СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» по математике в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Занимательная математика» по математике в 5 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЧУЮНЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании МО зам.директора по УВР приказом № ____

протокол № ____ ________ /Степанова О.В./ от «___» __________ 2015 г.

от «___» __________ 2015 г. от «___» __________ 2015 г. Директор ________ /Фаизов Р.В./ ________ /Филиппова Н.Л./









Рабочая программа

кружка

«Занимательная математика»


По математике_____________________________________________________________

указать предмет, курс, модуль



Класс 5




Количество часов 35 Уровень базовый

(базовый, профильный)




Учитель Филиппова Надежда Леонидовна















2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

  2. Примерной программы основного общего образования по математике.

  3. Программа общеобразовательных учреждений. Математика 5 – 6 кл.»/ сост. Жохов В.И., Миндюк Н.Г. – М.: Просвещение, издание 2-е, 2010.

  4. Учебного плана МОБУ СОШ села Чуюнчи на 2015-2016 учебный год.

  5. Положения о рабочей программе учителя-предметника МОБУ СОШ с.Чуюнчи.

  6. Устава школы МОБУ СОШ с.Чуюнчи.


Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.


Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.


Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Занимательная математика», рассчитанного на 35 часов (1 час в неделю).

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. 

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

  • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

  • названия больших чисел;

  • свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

  • приёмы быстрого счёта;

  • методы решения логических задач;

  • свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

  • понятие графа;

  • понятие софизма.

Уметь:

  • читать и записывать римские числа;

  • читать и записывать большие числа;

  • пользоваться приёмами быстрого счёта;

  • решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

  • использовать различные приёмы при решении логических задач;

  • решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

  • решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

  • выполнять проектные работы.









Содержание тем учебного курса


I. Занимательная арифметика (5 ч.)

1. Запись цифр и чисел у других народов.

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

2. Числа - великаны и числа- малютки.

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

3.  Упражнения на быстрый счёт.

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.


II. Занимательные задачи (9 ч.)

1 . Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

2. Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

3. Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

4. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

5. Задачи с числами.

 Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

  6. Задачи – шутки

Решение  шуточных задач в форме загадок.


III. Логические задачи (11 ч.)

1. Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

2. Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

3. Простейшие графы.

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

4. Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

5.  Задачи на взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

6.  Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

7. Старинные задачи.

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.


IV. Геометрические задачи (3 ч.)

1. Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

3. Геометрические головоломки.

«Танграм».


V. Проекты (3 ч.)

1. Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

  • Софизмы и парадоксы.

  • Математические фокусы.

  • Математика и искусство.

  • Математика и музыка.

  • Лабиринты.

  • Палиндромы.

  • Четыре действия математики.

  • Древние меры длины.

  • Возникновение чисел.

  • Счёты.

  • Старинные русские меры.

  • Магические квадраты.

  • Свои темы проектов.


VI. Решение задач (4 ч.)

Решение задач. Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка».




Учебно – тематический план


п/п

Тематика занятий

Количество часов

1.

Занимательная арифметика

5

2.

Занимательные задачи

9

3.

Логические задачи

11

4.

Геометрические задачи

3

5.

Проекты

3

6.

Решение задач

4


ИТОГО

35











Тематическое планирование

№ урока

Номер урока

в теме

Содержание учебного материала

(раздела, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Инновационный

потенциал урока

по плану

по плану

1

2

3

4

5

6

7

I ЧЕТВЕРТЬ

1 урок в неделю, 8 уроков за четверть

1. Занимательная арифметика (5 ч.)

1

1

Запись цифр и чисел у других народов

1

03.09.



2

2

Числа - великаны и числа- малютки

1

10.09.



3

3

Числа - великаны и числа- малютки

1

17.09.



4

4

Приёмы  быстрого счёта

1

01.10.



5

5

Приёмы  быстрого счёта

1

08.10.



2. Занимательные задачи (9 ч.)

6

1

Магические квадраты

1

15.10.



7

2

Математические фокусы

1

22.10.



8

3

Математические фокусы

1

29.10.



II ЧЕТВЕРТЬ

1 урок в неделю, 8 уроков за четверть

9

4

Математические ребусы

1

05.11.



10

5

Математические ребусы

1

12.11.



11

6

Софизмы

1

19.11.




12

7

Задачи с числами

1

26.11.



13

8

Задачи шутки

1

03.12.



14

9

Старинные задачи

1

10.12.



3. Логические задачи (11 ч.)

15

1

Задачи, решаемые с конца

1

17.12.



16

2

Круги Эйлера

1

24.12.



III ЧЕТВЕРТЬ

1 урок в неделю, 11 уроков за четверть

17

3

Круги Эйлера

1

14.01.



18

4

Простейшие графы

1

21.01.



19

5

Простейшие графы

1

28.01.



20

6

Задачи на переливания

1

04.02.



21

7

Задачи на переливания

1

11.02.



22

8

Задачи на взвешивания

1

18.02.



23

9

Задачи на взвешивания

1

25.02.



24

10

Задачи на движение

1

03.03.



25

11

Задачи на движение

1

10.03.



4. Геометрические задачи (3 ч.)

26

1

Задачи на разрезание 

1

17.03.



27

2

Задачи со спичками

1

24.03.



IV ЧЕТВЕРТЬ

1 урок в неделю, 8 уроков за четверть

28

3

Геометрические головоломки

1

07.04.



5. Проекты (3 ч.)

29

1

Проектные работы

1

14.04.



30

2

Проектные работы

1

21.04.



31

3

Проектные работы

1

28.04.



6. Решение задач (4 ч.)

32

1

Решение задач

1

05.05.



33

2

Решение задач

1

12.05.



34

3

Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

1

19.05.



35

4

Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

1

26.05.



Перечень учебно-методической литературы

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение, 2010 .

2. Журналы «Математика в школе», 2011-2015.

3. А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д. Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М.: «Просвещение», 2012.

4. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы – М.:  Айрис-пресс, 2011.

5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2012.

6. Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2011.

7. Ю.В. Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус, 2012.

8. П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2013. (Библиотека «Первое сентября», серия «Математика», №3 (15)/2013)

9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!