г. Нижневартовск,
Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. Базовый и углубленный уровни», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; издательство Владос, Москва, 2019 год
Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника формируется биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи. Курс ориентирован на обучающихся химико-биологической группы естественно-научного профиля.
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Цель воспитания при изучении биологии – формирование культуры безопасного типа поведения, здорового образа жизни.
Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
На углублённое изучение предмета «Общая биология» в 11 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 4 часа в неделю (140 часов в год, 35 учебных недель), из них на лабораторные и практические работы отводится 10 академических часов.
Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К.Линнея. Ж.Бюффон – первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии. Эволюционные идеи Э.Ж.Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч.Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. Эволюция видов в природе. Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина.
Демонстрации: схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих основные положения эволюционных идей, концепций и теорий; портретов учёных и философов.
Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Закон генетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. Движущие силы эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Миграция. Изоляция. Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки и механизм действия. Борьба за существование и её формы. Сфера и объект действия естественного отбора. Реальность естественного отбора в природе. Формы естественного отбора. Творческая роль. Приспособленность организмов и её возникновение. Относительная целесообразность приспособлений. Вид и его критерии. Определение вида. Структура вида в природе. Способы видообразования.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев растений, коллекций животных, иллюстрирующих действие факторов эволюции, приспособленность организмов.
Лабораторные работы: №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера».
№2 «Изучение критериев вида».
Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны. Гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства, биогенетический закон. Изучение аминокислотной последовательности белков, биохимическая гомология. Моделирование эволюции. Направления и пути эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс и вымирание. Соотношение и чередование направлений эволюции. Формы направленной эволюции. Общие правила эволюции.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, биогеографических карт, иллюстрирующих методы изучения эволюции; коллекций, гербариев, ископаемых остатков организмов, портретов учёных.
Лабораторная работа №3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных».
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ. Опыт С.Миллера и Г.Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы возникновения эукариот. Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Жизнь в воде. Первые растения – водоросли. Выход на сушу. Первые споровые растения. Освоение и завоевание суши папоротникообразными. Усложнение размножения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные – простейшие. Специализация и полимеризация органелл. Дифференциация клеток. Первые многоклеточные животные. Двуслойные животные – кишечнополостные. Первые трёхслойные животные – плоские черви. Выход и завоевание животными суши. Членистоногие. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Рыбы. Второй выход животных на сушу. Земноводные. Завоевание позвоночными животными суши. Пресмыкающиеся. Птицы, Млекопитающие. Основные черты эволюции животного мира. История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Геохронологическая шкала. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Характеристика климата и геологических процессов. Появление, расцвет и гибель характерных организмов. Современная система органического мира. Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и надцарств. Современное состояние изучения видов.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих основные этапы развития органического мира на Земле; ископаемых остатков растений и животных, форм окаменелостей; гербариев растений, коллекций животных, влажных препаратов основных систематических групп организмов.
Антропология – наука о человеке. Разделы, задачи, методы. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории. Сходства и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными. Движущие силы антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов. Основные стадии антропогенеза. Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объём мозга, образ жизни, орудия. Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны и дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека. Человеческие расы. Понятие о расе. Время и место возникновения рас. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас. Критика социального дарвинизма и расизма. Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей. Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека. Структуры уровней, происходящие процессы и их взаимосвязь.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих внешний облик и образ жизни предков человека, структурно-функциональную организацию систем органов тела человека; муляжей окаменелостей, предметов материальной культуры предков человека; примеров здорового образа жизни.
Лабораторная работа №4 «Изучение экологических адаптаций человека».
Зарождение и развитие экологии в трудах А.Гумбольдта, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцова, Э.Геккеля, Ф.Клементса, В.Шелфорда, А.Тенсли, В.Н.Сукачёва, Ч.Элтона. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы.
Демонстрации: схем, рисунков, слайдов, показывающих различные методы экологических исследований, приборов, портретов учёных.
Среды обитания организмов. Их особенности. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю.Либиха. Экологические спектры организмов. Эврибионьные и стенобионтные организмы. Классификация экологических факторов. Абиотические факторы. Свет и его действие на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температура и её действие на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Температурные приспособления организмов. Влажность и её действие на организмы. Приспособления организмов к поддержанию водного баланса. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы. Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Жизненные формы организмов. Особенности строения и образа жизни. Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих действие экологических факторов на организмы, биотические взаимоотношения между организмами.
Лабораторные работы №5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания»,
№7 «Описание жизненных форм у растений и животных».
Экологическая ниша вида. Многомерная модель экологической ниши Дж. Хатчинсона. Размеры экологической ниши и её смена. Экологическая характеристика популяции. Популяция как биологическая система. Основные показатели популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции и её регуляция. Типы динамики популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяции. Факторы смертности и ёмкость среды.
Демонстрации: схем, рисунков, графиков, иллюстрирующих процессы, происходящие в популяциях; гербариев и коллекций растений и животных, принадлежащих к разным экологическим расам одного вида.
Лабораторные работы №8 «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных»,
№9 «Рост популяции мучного хрущака при разной её плотности и ограниченности ресурсов среды».
Сообщества организмов: структуры и связи. Биогеоценоз. Его структуры, связи между организмами. Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и потоки энергии. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Основные показатели. Экологические пирамиды. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Циклические изменения. Сукцессии. Природные экосистемы. Экосистемы озера. Смешанного лева. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Их основные компоненты. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающих влияние абиотических и биотических факторов на организмы, структуру и связи в экосистемах, способов экологического мониторинга.
Лабораторная работа №10 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах Э.Зюсса, В.И.Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающих структурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, разнообразие основных биомов Земли.
Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека. Антропобиосфера. Переход биосферы и ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и воздуха. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Проблемы охраны природы. Красные книги. ООПТ. Ботанические сады и зоологические парки. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов. Концепция устойчивого развития. «Повестка дня на XXI век». Сосуществование человека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика. Модели управляемого мира.
Демонстрации: слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека на биосферу, мероприятий по рациональному природопользованию, охране вод, воздуха, почвы, растительного и животного мира, фотографий охраняемых растений и животных Красной книги РФ, портретов учёных.
Значение биологических знаний для человечества. Перспективы развития современной биологии.
№ п/п | Раздел, название темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала |
| Глава 1. История эволюционного учения | 10ч | | | | |
| Зарождение эволюционных представлений | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К.Линнея |
| Первые эволюционные концепции | 1 | | | определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Ж.Бюффон – первая эволюционная концепция. Эволюционные идеи Э.Ж.Сент-Илера. Борьба с креационизмом |
| Предпосылки возникновения дарвинизма | 1 | | | определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Предпосылки возникновения дарвинизма. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии. |
| Эволюция культурных форм (по Дарвину) | 1 | | | Работа с таблицей, выступать с сообщениями | Эволюция культурных форм организмов. |
| Эволюция видов в природе (по Дарвину) | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Эволюция видов в природе |
| Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Жизнь и научная деятельность Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина |
| Обобщение темы «История эволюционного учения» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Обобщение темы «История эволюционного учения» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Итоговая аттестация (входная контрольная работа) | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ГИА | Основные понятия 10 класса |
| Итоговая аттестация (входная контрольная работа) | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ГИА | Основные понятия 10 класса |
| Глава 2. Микроэволюция | 11ч | | | | |
| Генетические основы эволюции | 1 | | | вырабатывать общее решение классифицировать информацию по различным признакам | Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Закон генетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. |
| Движущие силы эволюции | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Движущие силы эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Миграция. Изоляция |
| Естественный отбор | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Естественный отбор как фактор эволюции |
| Формы естественного отбора | 1 | | | вырабатывать общее решение классифицировать информацию по различным признакам | Формы естественного отбора. Творческая роль ЕО |
| Приспособленность организмов | 1 | | | определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Приспособленность организмов и её возникновение. |
| Лабораторная работа №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера» | 1 | | | Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Относительная целесообразность приспособлений |
| Вид, его критерии и структура | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. | Определение вида. Структура вида в природе |
| Лабораторная работа №2 «Изучение критериев вида» | 1 | | | Соблюдать правила поведения в кабинете биологии | Критерии вида |
| Видообразование | 1 | | | описывать органические молекулы живого вещества | Способы видообразования: аллопатрическое, симпатрическое |
| Обобщение темы «Вид. Видообразование» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Обобщение темы «Микроэволюция» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Глава 3. Макроэволюция | 10ч | | | | |
| Палеонтологические и биогеографические методы изучения эволюции | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны |
| Эмбриологические и сравнительно – морфологические методы изучения эволюции | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства, биогенетический закон. |
| Молекулярно – биохимические, генетические и математические методы изучения эволюции | 1 | | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Изучение аминокислотной последовательности белков, биохимическая гомология |
| Обобщение «Доказательства эволюции» | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Термины темы |
| Направления и пути эволюции | 1 | | | Овладение приемами работы с информацией | Моделирование эволюции. Направления и пути эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс и вымирание |
| Лабораторная работа №3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Соотношение и чередование направлений эволюции |
| Формы направлений эволюции | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Формы направленной эволюции. |
| Общие закономерности (правила) эволюции | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Общие правила эволюции |
| Обобщение темы «Макроэволюция» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Микро- и макроэволюция» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле | 14ч | | | | |
| Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле |
| Основные этапы неорганической эволюции | 1 | | | Уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Опыт С.Миллера и Г.Юри |
| Начало органической эволюции | 1 | | | Работа с учебным материалом; составление и заполнение таблицы | Образование полимеров из мономеров |
| Формирование надцарств организмов | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы | Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение. Основные Возникновение основных царств эукариот |
| Основные этапы эволюции растительного мира | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации |
| Основные этапы эволюции животного мира | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы | Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации |
| Обобщение темы «Этапы эволюции» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| История Земли и методы её изучения | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Геохронологическая шкала. Характеристика климата и геологических процессов. |
| Развитие жизни в архее и протерозое | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Ископаемые органические остатки. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Появление, расцвет и гибель характерных организмов. |
| Развитие жизни в палеозое | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу |
| Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу |
| Современная система органического мира | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и надцарств |
| Обобщение темы «Развитие жизни на Земле» | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Современное состояние изучения видов |
| Обобщение темы «Развитие жизни на Земле» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Глава 5. Человек – биосоциальная система | 16ч | | | | |
| Антропология – наука о человеке | 1 | | | Составлять сложный план, владеть приемами работы с информацией | Разделы, задачи, методы антропологии. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса |
| Становление представлений о происхождение человека | 1 | | | Работать с таблицей, выступать с сообщениями | Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории |
| Сходство человека с животными | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными |
| Отличия человека от животных | 1 | | | работа с текстом учебника | отличия человека и животных |
| Движущие силы (факторы) антропогенеза | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы | Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объём |
| Дриопитеки. Основные стадии антропогенеза | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Основные стадии антропогенеза. Протоапнтроп – предшественник человека. Архантроп – древний человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа |
| Стадии антропогенеза | 1 | | | Владеть приемами работы с информацией |
| Эволюция современного человека | 1 | | | Работать с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас |
| Итоговая контрольная работа 1 полугодие | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия 11 класс. Тестирование в форме ЕГЭ |
| Итоговая контрольная работа 1 полугодие | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия 11 класс. Тестирование в форме ЕГЭ |
| Человеческие расы | 1 | | | Работать с дополнительным материалом | Человеческие расы: время, место и причины возникновения |
| Приспособленность человека к разным условиям среды | 1 | | | Выполнять тренировочные упражнения. | Единство человеческих рас |
| Лабораторная работа №4 «Изучение экологических адаптаций человека» | 1 | | | Работать с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Экологические адаптации |
| Человек как часть природы и общества | 1 | | | Составлять сложный план | Адаптивные типы людей. Человек как часть природы и общества |
| Обобщение темы «Антропогенез» | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Уровни организации человека |
| Обобщение темы «Антропогенез» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Глава 6. Экология – наука о надорганизменных системах | 2ч | | | | |
| Зарождение и развитие экологии | 1 | | | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | Зарождение и развитие экологии в трудах А.Гумбольдта, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцова, Э.Геккеля, Ф.Клементса, В.Шелфорда, А.Тенсли, В.Н.Сукачёва, Ч.Элтона. |
| Методы экологии | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии |
| Глава 7. Организмы и среда обитания | 15ч | | | | |
| Среда обитания организмов | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. |
| Экологические факторы | 1 | | | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | Классификация экологических факторов. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю.Либиха |
| Свет как экологический фактор | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы | Абиотические факторы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Фотопериодизм. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Приспособления организмов к поддержанию водного баланса |
| Температура как экологический фактор | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу |
| Влажность как экологический фактор | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу |
| Приспособленность растений к среде обитания. Лабораторная работа №5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Погодные и климатические факторы. Приспособления организмов к действию абиотических факторов |
| Газовый и ионный состав среды. Почва как экологический фактор | 1 | | | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф |
| Лабораторная работа №6 «Методы измерения эдафический факторов среды обитания (определение содержания воды, воздуха и гумуса в почвенных образцах)» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | определение содержания воды, воздуха и гумуса в почвенных образцах |
| Биологические ритмы | 1 | | | Составлять сложный план Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Приспособление организмов к сезонным изменениям условия среды |
| Жизненная форма организмов | 1 | | | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | Жизненные формы организмов. Особенности строения и образа жизни |
| Лабораторная работа №7 «Описание жизненных форм у животных и растений» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Жизненные формы организмов |
| Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Виды биотических взаимодействий. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах |
| Биотические взаимодействия – мутуализм, комменсализм, аменсализм. Нейтрализм | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией |
| Обобщение темы «Биотические взаимодействия» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Обобщение темы «Организм и среда обитания» | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Основные понятия темы |
| Глава 8. Экологические характеристики вида и популяции | 7ч | | | | |
| Экологическая ниша вида | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Многомерная модель экологической ниши Дж.Хатчинсона. Размеры экологической ниши и её смена |
| Лабораторная работа №8 «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Размеры экологической ниши |
| Экологические характеристики популяции | 1 | | | Работа с текстом учебника | Популяция как биологическая система. Основные показатели популяции |
| Экологическая структура популяции | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Основные показатели популяции |
| Динамика популяции и её регуляция. Типы динамики популяции | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Типы динамики популяции. Модель Мальтуса. Кривые выживания: экспоненциальная и логистическая. Регуляция численности популяции. Факторы смертности и ёмкость среды |
| Лабораторная работа № 9 «Рост популяции мучного хрущака при разной ее плотности и ограниченности ресурсов среды» | 1 | | | Лабораторное занятие | Оценка численности популяции. Регуляция численности популяции. Принцип конкурентного исключения Гаузе |
| Обобщение темы | 1 | | | Выполнение тестовых заданий | Основные понятия темы |
| Глава 9. Сообщества и экологические системы | 11ч | | | | |
| Сообщества организмов: структуры и связи | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Биогеоценоз. Его структуры, связи между организмами. устойчивости сообществ |
| Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы | 1 | | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Структурные компоненты экосистемы. |
| Круговорот веществ и поток энергии | 1 | | | Уметь владеть приемами работы с информацией. Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Трофические цепи и сети. Экологические пирамиды |
| Основные показатели экосистемы | 1 | | | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | Циклические изменения. Сукцессии |
| Свойства биогеоценозов и динамика сообщества | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Динамика сообществ |
| Природные экосистемы | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Экосистемы озера, смешанного леса |
| Антропогенные экосистемы | 1 | | | Работать с информационными источниками | Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы |
| Обобщение темы | 1 | | | Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Структуры и процессы в экосистемах. Лабораторная работа №10 «Моделирование структуры и процессов, происходящих в экосистемах» | 1 | | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем |
| Биоразнообразие – основа устойчивости сообщества | 1 | | | владеть приемами работы с информацией | Биоразнообразие – основа устойчивости сообщества |
| Обобщение темы «Сообщества и экологические системы» | 1 | | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем |
| Повторение темы «Сообщества и экологические системы» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Глава 10. Биосфера – глобальная экосистема | 4ч | | | | |
| Биосфера – живая оболочка Земли | 1 | | | Работа с таблицей, выступать с сообщениями | Развитие представлений о биосфере в трудах Э.Зюсса, В.И.Вернадского. Области биосферы и её состав |
| Закономерности существования биосферы | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и биогеохимические циклы |
| Основные биомы Земли | 1 | | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения. | Климат, растительный и животный мир основных биомов суши |
| Повторение темы «Биосфера» | 1 | | | Выполнять тренировочные упражнения | Термины темы |
| Глава 11. Человек и окружающая среда | 12ч | | | | |
| Человечество в биосфере Земли | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу формулировать проблемные вопросы, владеть приемами работы с информацией | Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека. Антропобиосфера. Переход биосферы и ноосферу |
| Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха | 1 | | | Соотносить собственную деятельность с деятельностью других; систематизировать информацию. Фиксировать результаты, делать выводы | Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха |
| Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов | 1 | | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения. | Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов |
| Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата | 1 | | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и воздуха |
| Антропогенное воздействие на растительный и животный мир | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Антропогенное воздействие на растительный и животный мир |
| Охрана растительного и животного мира | 1 | | | Составлять и заполнять таблицу Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Охрана растительного и животного мира. Проблемы охраны природы. Красные книги. ООПТ. Ботанические сады и зоологические парки |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия биологии 11кл |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия биологии 11кл |
| Рациональное природопользование и устойчивое развитие | 1 | | | Работа с дополнительным материалом | Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов |
| Сосуществование человечества и природы | 1 | | | Соотносить собственную деятельность с деятельностью других; систематизировать информацию | Сосуществование человека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика |
| Охрана природы | 1 | | | Систематизировать информацию | Концепция устойчивого развития. «Повестка дня на XXI век» |
| Обобщение темы «Человек и окружающая среда» | 1 | | | Работа с дополнительным материалом; систематизировать информацию | Модели управляемого мира |
| Заключение | 2ч | | | | |
| Значение биологических знаний для человечества | 1 | | | Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями | Защита проектов «Биология – наука будущего» |
| Перспективы развития современной биологии | 1 | | | Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями | Защита проектов «Биология – наука будущего» |
| Повторение | | | | | |
| Повторение темы «Эволюция» | 1 | | | Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Эволюция» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Эволюция» | 1 | | | Контрольное тестирование | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Антропогенез» | 1 | | | Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Антропогенез» | 1 | | | Контрольное тестирование | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Организм и среда обитания» | 1 | | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Работа с дополнительным материалом | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Организм и среда обитания» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Организм и среда обитания» | 1 | | | Контрольное тестирование | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Экологические системы» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Экологические системы» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Экологические системы» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Биосфера» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Биосфера» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Человек и окружающая среда» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Человек и окружающая среда» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Генетика» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Генетика» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Генетика» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Генетика» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Онтогенез» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Онтогенез» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Онтогенез» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Многообразие организмов» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Многообразие организмов» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Многообразие организмов» | 1 | | | Выполнение тренировочных упражнений | Основные понятия темы |