Соцветие. Виды семян и плодов
«Нет повести печальнее на свете» - 2 ч.
Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».
Природа- это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.
«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.
«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» - 2 ч.
Рисунки и рассказы о домашних питомцах.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)
«В мире животных» - 3 ч.
«Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.
Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным
Простейшие правила ухода за кошкой, собакой
Викторина «Знатоки природы» - 1 ч.
Способы познания окружающего мира: наблюдение
Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история» - 3 ч
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.
«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности – 2 ч.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха.
Откуда берется бытовой мусор.
Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.
«Берегите добрый лес – он источник всех чудес» - 3 ч.
Правила поведения на природе.
Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.
«Мы коллекционеры». Правила сбора и оформления гербария.
Подведение итогов. Игра-путешествие – 3 ч.
Разнообразие растений и животных.
Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Способы познания окружающего мира: наблюдения,
опыты
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1-2 | «Я и мир вокруг меня» | 2 | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности |
3-5 | «Загадочный мир веществ» | 3 | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам. Составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. |
6-8 | Почему надо охранять природу? Почему книга красная? | 3 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
9-11 | «В мире растений» | 3 | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности растений, домашних животных (на примере своей местности). Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать |
12-13 | «Некультурные» | 2 | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Различать объекты неживой и живой природы, использовать приобретенные знания для ухода за растениями. |
14 | «Чудо-растение» | 1 | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать. |
15 | «Что вырастет из семечка?» | 1 | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов |
16-17 | «Нет повести печальнее на свете» | 2 | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. |
18-19 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» | 2 | Приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных) Знать разнообразие животного мира Характеризовать условия, необходимые для жизни домашних животных Отрабатывать простейшие приемы ухода за домашними животными |
20-22 | «В мире животных» | 3 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Подтверждать свои ответы примерами. Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов |
23 | Викторина «Знатоки природы» | 1 | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации |
24-26 | Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история» | 3 | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы |
27-28 | «Что вокруг школы?» Ориентирование на местности | 2 | Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Выполнять правила поведения в природе. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. |
29-31 | «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» | 3 | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов Знать зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. Анализировать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. |
32-34 | Подведение итогов. Игра-путешествие | 3 | Составление плана подготовки к защите проекта Планирование сообщения о своем исследовании. Составление сообщения. Защита. Коллективное обсуждение проблем, самооценка. |
Итого: 34 часа | |
4. Формы и средства контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала
взаимоконтроль — в процессе его отработки
обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ
тематический контроль — при проведении практических и
проектных работ в течение учебного года
итоговый контроль
5. Учебно - методическое обеспечение
Для учащихся | Для учителя |
| Интернет - ресурсы |
6. Список литературы
Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение, 2007
Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс– М.: Экзамен, 2007
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – (Стандарты второго поколения)