Уровень образования (класс): 5 Юра К.
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Представления о себе. | 1. Представления о себе. |
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа); | Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа); |
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок) | Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок) |
Знание назначения внутренних органов | Сообщение о состоянии своего здоровья |
Сообщение о состоянии своего здоровья |
Называние своего имени и фамилии | Называние своего имени и фамилии |
Называние своего возраста (даты рождения) | |
Знание видов деятельности для организации своего свободного времени |
Сообщение сведений о себе |
2. Семья: | 2. Семья: |
Узнавание (различение) членов семьи | Узнавание (различение) членов семьи |
Узнавание (различение) детей и взрослых |
Определение своей социальной роли в семье |
Различение социальных ролей членов семьи |
3. Гигиена тела: | 3. Гигиена тела: |
Вытирание лица | Вытирание лица |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) |
Чистка зубов | Чистка зубов |
Полоскание полости рта | Полоскание полости рта |
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) |
Расчесывание волос | Расчесывание волос |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос) | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос) |
4. Обращение с одеждой и обувью: | 4. Обращение с одеждой и обувью: |
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) | Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) |
Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая) | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий |
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) | |
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) |
Знание назначения головных уборов |
Различение сезонных головных уборов |
Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) |
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий |
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Урок.
| I четверть. (8) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
Представления о себе. |
1 | Называние своего имени и фамилии | 2 | 07.09 |
2 | 14.09 |
3 | Называние своего возраста (даты рождения) | 2 | 21.09 |
4 | 28.09 |
5 | Сообщение о состоянии своего здоровья | 2 | 05.10 |
6 | 12.10 |
7 | Сообщение сведений о себе | 2 | 19.10 |
8 | 26.10 |
| II четверть (8) |
Представления о себе. |
9 | Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа | 2 | 09.11 |
10 | 16.11 |
11 | Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень. | 2 | 23.11 |
12 | 30.09 |
13 | Внутренние органы человека: почки, желудок) | 2 | 07.12 |
14 | 14.12 |
15 | Обобщающий урок: «Строение тела человека» | 2 | 21.12 28.12 |
III четверть (11) | |
| Семья. | | |
16 | Мама | 1 | |
17 | Члены семьи. | 1 | |
18 | Узнавание (различение) членов семьи. | 1 | |
19 | Узнавание (различение) детей и взрослых | 1 | |
20 | Животные, проживающие в семье. | 1 | |
21 | Режим дня. | 1 | |
22 | Обобщающий урок по теме: «Моя семья» | 1 | |
| Гигиена тела. | | |
23 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. | 1 | |
24 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос | 1 | |
25 | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта | 2 | |
26 | |
| IV четверть (8) |
|
27 | Обувь. Виды обуви. | 2 | |
28 | |
29 | Головные уборы | 2 | |
30 | |
31 | Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) | 2 | |
32 | |
33 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | 2 | |
34 | |