муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей биологии, химии, географии__ _______________________ Руководитель ________/_Павлюк И. А_/ ФИО Протокол №____1___ от « 28 » августа 2019 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/__Кокорева И. А./ ФИО « 28» августа 2019 г | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета №__1_ от « 30» августа 2019 г Председатель педсовета __________/Коган Л. Г./ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Самусевой Ирины Владиславны,
учителя первой категории,
курса по выбору
« Генетика человека и эволюция»
ДЛЯ 10В КЛАССА
(профильный уровень)
НА 2019 / 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ
«Средняя школа №10»
№ 115-ОД
От «31» августа 2019 г.
г. Рославль
2019 год
Данная программа разработана на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 №24480) (с изменениями и дополнениями).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №10» на 2019 – 2020 учебный год.
2.Используемый УМК
Л. В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц, А. О. Рувинский и др. Биология 10 класс. Углубленный уровень. М. «Просвещение» 2019
А. А. Кириленко Биология ЕГЭ Раздел «Генетика» теория, тренировочные задания. Учебно-методическое пособие издание 10, исправленное и дополненное. Легион Ростов-на-Дону 2018
Г. А. Адельшина, Ф.К. Адельшин Генетика в задачах. Уч. пособие по курсу биологии 3-е издание, стереотипное Москва «Планета», 2013
М. С. Гекалюк генетика. Задачи с образцами решений. Саратов: Лицей, 2012
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:
личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты обучения
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
5) аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения освоения выпускниками основной школы программы курса являются: Знание
строения и признаков биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет;
сущности биологических процессов и явлений;
современной биологической терминологии и символики по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека;
причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
умение
решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания);
распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;
выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать и делать выводы на основе сравнения:
процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен);
определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
анализировать влияние факторов риска на здоровье человека; результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.
Актуальность курса
Программой данного курса предусматривается более углубленное изучение науки генетики, где особое внимание уделено вопросам решения генетических задач различной степени сложности. Этот курс является дополнительным материалом для подготовки к экзаменам, позволяет раскрыть некоторые медицинские аспекты, а также поможет в выборе будущей профессии.
Учебный материал данного курса содержит межпредметные связи с экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся.
В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление о наследственности как одном из ведущих факторов эволюции.
№ темы | Название темы (разделы по программе) | Количество часов, из них – к.р., р.р., практических, лабораторных | Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме курса |
личностные | метапредметные | предметные |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Введение | 1 час | Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи | Характеризовать предмет науки антропогенетики; Методы исследования, используемые в генетике человека; Оценивать роль, которую сыграли законы наследования, открытые Грегором Менделем, в развитии генетики, селекции и медицины. |
2 | Методы изучения генетики человека. | 6 часов | самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; | целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | Характеризовать организм как открытую биосистему; закономерности наследования признаков; закономерности изменчивости признаков; объяснять роль гена в наследовании признаков; доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов. |
3 | Генетика человеческих популяций. | 4 часа | самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; | целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Характеризовать типы человеческих популяций (изоляты, демы, панмиктические популяции). Основные показатели для характеристики человеческих популяций. Система браков в человеческих популяциях. Элементарные эволюционные факторы в человеческих популяциях, нарушающих равновесие генов в популяции: мутационный процесс, популяционные волны (дрейф и миграция генов), изоляция, естественный отбор. |
4 | Наследование свойств крови человека. | 3 часа | | | | | Характеризовать моногенное наследование - система резус-фактор. Иммуногенетика. Наследственные болезни крови: серповидноклеточная анемия, талассемия . |
5 | Наследование признаков у человека . | 7 часов | | | | | Знать и характеризовать типы наследования признаков у человека |
6 | Мутации у человека. | 8 часов | | | | | характеризовать типы мутаций у человека. Уметь объяснять их причины |
7 | Современные экологические проблемы и пути их решения. | 3 часа | понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; | целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; | Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Характеризовать человека как жителя биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. |
5.Календарно-тематический план
Дата/ план | Дата/ факт | № п./п | № по теме/ разделу | Тема урока |
Тема 1. Введение(1 ч ) |
02.09-07.09 | | 1 | 1 | Антропогенетика-генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Медицинский аспект генетики. |
Тема 2 Методы изучения генетики человека.(6 ч) |
09.09-14.09 | | 2 | 1 | Методы изучения генетики человека. |
16.09-21.09 | | 3 | 2 | Генеалогический метод. |
23.09-28.09 | | 4 | 3 | Цитогенетический метод. |
30.09-05.10 | | 5 | 4 | Близнецовый метод. |
07.10-12.10 | | 6 | 5 | Онтогенетический метод. |
14.10-19.10 | | 7 | 6 | Популяционный метод. |
Генетика человеческих популяций(4 ч) |
21.10-26.10 | | 8 | 1 | Механизмы равновесия генов в популяции |
28.10-02.11 | | 9 | 2 | Закон Харди-Вайдберга. |
11.11-16.11 | | 10 | 3 | Элементарные эволюционные факторы в человеческих популяциях. |
18.11-23.11 | | 11 | 4 | Генетический полиморфизм |
Наследование свойств крови человека. (3 ч) |
25.11-30.11 | | 12 | 1 | Наследование свойств крови человека. Моногенное наследование - система резус-фактор. Иммуногенетика. |
02.12-07.12 | | 13 | 2 | Наследственные болезни крови: серповидноклеточная анемия, талассемия . |
09.12-14.12 | | 14 | 3 | Решение задач на наследование группы крови. |
Наследование признаков у человека. (7 ч) |
16.12-21.12 | | 15 | 1 | Наследование аутосомно-доминантных признаков |
23.12-28.12 | | 16 | 2 | Решение задач |
13.01-18.01 | | 17 | 3 | Наследование аутосомно-рецессивных признаков у человека. |
20.01-25.01 | | 18 | 4 | Решение задач |
27.01-01.02 | | 19 | 5 | Наследование, сцепленное с полом, у человека. |
03.02-08.02 | | 20 | 6 | Определение пола у человека. Интерсекс. |
10.02-15.02 | | 21 | 7 | Решение задач |
Мутации у человека.(8 ч) |
17.02-22.02 | | 22 | 1 | Генные и хромосомные мутации у человека. Делеция. Синдром «кошачьего крика». Транслокации |
24.02-29.02 | | 23 | 2 | Геномные мутации. |
02.03-07.03 | | 24 | 3 | Моносомия. Полисомия. Синдром Шершевского-Тернера. Трисомия. |
09.03-14.03 | | 25 | 4 | Гетероплоидия по аутосомам . Практикум по решению задач |
16.03-21.03 | | 26 | 5 | Практикум по решению задач. |
30.03-04.04 | | 27 | 6 | Практикум по решению задач. |
06.04-11.04 | | 28 | 7 | Практикум по решению задач. |
13.04-18.04 | | 29 | 8 | Практикум по решению задач. |
Современные экологические проблемы и пути их решения.(4 ч) |
20.04-25.04 | | 30 | 1 | Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. |
04.05-09.05 | | 31 | 2 | Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. |
11.05-16.05 | | 32 | 3 | Конференция «Роль антропогенетики для здоровья населения». |
18.05-23.05 | | 33 | 4 | Итоговый урок. Зачет |