СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Экология человека. Культура здоровья" 8 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Экология человека» разработана в соответствии с программой экологии (авт. М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.П. Лукина) для учащихся 8 класса общеобразовательного учебного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Экология человека. Культура здоровья" 8 класс»

Экология человека. Культура здоровья

8 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Авторы: М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.П. Лукина


Пояснительная записка


Учебный предмет «Экология» входит в состав регионального компонента базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Однако, экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий — физических, химических, биологических, социальных и др., поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам. Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несёт в себе следующие педагогические функции:


  1. способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

  2. является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

  3. формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

  4. расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

  5. позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.


Цель экологического образования - становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа - общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

Курс экологии предусматривает овладение научными основами экологии растений, животных и человека в 6-8 классах, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 9-11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы — способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы — эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является; не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитание, как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.

Программа курса «Экология человека» разработана в соответствии с программой экологии (авт. М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.П. Лукина) для учащихся 8 класса общеобразовательного учебного учреждения. В данном курсе экологии предусматривается развитие экологических понятий: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и др., которые объясняются на конкретных примерах животных. Рассматривается влияние условий окружающей среды на человека, разнообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии человека с основными экологическими факторами абиотическими и биотическими.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год. В программе предусмотрены практические, теоретические занятия, проектные задания. Предполагаемые результаты представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»


Рабочая программа составлена на основе:

1. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ.- М.: Вентана – Граф, 2010г.

2. Учебного плана МОУ «СОШ №45»

Количество учебных часов:

35 часов (1 час в неделю)

В том числе:

- лабораторных работ 8

-практических работ 2

Формы организации учебного процесса:

• индивидуальные;

• групповые;

• индивидуально-групповые;

• фронтальные;

• практикумы;

• экскурсии.

Формы контроля ЗУН:

• наблюдение;

• беседа;

• фронтальный опрос;

• индивидуальный опрос;

• тестирование;

• практикум


Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя. Преподаватель имеет возможность изменить предлагаемое распределение часов на изучение тем в зависимости от уровня знаний учащихся.

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

• об основных условиях сохранения здоровья;

• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

• о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

• оценивать состояние здоровья;

• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека:

• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

• применять способы закаливания и ухода за кожей;

• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

• проводить наблюдения и самонаблюдения.


Тематический план



Название темы

Количество

часов

Введение

1


I. Окружающая среда и здоровье человека

7

Всего

8


II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов


1. Опорно-двигательная система

2


2. Кровь и кровообращение

5


3. Дыхательная система

1


4. Пищеварительная система

4


5. Кожа

3


6. Нервная система. Высшая нервная деятельность

5



7. Анализаторы

2


Всего

22


Ш. Репродуктивное здоровье 8


Половая система. Развитие организма

4


Обобщение

1


Всего

5


Итого

35






Введение (1 ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.


I. Окружающая среда и здоровье человека

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.

Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.

2. Кровь и кровообращение (5 ч)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

3. Дыхательная система (1 ч)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система (4 ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа. О чем может рассказать упаковка про¬дукта (выполняется по желанию).

Проектная деятельность. Рациональное питание.

5. Кожа (3 ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Практическая работа. Развитие утомления.

Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

7. Анализаторы (2 ч)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа. Острота слуха и шум.

Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

III. Репродуктивное здоровье (4 ч)

Половая система. Развитие организма (4 ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Заключение (1 ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека. Человек в экосистеме»

1. Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье.

2. Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

3. Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

4. Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

5. Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

6. Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

7. Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентаций.

8. Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

9. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.



Учебно-методический комплект:

• Учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2010.

• Тетрадь на печатной основе М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2010.

Дополнительная литература:

- Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.

- И. А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001

- Информационная поддержка:CD-диск «Экология».

Тематическое планирование курса «Экология человека» 8 класс


п/п

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения


Введение (1 час.)

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно - научного цикла.

Изучения нового материала

Структура экологии человека, экофакторы

Называть разделы экологии человека

Устный опрос с.8 в.1-4

п.1


I Окружающая среда и здоровье человека (7 час.)

2

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.

комбинированный

Социальные факторы


Объяснять составляющие экологии

Рабочая тетрадь з. 1-4

п.1


3


Человек как биосоциальное существо.


Изучения и первичного закрепления

Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни.


Давать определения здоровью, ЗОЖ, средам, образу жизни.

Задания с краткими ответами

п.2


4


История развития представлений о здоровом образе жизни.


комбинированный

Отношения к ЗОЖ на разных этапах развития общества

Называть исторические этапы

Лаб. раб. «Оценка состояния здоровья»

п.3



5


Этапы развития взаимоотношений человека с природой.


Изучения и первичного закрепления

Экологическая катастрофа.

Характеризовать этапы

Устно в. 1-5

п.4




6

Характеристика основных адаптивных типов человека.

Изучения и первичного закрепления

Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения.

Называть и характеризовать типы телосложения

Устно в.1-4

п.5



7

Климат и здоровье. Биометеорология.

Изучения и первичного закрепления

Климат и здоровье. Погода

Давать определения терминам

Задания с полными ответами

п.6,7



8

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Изучения и первичного закрепления

Вредные привычки, пагубные пристрастия.

Характеризовать вредные привычки

Задания на сопоставление

п.8



II Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 час.)

1. Опорно-двигательная система (2час.)

9

Условия правильного формирования опорно - двигательной системы.

Изучения и первичного закрепления

Кости, мышцы. Условия развития системы.

Называть условия формирования системы, кости, мышцы

Тест 3 из 6

п.9



10

Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Комбинированный

Гиподинамия.Основные категории упражнений.

Давать определения гиподинамии

Лаб.раб. «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой»

п.10



2. Кровь и кровообращение (5 час.)

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Изучения и первичного закрепления

Факторы. Гипоксия. Анемия.

Называть природные м антропогенные факторы и их влияние на кровь

Устно 1-5

п.11



12

Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Изучения и первичного закрепления

Клетки. Заболевания. Аллергия. СПИД.

Знать изменения клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Лаб.раб. «Оценка состояния противоинфекцин-ного иммунитета»

п.12



13

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Изучения и первичного закрепления

Ударный обьем. Гипертония. Работа сердца.

Называть условия полноценного развития системы кровообращения

Тексты «Найдите ошибки»

п.13



14

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Комбинированный

Гиподинамия. Стресс.

Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения.

Лаб. раб. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

п.14



15

Обобщение по теме « Кровь и кровообращение»

Обобщение и закрепление

Профилактические мероприятия

Объяснять профилактические мероприятия

Тест 1 из 4

п.11-14



3. Дыхательная система (1 час)

16

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Изучения и первичного закрепления

Строение дыхательной системы. Канцерогены. Болезни.

Знать строении е дыхательной системы, заболевания

Лаб.раб. «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

п.15



4. Пищеварительная система (4 часа)

17

Состав и значение основных компонентов пищи

Изучения и первичного закрепления

Состав пищи. Питательные вещества.

Знать состав пищи, роль белков, жиров, углеводов

Текст « Найди ошибку»

п.16





18

Гиповитаминозы. Питьевой режим

Комбинированный

Авитаминозы,гиповитаминозы,гипервитаминозы

Обьяснять опасность гиповитаминозов,знать признаки основных видов витаминной недостаточности

Устно 3-5

п.16



19

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм

Комбинированный

Вредные вещества,болезнетворные организмы, заболевания

Называть вредные вещества.Знать заболевания: сальмонеллез,ботулизм

Практ. раб. «О чем может рассказать упаковка продуктов»

п.17



20

Рациональное питание. Режим питания. Диета

Комбинированный

Значение пищи, рациональное питание

Характеризовать правила приема пищи, режим питания

Тест 1 из 4

п. 18



5. Кожа (3 часа)

21

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание

Изучения и первичного закрепления

Значение и строение кожи, правила пребывания на солнце

Знать строение кожи, правила пребывания на солнце

Устно 1-4

п.19



22

Правила пребывания на солнце. Закаливание

Комбинированный

Теплорегуляция,теплоизлучение,потоиспарение. Закаливание.

Объяснять процессы теплоотдачи. Знать правила закаливания

Устно 1-4

п. 20-21



23

Роль кожи в терморегуляции

Изучения и первичного закрепления

Терморегуляция и ее значение

Знать о роли кожи в терморегуляции

Практ. раб. «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

п. 20



6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов)

24

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Изучения и первичного закрепления

Строение и значение НС, утомление

Называть факторы, влияющие на НС

Лаб. раб. «Оценка температурного режима помещений»

п.22



25

Утомление, переутомление, стресс

Изучения и первичного закрепления

Утомление и переутомление

Объяснять причины утомления и переутомление

Устно 1-4

п. 22



26

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты

Комбинированный

Здоровье. Стресс и его стадии

Называть стадии и причины возникновения стресса

Устно 1-4

п.. 25



27

Биоритмы. Биологические часы

Изучения и первичного закрепления

Биоритмы, биологические часы

Называть основные группы биоритмов и причины их нарушений

Лаб. раб. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

п.27



28

Гигиенический режим сна

Изучения и первичного закрепления

Биологические ритмы, фазы сна, сновидения

Знать значение фаз сна для организма, объяснять общие правила гигиены сна

Задания на соответствие

п.28



7. Анализаторы (2 часа)

29

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора

Изучения и первичного закрепления

Строение зрительного анализатора

Знать причины нарушения зрения, опасности работы на компьютере

Устно 1-4

п.23



30

Профилактика нарушений функционирования органов слуха и равновесия.

Изучения и первичного закрепления

Звук, шум, укачивание

Знать о влиянии шума на организм человека, о заболеваниях

Лаб.раб. «Острота слуха и шум»

п.24



III Репродуктивное здоровье (4 часа)

1. Половая система. Развитие организма (4 часа)

31

Половые железы. Вторичные половые признаки

Комбинированный

Половые железы, половые гормоны, вторичные половые признаки

Охарактеризовать периоды полового созревания

Устно 1-3

п.30



32

Период полового созревания. Половая жизнь

Изучения и первичного закрепления

Этапы развития организма

Знать этапы развития организма

Тест 1 из 4

п.31



33

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Изучения и первичного закрепления

Половая жизнь, беременность, факторы риска

Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь

Устно 1-3

п.31



34

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения

Изучения и первичного закрепления

Заболевания, факторы риска

Знать факторы риска, гендерные роли

Устно 1-3

п.32-34



Резерв – 1 час

Итого – 35 часов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!