Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чертёжник» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
Устав ОУ;
Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Лебедевская ООШ»
Учебный план МКОУ «Лебедевская ООШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2018-2019 учебный год.
Настоящая программа по черчению для 7 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
УМК:
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А..Д.., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2011
Программа рассчитана на 35 учебных часов (по 1 часу в неделю).
Цели и задачи курса
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Количество по часам |
7 класс |
35 |
7 класс |
Название темы. Основное содержание по темам | Количество часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий предметных, личностных, метопредметных) |
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. | 1 | Знать правила выполнения чертежей, основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; принципы построения наглядных изображений. Уметь организовывать свое рабочее место. анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; |
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | 5 | знать приемы работы с чертежными инструментами ;делать простейшие геометрические построения; понимать основные сведения о шрифте; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; делать простейшее масштабирование уметь писать буквы и цифры на чертежах |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей). | 4 | знать приемы построения сопряжений читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; уметь делить окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей). |
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. | 9 | анализировать графический состав изображений; выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета выполнять изображения предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. уметь строить овал на листе А4, делать технический рисунок, выполнять диметрические и аксонометрические проекции рациональным способом. |
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. | 15 | читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека. анализировать графический состав изображений. |
Приложение
Календарно - тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тематический и итоговый контроль |
Планируемые | Фактические |
1 | | | Введение. Учебный предмет черчение. | |
1. Правила оформления чертежей (5 часов) |
2 | | | Правила оформления чертежей. | Графическая работа- 1 |
3 | | | Линии чертежа |
4 | | | Сведения о чертёжном шрифте |
5 | | | Сведения о нанесении размеров |
6 | | | Графическая работа №1 «Линии чертежа» |
2. Геометрические построения на плоскости(4 часа) |
7 | | | Деление окружности на равные части | Графическая работа -1 |
8, 9 | | | Сопряжения |
10 | | | Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» |
3. Способы проецирования (9 часов) |
11 | | | Способы проецирования | Графическая работа- 1 Практическая работа- 1 |
12 | | | Проецирование детали на три плоскости проекций |
13 | | | Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
14 | | | Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» |
15 | | | Получение и построение аксонометрических проекций. |
16 | | | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
17 | | | Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. |
18 | | | Технический рисунок. |
19 | | | Практическая работа «Технический рисунок». |
4. Чтение и выполнение чертежей предметов (15 часов) |
20, 21, 22 | | | Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета | Графическая работа- 2 Практическая работа-3 |
23 | | | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. |
24 | | | Графическая работа №4 «Построение третьей проекции по двум данным». |
25 | | | Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
26 | | | Практическая работа «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». |
27 | | | Порядок чтения чертежей деталей. |
28 | | | Практическая работа «Устное чтение чертежей». |
29 | | | Графическая работа №5 «Выполнение чертежа предмета в3-х видах с преобразованием его формы». |
30 | | | Эскизы деталей. |
31, 32 | | | Практическая работа «Эскиз и технический рисунок предмета». |
33, 34 | | | Итоговая графическая работа «Выполнение чертежа предмета» | Итоговая графическая работа-1 |