Автор
Авдеева Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов,
МОУ гимназия № 3 Центрального района г. Волгограда
Рабочая программа курса для учащихся 4 класса
«Работаем с текстом»
Пояснительная записка
Программа курса «Работаем с текстом» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе методических пособий «Уроки связной речи в начальной школе» Г. С. Щеголевой, «Хрестоматии к урокам развивающего чтения» Е. М. Плюсниной, Г. П. Ганеевой («Специальная литература», СПб)).
Программа составлена с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и рассчитана на учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Актуальность курса
Поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения, то умение понимать и извлекать из него нужную информацию во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний. Следующая трудность школьников первой ступени обучения – свобода и правильность выражения своих мыслей в устной и письменной форме. Также в связи с требованиями ФГОС НОО конце каждого года обучения в начальной школе проводятся комплексные итоговые работы, возникает необходимость формирования у учащихся навыков данного вида деятельности и обучению работе с различными источниками информации.
На занятиях курса школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении различных учебных задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения учащихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В результате проделанной работы учащиеся получат возможность овладеть разными видами чтения и работы с текстом, повысить речевую культуру, почувствовать устойчивый интерес к чтению, развить логическое мышление.
Цели и задачи курса
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника на основе первоначальных навыков работы с текстом, умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её, развития речевого внимания к языковой стороне текста, внимания к деталям.
Задачи курса:
обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста;
развитие внимания к языковой стороне текста;
обучение навыкам восстановления, дополнения, сжатия текста;
закрепление основных знаний. умений, навыков по чтению на новом материале;
развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры факультативного курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:
• формирование основ гражданской идентичности личности
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
Реализация указанных ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Описание места факультативного курса в учебном плане
Факультатив «Работаем с текстом» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 4 класса, на 30 часов в год, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как смысловое чтение; восстановление деформированного текста, пересказ разного вида; деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); постановка вопросов к тексту, ответы на предложенные вопросы, характеристика героев и их поступков, подбор антонимов и синонимов к словам, самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
С целью формирования базовых эстетических ценностей и умения передавать свою точку зрения от эстетических переживаний введён блок работы с живописными произведениями: рассматривание картин, составление текстов –повествований, текстов-описаний, а также текстов-рассуждений.
При работе осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы практических задач к темам учебных курсов 4 класса в комплексе с творческими олимпиадными заданиями, дидактическими и развивающими играми.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задания. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
беседа, обсуждение, диалог;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов и задач различных типов;
чтение и составление небольших текстов;
работа со справочной литературой.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации), художественного, делового и эпистолярного стиля. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста разных типов: повествования, описания, рассуждения. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Выделение главного в содержании текста. Умение работать с заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в изложениях и мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Работа с живописными произведениями
Сочинение по картине с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения . Сравнительный анализ текстов и живописных произведений на одну тему и разные темы.
Ожидаемые результаты освоения программы курса.
Курс « Работаем с текстом» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и личностных результатов.
Личностные результаты
1) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
6) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные и метапредметные результаты
1) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
2) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
8) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
9) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
10) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
11) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать письма, изложения, сочинения;
12) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, на основе личного опыта.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
Курс «Работаем с текстом» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты могут фиксироваться в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Тематическое планирование занятий курса «Работаем с текстом»
для учащихся 4-ого класса
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Содержание |
| Признаки текста | | 1 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Признаки текста. Тема и основная мысль. Роль заголовка. Анализ текста. Подробное изложение. |
| Учимся ставить вопросы к тексту. | | 4 | Постановка вопросов к тексту, ответы на предложенные вопросы, характеристика героев и их поступков, подбор антонимов и синонимов к словам. |
| |
| |
| |
| Учимся писать свободный диктант. | | 2 | Деление теста на части. Описание в повествовательном тексте. Точное употребление слов в тексте. |
| |
| Учимся писать изложение текста по коллективно составленному плану. | | 2 | Деление текста на части, составление плана. Заголовок как отражение темы или основной мысли. Построение предложений в зависимости от контекста, точность употребления слов. Изложение текста по коллективному плану. |
| |
| Учимся дополнять текст. | | 1 | Структура повествовательного текста, план текста, дополнение теста вводной и заключительной частью. Подробное изложение текста с элементами сочинения. |
| Наблюдаем за композицией текста. | | 1 | Тема и основная мысль текста. Композиция текста. Деление текста на части. План повествовательного текста в соответствии с композицией текста. |
| Учимся различать тему и идею текста. | | 1 | Тема и идея текста. Изложение содержания в заданной последовательности. Подробное изложение по изменённому плану. |
| Восстанавливаем деформированный текст. | | 3 | Последовательность частей в тексте, группировка предложений по микротемам, подробное изложение текста, слова для связи частей текста. |
| |
| |
| Составляем текст на основе личного опыта. | | 3 | Сбор материала к сочинению путем наблюдения. Тема и основная мысль текста. Микротемы текста и план текста. |
| |
. | |
| Учимся писать сочинение по литературному источнику. | | 1 | Текст-рассуждение, построение доказательства. Сочинение о любимом литературном герое. |
| Учимся писать по наблюдениям и другим источникам. | | 2 | Текст-рассуждение, построение доказательства. Подробное изложение делового текста с элементами рассуждения. Описание растения в деловом стиле. |
| |
| Учимся составлять тексты по живописному произведению. | | 5 | Композиция, тема и основная мысль живописного произведения. Замысел и главное переживание художника. Составление текстов по картине: повествования, описания, рассуждения. |
| |
| |
| |
| |
| Учимся выбирать главное | | 1 | Выборочное изложение, отбор материала из одного эпизода и из всего текста, составление вводной и заключительной части. |
| Выражаем мысли кратко. | | 2 | Краткое изложение. Тема и основная мысль текста, сокращение текста. Отличие выборочного изложения от краткого изложения. |
| |
| Мини-конференция «Мои достижения» | | 1 | Обобщение за курс, рассказ о своих успехах. |