СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование», утвержденной МО РФ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (2 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

Кардымовского района Смоленской области




Согласовано.

Заместитель директора по УВР «Кардымовская СШ»

____________ И. А. Сауткина

«____» ______________ 2016 г.

Рабочая программа кружка

«Занимательная математика»

Предмет: «Математика и конструирование»

Класс: 2 В


Всего часов на изучение программы: 34

Количество часов в неделю: 1


Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей________________

Протокол №_______

От «_____»____________2016 г.

Руководитель МО

___________________

(подпись) Ф.И.О.

Составлено учителем начальной школы

первой квалифицированной категории

Е.В. Газиевой


п. Кардымово

2016 – 2017 уч. год

Программа курса «Математика и конструирование».

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» создана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование», начальные классы, в 2 ч., утвержденной МО РФ.

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цель курса - расширение и уточнение геометрических представлений и знаний уча­щихся по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления учащихся; понимание общих признаков и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов; осознание связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями; пробуждение у учащихся интереса к занятиям математикой; формирование знаний, умений, навыков и соответствующего уровня развития детей.

Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в началь­ной школе. Курс призван решать следующие задачи:

1) рас­ширение математических, в частности геометрических, зна­ний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) форми­рование у детей графической грамотности и совершенство­вание практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделиро­вания, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо­го и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Курс «Математика и конструирование» для начальной шко­лы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Согласно годовому календарному графику школы в планировании объединены темы 33 и 34 занятий.

Содержание курса

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Констру­ирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Дли­на ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треуголь­ник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр много­угольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: раз­носторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторон­ний. Построение треугольника по трём сторонам с использо­ванием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треуголь­ника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадра­та) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Впи­санный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер пря­моугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного парал­лелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины тре­угольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии

Конструирование.

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгиба­ние, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножни­цами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изго­товление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Планируемые результаты к концу 2 класса

Учащиеся должны знать:

- термины: противоположные стороны прямоугольника, диагона­ли прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр ок­ружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

- свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

- правила безопасной работы ручным и чертежным инстру­ментом;

- название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);

-виды соединений и их различия.

Учащиеся должны уметь:

- чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треуголь­ника, прямоугольника (квадрата), круга;

- изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологичес­кие карты;

- читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изде­лия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;

- собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;

- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.

Учащиеся должны знать:

- виды треугольников по сторонам и по углам; свойства диагоналей прямоугольника и квадрата; единицы площади и соотношения между ними; термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;

- правила безопасной работы при использовании различных ин­струментов (циркуль, ножницы, шило, отвертка и др.); названия, назначения деталей конструктора.

Учащиеся должны уметь:

- делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;

- строить треугольник по трем сторонам с использованием цир­куля и линейки без делений;

- строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, ис­пользуя свойства его диагоналей;

- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольни­ка (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного треугольника;

- делить окружность на 2, 4, 8 равных частей и на 3, 6, 12 рав­ных частей;

- изготавливать аппликации и модели несложных изделий по чер­тежам, по технологической карте; изготавливать несложный чер­теж по рисунку аппликации;

- рационально размечать материал;

- делить отрезок пополам с использованием циркуля и линейки без делений;

- изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конст­руктор»;

- поддерживать порядок на рабочем месте.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

ПРОГРАММА: Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 Математика и конструирование / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Просвещение, 2012.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Методическое пособие по курсу «Математика и конструирование » 1-4 класс: Пособие для учителя / С. И.Волкова, - М.: Просвещение, 2012.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Класс: 2

Учитель: Е.В. Газиева

Количество часов

Всего 34 часов; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» 2 класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2016г.

Календарные сроки


уроков

Тема,

количество часов


Планируемые результаты.


Освоение предметных знаний.


Универсальные учебные действия

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)




2 класс (34ч)


01.09

  1. 1.

Повторение ранее изученного.


Пособие с. 4-9

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,

квадрат.



08.09

«Оригами» — «Воздушный

змей».


Приложение 4,

Пособие с. 84, 85

Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей».




15.09

Треугольник.


Пособие с. 10-13

Соотношение длин сторон треугольника.


Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник.



22.09

Прямоугольник.


Приложение 1,14-30, 32-38, 41, 43,44,45



32-34



Практическая работа «Изготовление модели

складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и

их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.


Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного

треугольника.

Изготавливать модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.



Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью

чертёжного треугольника


29.09


06.10


13.10


20.10


27.10

Середина отрезка.


Пособие с. 35-38


Середина отрезка.


Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений).


10.11


17.11

Отрезок, равный данному.


Пособие с.41, 43-45

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.



Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины).


24.11

Практические работы:


Пособие с. 31, 39, 42


Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих

форму прямоугольника (квадрата).


01.12


08.12


15.12

Окружность.


Пособие с.46-56


Круг. Центр, радиус, диаметр окружности

(круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность.


Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.



22.12


19.01


26.01


02.02


09.02

«Ребристый шар»

«Цыпленок»


Пособие с. 57, 58, 64

Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"».


Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.


16.02


02.03


09.03

Окружность, розетки.


Пособие с. 68-69


Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».


Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля.

Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.


16.03

«Изготовление

закладки для книги»


Пособие с. 70-76


Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов.


Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо).

Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия.



Читать технологическую карту и выполнять по ней дйствия.


23.03


06.04

Аппликация

«Автомобиль».


Пособие с. 77-79



Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль».

Изготовление чертежа по рисунку изделия.

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия.

Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот.

Выполнять чертёж по

рисунку изделия.


13.04


20.04

Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор».


Приложения 2, 3, с. 82, 83

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».


Дополнять чертёж недостающим размером.



27.04


04.05

«Оригами».

«Щенок», «Жук».


Приложение 5, 6, с. 86-89

«Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук».


Изготавливать по чертежу несложные изделия.

Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.


11.05


18.05

Набор

«Конструктор».


Приложение 7, с. 90-95


Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений.

Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор».

Усовершенствование изготовленных изделий





Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов


25.05




Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Учебник для образовательных учреждений «Математика» 2 класс (авторы М. И. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) /Москва. Просвещение. 2012 год/

2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2014 год/

3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2014 год/

4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/

9