Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
Согласовано.
Заместитель директора по УВР «Кардымовская СШ»
____________ И. А. Сауткина
«____» ______________ 2016 г.
Рабочая программа кружка
«Занимательная математика»
Предмет: «Математика и конструирование»
Класс: 2 В
Всего часов на изучение программы: 34
Количество часов в неделю: 1
Рассмотрено и согласовано
на заседании МО учителей________________
Протокол №_______
От «_____»____________2016 г.
Руководитель МО
___________________
(подпись) Ф.И.О.
Составлено учителем начальной школы
первой квалифицированной категории
Е.В. Газиевой
п. Кардымово
2016 – 2017 уч. год
Программа курса «Математика и конструирование».
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» создана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование», начальные классы, в 2 ч., утвержденной МО РФ.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса - расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления учащихся; понимание общих признаков и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов; осознание связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями; пробуждение у учащихся интереса к занятиям математикой; формирование знаний, умений, навыков и соответствующего уровня развития детей.
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Согласно годовому календарному графику школы в планировании объединены темы 33 и 34 занятий.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Планируемые результаты к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
- термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
- свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
- правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
- название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);
-виды соединений и их различия.
Учащиеся должны уметь:
- чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
- изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
- читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
- собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.
Учащиеся должны знать:
- виды треугольников по сторонам и по углам; свойства диагоналей прямоугольника и квадрата; единицы площади и соотношения между ними; термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;
- правила безопасной работы при использовании различных инструментов (циркуль, ножницы, шило, отвертка и др.); названия, назначения деталей конструктора.
Учащиеся должны уметь:
- делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
- строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;
- строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойства его диагоналей;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного треугольника;
- делить окружность на 2, 4, 8 равных частей и на 3, 6, 12 равных частей;
- изготавливать аппликации и модели несложных изделий по чертежам, по технологической карте; изготавливать несложный чертеж по рисунку аппликации;
- рационально размечать материал;
- делить отрезок пополам с использованием циркуля и линейки без делений;
- изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
ПРОГРАММА: Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 Математика и конструирование / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Просвещение, 2012.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Методическое пособие по курсу «Математика и конструирование » 1-4 класс: Пособие для учителя / С. И.Волкова, - М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Класс: 2
Учитель: Е.В. Газиева
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» 2 класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2016г.
Календарные сроки | № уроков | Тема, количество часов | Планируемые результаты. | |
Освоение предметных знаний. | Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |
2 класс (34ч) | |
01.09 | 1. | Повторение ранее изученного. Пособие с. 4-9 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | | |
08.09 | -
| «Оригами» — «Воздушный змей». Приложение 4, Пособие с. 84, 85 | Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей». | | |
15.09 | -
| Треугольник. Пособие с. 10-13 | Соотношение длин сторон треугольника. | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник. | |
22.09 | -
| Прямоугольник. Приложение 1,14-30, 32-38, 41, 43,44,45 32-34 | Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника. | Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | |
29.09 | -
| |
06.10 | -
| |
13.10 | -
| |
20.10 | -
| |
27.10 | -
| Середина отрезка. Пособие с. 35-38 | Середина отрезка. | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений). | |
10.11 | -
| |
17.11 | -
| Отрезок, равный данному. Пособие с.41, 43-45 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины). | |
24.11 | -
| Практические работы: Пособие с. 31, 39, 42 | Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата). | |
01.12 | -
| |
08.12 | -
| |
15.12 | -
| Окружность. Пособие с.46-56 | Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность. | |
22.12 | -
| |
19.01 | -
| |
26.01 | -
| |
02.02 | -
| |
09.02 | -
| «Ребристый шар» «Цыпленок» Пособие с. 57, 58, 64 | Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"». | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию. | |
16.02 | -
| |
02.03 | -
| |
09.03 | -
| Окружность, розетки. Пособие с. 68-69 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию. | |
16.03 | -
| «Изготовление закладки для книги» Пособие с. 70-76 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней дйствия. | |
23.03 | -
| |
06.04 | -
| Аппликация «Автомобиль». Пособие с. 77-79 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия. | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия. | |
13.04 | -
| |
20.04 | -
| Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор». Приложения 2, 3, с. 82, 83 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | Дополнять чертёж недостающим размером. | |
27.04 | -
| |
04.05 | -
| «Оригами». «Щенок», «Жук». Приложение 5, 6, с. 86-89 | «Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук». | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. | |
11.05 | -
| |
18.05 | -
| Набор «Конструктор». Приложение 7, с. 90-95 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | |
25.05 | -
| |
-
| |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Учебник для образовательных учреждений «Математика» 2 класс (авторы М. И. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) /Москва. Просвещение. 2012 год/
2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2014 год/
3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2014 год/
4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
9