Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области
«
Иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова»
«Принята»
«Согласована»
«Утверждаю»
на заседании ПС
Протокол № _1_
зам. директора по УР
______
«29» августа 2022г.
Директор Иркутского
кадетского корпуса
________
«29» августа 2022г.
«29» августа 2022г.
Довгополый
Сергей
Евгеньевич
Подписано цифровой подписью: Довгополый Сергей Евгеньевич
DN: cn=Довгополый Сергей Евгеньевич, sn=Довгополый, givenName=Сергей
Евгеньевич, [email protected],
1
1
.2.643.3.131.1.1=120C333831313131333433373032,
.2.643.100.3=120B3131373736383831363030, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ П.А. СКОРОХОДОВА", title=Директор,
"
l=Иркутск, st=Иркутская область, c=RU
Дата: 2022.11.23 10:04:42 +08'00'
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
К У Р С А «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
8
-9 классы
срок реализации 2 год
Составитель программы: Логунова Е.В.
учитель математики
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения ООП
ООО Иркутского кадетского корпуса и требований ФГОС
Учебно-методический комплекс:
1
2
3
4
5
. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная
программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018
. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9
кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
г. Иркутск, 2022г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых
документов:
1
. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
2
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая
3
грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.
Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).
Целями изучения курса «Финансовая грамотность»: формирование основ финансовой
грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово
экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также
умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган,
бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
•
•
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности,
возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию
во взрослой жизни;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-
экономической жизни общества;
заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей
•
•
•
Родины.
Требования к интеллектуальным(метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
•
умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её
решения;
•
нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий
этих проблем; умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
•
установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
•
оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
•
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере,
выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
•
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения задач в области личных и семейных финансов; контроль и
самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению
финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
•
самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в
области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
•
умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
•
(управление личными финансами, семейное
бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
•
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из
различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
•
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок,
прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знаниями:
¸
¸
¸
¸
¸
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
¸
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
¸
¸
¸
¸
¸
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8
класс
№
Название темы
Дата
Корректи-
урока
ровка
Раздел 1.
Управление денежными средствами семьи (3 ч)
1
2
.
.
Деньги: что это такое
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
3
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи
Раздел 2.
Источники денежных средств семьи (3 ч)
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные доходы
4
5
6
От чего зависят семейные доходы
Раздел 3.
Контроль семейных расходов (3 ч)
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
7
8
9
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»
Раздел 4.
Построение семейного бюджета (5ч)
1
0
Что такое семейный бюджет и как его
построить
1
1
1
2
Как оптимизировать семейный бюджет
Как оптимизировать семейный бюджет
1
1
3
4
Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовыйконтроль
Защита проекта по разделу «Управление денежными
средствами семьи»
Раздел 5.
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (4ч)
1
5. Для чего нужны финансовые организации
1
6. Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
1
1
7
8
Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
Защита проекта по разделу «Как увеличить семейные
доходы»
Раздел 7.
Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (6ч)
1
9
Финансовое планирование
2
0
Для чего необходимо осуществлять
финансовое планирование
2
1
Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
2
2
2
3
Представление проектов
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
2
4
Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного
благосостояния»
Раздел 8.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться(5ч)
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
кормильца
2
5
2
2
6
7
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы
Особые жизненные ситуации: природные и техногенные
катастрофы
2
2
8
9
Чем поможет страхование
Выполнение тренировочных заданий,
Раздел 9.
Финансовые риски(5ч)
3
3
3
3
3
0
1
2
3
4
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Что такое банк и чем он может быть полезен
Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»
Представление проектов, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Всего 34 часа.
9
класс
№
Название темы
Дата
Корректи-
урока
ровка
Раздел 10.
Банки и их роль в жизни семьи (6ч)
Повторение пройденного материала за курс 8 класса
Что такое банк и чем он может быть полезен
Польза и риски банковских карт
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Защита проекта по разделу «Риски в мире денег»
Раздел 11.
1
2
3
4
5
6
Собственный бизнес(11ч)
7
8
9
Что такое бизнес
Личное финансовое планирование
Личное финансовое планирование
Как создать свое дело
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
2
3
4
5
6
7
Как создать свое дело
Что такое кредит?
Основные характеристики кредита
Как выбрать наиболее выгодный кредит
Как уменьшить стоимость кредита
Типичные ошибки при использовании кредита
Защита проекта по разделу «Собственный бизнес»
Раздел 12.
Валюта в современном мире(3ч)
1
1
2
8
9
0
Что такое валютный рынок и как он устроен
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Раздел 13.
Налоги и их роль в жизни семьи(3ч)
2
1
Что такое налоги и зачем их платить
2
2
2
3
Налоги. Виды налогов
НДФЛ
Раздел 14.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (11ч)
2
2
2
2
4
5
6
7
Что такое пенсия
Как сделать пенсию достойной
Пенсионная система
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости.
2
2
3
3
3
8
9
0
1
2
Как сформировать частную пенсию
Что такое инвестиции?
Как выбирать активы
Как делать инвестиции
Денежный рынок и рынок капиталов.
3
3
3
4
Представление проектов
Итоговый контроль знаний
Всего 34 часа.
Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются
образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных
результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, мета-
предметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их
финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики
оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая
грамотность»:
•
личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества
личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к
•
реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и
умений, опыт грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также
требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку
личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании
результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом
определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и
оценки на основе портфолио.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую,
промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом
занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и
осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе
стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом
текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий
(решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх,
тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты
о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их
защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового
контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания
разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения
итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-
исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы
складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая
грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным
совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об
уровне соответствия тем или иным критериям.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
1
2
3
4
. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы
преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995
. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж:
Изд-во ВГПУ, 2003 178 с.
. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе
. «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012 94 с.
5
6
. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы
для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
. 8 Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС,
7
8
2
016 (Дополнительное образование:Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)
. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
(Дополнительное образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».)
. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное
пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010
0. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
9
1