СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Астрономия", 8 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа элективного курса "Астрономия" предназначена для организации занятий в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Астрономия", 8 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9)


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2015

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 317-ОД от 30.08.2017








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






по курсу «Астрономия» для 8 класса, основного общего образования, базовый уровень

(предмет, класс, ступень обучения)



Емельяновой Елены Сергеевны

(Ф.И.О.)

учителя первой квалификационной категории

(должность, категория, разряд)
















2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


С 2017года введён курс астрономии в 11 классе. Однако на уровне основного общего образования астрономия как предмет даётся на минимальном уровне в рамках других курсов. Выходя из основной школы, ученик имеет слишком примитивные представления о Вселенной и месте человека в ней. В свете последних открытий, сделанных в астрономии, это недопустимо для человека XXI века.

Необходимость курса астрономии на уровне основного общего образования вытекает из следующих позиций:

  • Современному человеку необходимо иметь научное представление об окружающем мире и месте человека в нём, он должен усвоить, что мир познаваем и в нём проявляются законы физики;

  • Человек любой профориентации должен уметь объяснить наблюдаемые астрономические явления, понимать их природу и физические причины;

  • Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательность молодых людей, распространить её за пределы утилитарных запросов, обогащая духовный мир подростка и делая его жизнь более насыщенной и интересной;

  • Для многих специальностей необходимы те или иные элементы астрономических знаний: физикам и математикам, геологам и геодезистам, географам, лётчикам и космонавтам и т.д.

Хотя элементы астрономии уже знакомы школьникам из курса природоведения и других, но даже в этом случае отдельный курс астрономии требуется для создания целостной астрономической картины мира, не говоря уже о восприятии астрономии как элемента культуры цивилизации, о знакомстве с развитием человеческой мысли в историческом плане.

Чтобы как-то решить создавшуюся проблему, можно создать развивающий курс астрономии в 8 классе. Так как имеющихся у детей знаний по физике ещё недостаточно для объяснения астрономических явлений, необходимо дополнить его некоторыми вопросами физики.


Основные цели изучения курса «Астрономия»


Цель курса «Астрономия» дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира.


В задачи изучения курса «Астрономия» входят


  • Показать место человека в Солнечной системе и Галактике;

  • Ознакомить учащихся с основами астрономической науки, с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • Показать связь астрономии и физики, ознакомить с основными применениями физических законов в астрономии;

  • Выработать сознательное отношение к активно внедряемым в нашу жизнь астрологии и другим оккультным наукам;

  • Формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализаций.

Преподавание курса трудно ограничить тесными рамками уроков. Поэтому желательно запланировать посещение планетария, экскурсии в обсерваторию.

На изучения курса «Астрономия» в 8 классе отведено учебное время в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).


















  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

Раздел 1

Введение в астрономию

6

Предмет астрономии, наблюдения в астрономии, связь астрономии и физики. Звёздное небо, созвездия. Изменение вида звёздного неба в течение суток, горизонтальная система координат, кульминация светил, суточное движение светил на разных широтах. Изменение вида звёздного неба в течение года, экваториальная система координат, эклиптика, зодиакальные созвездия. Основы измерения времени, линия перемены дат. Понятие о летоисчислении, виды календарей, юлианский, григорианский, всемирный календари

Самостоятельная работа

Раздел 2

Строение Солнечной системы

3

Видимое движение планет, конфигурации планет, сидерический, синодический периоды обращения планет. Развитие представлений о Солнечной системе. Законы Кеплера – законы движения небесных тел. Теория тяготения Ньютона, закон всемирного тяготения, уточнение и обобщение Ньютоном законов Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих тел

Самостоятельная работа

Раздел 3

Физическая природа тел Солнечной системы

7

Планеты Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы, строение Земли, физические условия на Земле. Луна – спутник Земли, особенности движения, физические условия на Луне, поверхность, лунное строение. Солнечные и лунные затмения. Планеты земной группы, общая характеристика и особенности каждой планеты. Планеты – гиганты, общая характеристика и особенности каждой планеты и их спутников. Астероиды и метеориты, движение, состав, происхождение, виды метеоритов. Кометы и метеоры, болиды и метеорные потоки.

Самостоятельная работа

Раздел 4

Солнце и звёзды

6

Общие сведения о Солнце, строение Солнца. Строение вещества, четыре состояния вещества, элементарные частицы. Ядерные и термоядерные реакции. Спектральный анализ, виды спектров. Различные проявления солнечной активности. Влияние Солнца на Землю. Общие характеристики звёзд, связь между физическими характеристиками звёзд. Различные виды звёзд.

Самостоятельная работа

Раздел 5

Строение Вселенной

11

Галактики, их виды, строение и состав. Наша Галактика. Метагалактика. Жизнь и разум во Вселенной

Самостоятельная работа, диктант

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Введение в астрономию

6

0

2

Строение Солнечной системы

3

0

3

Физическая природа тел Солнечной системы

7

0

4

Солнце и звёзды

6

0

5

Строение Вселенной

11

1

ИТОГО


33

1



4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по астрономии для 8 класса (34 ч в год/ 1 ч в неделю)


№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Демонстрации

1. Введение в астрономию (6 ч)

1

Предмет астрономии





2

Звёздное небо





3

Изменение вида звёздного неба в течение суток





4

Изменение вида звёздного неба в течение года





5

Основы измерения времени





6

Основы измерения времени





2. Строение Солнечной системы (3 ч)

7

Видимое движение планет





8

Законы Кеплера





9

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел





3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)

10

Система Земля – Луна. Природа Луны





11

Планеты земной группы





12

Планеты - гиганты





13

Планеты





14

Спутники





15

Астероиды и метеориты





16

Кометы и метеоры





4. Солнце и звёзды (6 ч)

17

Общие сведения о Солнце





18

Источники энергии и внутреннее строение Солнца





19

Расстояния до звёзд





20

Физическая природа звёзд





21

Двойные звёзды





22

Сверхновые звёзды





5. Строение Вселенной (11 ч)

23

Галактики. Наша Галактика





24

Галактики





25

Метагалактика





26

Большой взрыв





27

Эволюция звёзд





28

Происхождение и эволюция галактик





29

Чёрные дыры





30

Происхождение планет





31

Эволюция Солнечной системы





32

Жизнь и разум во Вселенной





33

Жизнь и разум во Вселенной





Резерв 1 час














5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)



Личностные



Учащимся будут созданы условия для

  • формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

  • формирования убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;

  • самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные



Учащимся будет предоставлена возможность

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Предметные

Учащиеся могут научиться:

  • описывать и объяснять явления: солнечные и лунные затмения, суточное движение светил, превращение энергии из одного вида в другой, ядерные реакции;

  • использовать астрономические приборы и измерительные инструменты для астрономических наблюдений и измерений: телескоп, подвижная карта звёздного неба;

  •  приводить примеры практического использования астрономических знаний: для нахождения небесных тел на небе, для определения географических координат, для создания основ измерения времени;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Учащиеся узнают:

  • смысл понятий: небесная сфера, созвездие, сарос, синодический и сидерический периоды обращения, конфигурация планет, полюса мира, ось мира, небесный экватор, круг склонения, прямое восхождение, календарь, Солнечная система, астероид, метеорит, метеор, комета, планета, галактика, Вселенная;

  • смысл величин: параллакс, световой год, парсек, светимость, блеск, видимая звёздная величина;

  • смысл физических законов: законов Кеплера, закона всемирного тяготерния.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!