Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Астрономия", 8 класс»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2015 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 317-ОД от 30.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Астрономия» для 8 класса, основного общего образования, базовый уровень
(предмет, класс, ступень обучения)
Емельяновой Елены Сергеевны
(Ф.И.О.)
учителя первой квалификационной категории
(должность, категория, разряд)
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2017года введён курс астрономии в 11 классе. Однако на уровне основного общего образования астрономия как предмет даётся на минимальном уровне в рамках других курсов. Выходя из основной школы, ученик имеет слишком примитивные представления о Вселенной и месте человека в ней. В свете последних открытий, сделанных в астрономии, это недопустимо для человека XXI века.
Необходимость курса астрономии на уровне основного общего образования вытекает из следующих позиций:
Современному человеку необходимо иметь научное представление об окружающем мире и месте человека в нём, он должен усвоить, что мир познаваем и в нём проявляются законы физики;
Человек любой профориентации должен уметь объяснить наблюдаемые астрономические явления, понимать их природу и физические причины;
Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательность молодых людей, распространить её за пределы утилитарных запросов, обогащая духовный мир подростка и делая его жизнь более насыщенной и интересной;
Для многих специальностей необходимы те или иные элементы астрономических знаний: физикам и математикам, геологам и геодезистам, географам, лётчикам и космонавтам и т.д.
Хотя элементы астрономии уже знакомы школьникам из курса природоведения и других, но даже в этом случае отдельный курс астрономии требуется для создания целостной астрономической картины мира, не говоря уже о восприятии астрономии как элемента культуры цивилизации, о знакомстве с развитием человеческой мысли в историческом плане.
Чтобы как-то решить создавшуюся проблему, можно создать развивающий курс астрономии в 8 классе. Так как имеющихся у детей знаний по физике ещё недостаточно для объяснения астрономических явлений, необходимо дополнить его некоторыми вопросами физики.
Основные цели изучения курса «Астрономия»
Цель курса «Астрономия» дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира.
В задачи изучения курса «Астрономия» входят
Показать место человека в Солнечной системе и Галактике;
Ознакомить учащихся с основами астрономической науки, с научными методами и историей изучения Вселенной;
Показать связь астрономии и физики, ознакомить с основными применениями физических законов в астрономии;
Выработать сознательное отношение к активно внедряемым в нашу жизнь астрологии и другим оккультным наукам;
Формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализаций.
Преподавание курса трудно ограничить тесными рамками уроков. Поэтому желательно запланировать посещение планетария, экскурсии в обсерваторию.
На изучения курса «Астрономия» в 8 классе отведено учебное время в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Введение в астрономию | 6 | Предмет астрономии, наблюдения в астрономии, связь астрономии и физики. Звёздное небо, созвездия. Изменение вида звёздного неба в течение суток, горизонтальная система координат, кульминация светил, суточное движение светил на разных широтах. Изменение вида звёздного неба в течение года, экваториальная система координат, эклиптика, зодиакальные созвездия. Основы измерения времени, линия перемены дат. Понятие о летоисчислении, виды календарей, юлианский, григорианский, всемирный календари | Самостоятельная работа |
Раздел 2 Строение Солнечной системы | 3 | Видимое движение планет, конфигурации планет, сидерический, синодический периоды обращения планет. Развитие представлений о Солнечной системе. Законы Кеплера – законы движения небесных тел. Теория тяготения Ньютона, закон всемирного тяготения, уточнение и обобщение Ньютоном законов Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих тел | Самостоятельная работа |
Раздел 3 Физическая природа тел Солнечной системы | 7 | Планеты Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы, строение Земли, физические условия на Земле. Луна – спутник Земли, особенности движения, физические условия на Луне, поверхность, лунное строение. Солнечные и лунные затмения. Планеты земной группы, общая характеристика и особенности каждой планеты. Планеты – гиганты, общая характеристика и особенности каждой планеты и их спутников. Астероиды и метеориты, движение, состав, происхождение, виды метеоритов. Кометы и метеоры, болиды и метеорные потоки. | Самостоятельная работа |
Раздел 4 Солнце и звёзды | 6 | Общие сведения о Солнце, строение Солнца. Строение вещества, четыре состояния вещества, элементарные частицы. Ядерные и термоядерные реакции. Спектральный анализ, виды спектров. Различные проявления солнечной активности. Влияние Солнца на Землю. Общие характеристики звёзд, связь между физическими характеристиками звёзд. Различные виды звёзд. | Самостоятельная работа |
Раздел 5 Строение Вселенной | 11 | Галактики, их виды, строение и состав. Наша Галактика. Метагалактика. Жизнь и разум во Вселенной | Самостоятельная работа, диктант |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Введение в астрономию | 6 | 0 |
2 | Строение Солнечной системы | 3 | 0 |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы | 7 | 0 |
4 | Солнце и звёзды | 6 | 0 |
5 | Строение Вселенной | 11 | 1 |
ИТОГО | | 33 | 1 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по астрономии для 8 класса (34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Демонстрации |
1. Введение в астрономию (6 ч) |
1 | Предмет астрономии | | | | |
2 | Звёздное небо | | | | |
3 | Изменение вида звёздного неба в течение суток | | | | |
4 | Изменение вида звёздного неба в течение года | | | | |
5 | Основы измерения времени | | | | |
6 | Основы измерения времени | | | | |
2. Строение Солнечной системы (3 ч) |
7 | Видимое движение планет | | | | |
8 | Законы Кеплера | | | | |
9 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел | | | | |
3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч) |
10 | Система Земля – Луна. Природа Луны | | | | |
11 | Планеты земной группы | | | | |
12 | Планеты - гиганты | | | | |
13 | Планеты | | | | |
14 | Спутники | | | | |
15 | Астероиды и метеориты | | | | |
16 | Кометы и метеоры | | | | |
4. Солнце и звёзды (6 ч) |
17 | Общие сведения о Солнце | | | | |
18 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | | | | |
19 | Расстояния до звёзд | | | | |
20 | Физическая природа звёзд | | | | |
21 | Двойные звёзды | | | | |
22 | Сверхновые звёзды | | | | |
5. Строение Вселенной (11 ч) |
23 | Галактики. Наша Галактика | | | | |
24 | Галактики | | | | |
25 | Метагалактика | | | | |
26 | Большой взрыв | | | | |
27 | Эволюция звёзд | | | | |
28 | Происхождение и эволюция галактик | | | | |
29 | Чёрные дыры | | | | |
30 | Происхождение планет | | | | |
31 | Эволюция Солнечной системы | | | | |
32 | Жизнь и разум во Вселенной | | | | |
33 | Жизнь и разум во Вселенной | | | | |
Резерв 1 час |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные
Учащимся будут созданы условия для
формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формирования убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные
Учащимся будет предоставлена возможность
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Предметные
Учащиеся могут научиться:
описывать и объяснять явления: солнечные и лунные затмения, суточное движение светил, превращение энергии из одного вида в другой, ядерные реакции;
использовать астрономические приборы и измерительные инструменты для астрономических наблюдений и измерений: телескоп, подвижная карта звёздного неба;
приводить примеры практического использования астрономических знаний: для нахождения небесных тел на небе, для определения географических координат, для создания основ измерения времени;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Учащиеся узнают:
смысл понятий: небесная сфера, созвездие, сарос, синодический и сидерический периоды обращения, конфигурация планет, полюса мира, ось мира, небесный экватор, круг склонения, прямое восхождение, календарь, Солнечная система, астероид, метеорит, метеор, комета, планета, галактика, Вселенная;
смысл величин: параллакс, световой год, парсек, светимость, блеск, видимая звёздная величина;
смысл физических законов: законов Кеплера, закона всемирного тяготерния.