РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс «Коррекционно - развивающие занятия по математике»
для учащихся 9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.0 27.11.2015)
5.Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования (далее – АООП НОО) обучающихся, утвержденные от 22.12.15 № 4/15 http://fgosreestr.ru/
6.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
7.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)
8. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Целью воспитания является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (волонтерское движение);
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по математике, являющейся частью адаптированной основной образовательной программы, и предназначена для проведения коррекционных занятий по математике в 9 классах.
Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по математике в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Однако задача образовательного учреждения создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа дает дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по математике для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от корригируемых недостатков, систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.
Планируемые результаты освоения курса.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
В личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
В метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
В предметном направлении:
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления;
•использовать знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
•использовать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать простейшие текстовые задачи алгебраическим методом;
• владеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов;
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать простейшие квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса;
• строить графики элементарных функций;
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
•находить относительную частоту и вероятность случайного события;
некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
•оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
•решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
•приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
•вычислять площади кругов и секторов;
•вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
•оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
•находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;
•вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых линий.
Тематическое планирование 9 класс
№ уч. недели | Содержание учебного материала | Кол-во часов | |
1-2 | Числа и выражения. Преобразование выражений | 2 | |
3-5 | Уравнения. | 3 | |
6-8 | Системы уравнений. | 3 | |
9-11 | Неравенства. | 3 | |
12-13 | Координаты и графики. | 2 | |
14-16 | Функции | 3 | |
17-18 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 2 | |
19-21 | Текстовые задачи. | 3 | |
22-23 | Уравнения и неравенства с модулем. | 2 | |
24-25 | Уравнения и неравенства с параметром. | 2 | |
26-28 | Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности | 3 | |
29-33 | Геометрия | 5 | |
34 | Обобщающее повторение | 1 | |