Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание сочинений-рассуждений и других творческих работ. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи:
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
№ П/П | Наименование раздела программы, тема урока | Измерители, виды и формы контроля | Сроки проведения |
план | факт |
1 | Повторение изученного в 5-6 кл. Трудные случаи правописания местоимений. | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр. | | |
2. | Повторение изученного. Склонение числительных. | Практикум | | |
3. | Повторение изученного. Анализ текста художественного стиля. | Фронтальный опрос, групповые задания | | |
4. | Публицистический стиль и его особенности. | Составление таблицы | | |
5. | Практикум. Анализ текста публицистического стиля. | Практикум | | |
6. | Орфографический и пунктуационный анализ текста. | Работа с текстом | | |
7-8 | Обучающее изложение с творческим заданием. Анализ и редактирование изложений с творческим заданием. | Изложение, редактирование | | |
9-10 | Орфоэпические нормы. Составление орфоэпического словаря учащихся 7 класса. | Фронтальный, индивидуальный опрос. Составление словаря. | | |
11. | Работа со словарными словами. Конструирование предложений. | Конструирование. Коллективная и самостоятельная работа. | | |
| Употребление причастий в речи. | | | |
12-13 | Орфографические нормы в причастиях. Трудные случаи правописания причастий. | Фронтальный , индивидуальный опрос, работа с деформированным текстом | | |
14-15 | Грамматические и пунктуационные нормы предложений с причастным оборотом | Практикум, самостоятельная работа | | |
17-18 | Обучающее сочинение-повествование с элементами описания природы и внутреннего состояния человека. | Сочинение-повествование элементами описания природы и внутреннего состояния человека. | | |
19 | Орфограммы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. | Фронтальный, индивидуальный опрос, объяснительный диктант | | |
20 | Словообразовательные нормы при образовании причастий | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр. | | |
21-22 | Орфограммы в причастиях. Н и НН в причастиях, прилагательных | Фронтальный, индивидуальный опрос. Самостоятельная работа. | | |
23, 24 | Предупреждение грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотами | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр. | | |
25 | Контрольное тестирование. Орфографические нормы в причастиях | Тестирование | | |
26 | Словообразование и орфография | Фронтальный и индивидуальный опрос, карточки с заданиями | | |
27 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа | | |
28. | Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение | | |
29. | Морфемный состав деепричастий. | Фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение упр. | | |
30-31 | Морфемика и орфография в деепричастиях | Практикум, самостоятельная работа | | |
32 | Анализ текста публицистического стиля | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа | | |
33-34 | Монологическое высказывание на этическую тему (написание и публичное выступление) | Индивидуальный опрос, устн. работа | | |
35. | Трудные случаи написания деепричастий | Практикум, самостоятельная работа | | |
36, 37, 38 | Предупреждение грамматических ошибок в предложениях с деепричастными оборотами. Конструирование и редактирование предложений с деепричастными оборотами. Контрольная работа «Правописание деепричастий» | Фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение упр. Контрольная работа. | | |
39 | Словообразовательные нормы наречий. | Фронтальный опрос, объяснительный дикт. | | |
40 | Словобразование и пунктуация | Фронтальный опрос, групповые задания, предупред. дикт. | | |
41 | Орфограммы в наречиях | Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями | | |
42 | Орфографические нормы в наречиях | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр | | |
43 | Нормы правописания наречий. Предупреждение грамматических и речевых ошибок. | Тестирование | | |
44-45 | Обучающее сочинение-рассуждение на основе текста | Фронтальный и индивидуальный опрос, устн. и письмен. | | |
46 | Трудные случаи правописания наречий | Фронтальный опрос, групповые задания, самост. работа | | |
47 | Пересказ прочитанного текста с включением цитаты | Практикум, самост. работа | | |
48 | Предлог. Морфология и орфография | Фронтальный, индивидуальный опрос | | |
49-50 | Диалог и его особенности. Диалог по заявленной теме. | | | |
51-52 | Орфограммы в предлогах. Трудные случат правописания производных предлогов | Тестирование | | |
53,54 | Приёмы компрессии. Применение на практике. КР. Написание сжатого изложения с использованием аудиофайла. | Фронтальный, индивидуальный опрос Изложение. | | |
55 | Союз. Синтаксические нормы . | Фронтальный, индивидуальный опрос, | | |
56 | Союз. Пунктуационные нормы. | Практикум, самостоятельная работа | | |
57 | Трудные случаи написания союзов | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа | | |
58 | Сочинение-описание картины и фотографии | Практикум | | |
59 | Морфология и орфография. Частицы | Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями | | |
60 -61 | Правописание частиц разных разрядов | Практикум | | |
62. | Употребление частиц в речи. Предупреждение грамматических ошибок | Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями | | |
63 | Морфологическая омонимия. Орфография. | Практикум, самостоятельная работа | | |
64. | Итоговая контрольная работа (диктант и анализ текста) | Контрольная работа | | |
65 | Междометия как средство выразительности речи | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа, выполнение упр. | | |
66-67 | Роль междометий в тексте. Конструирование диалогов с междометиями | Фронтальный опрос, беседа, | | |
68. | Заключительный урок. Обобщающее повторение. | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа | | |
.