Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Аргунова Николая Филипповича
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей математики _____________/_____________ протокол от 29.08.2018 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ /____________ 30.08.2018 г. |
Рабочая программа
курса «Избранные вопросы математики»
для среднего общего образования
11 класс
| Составитель: Борисова О. Ф., учитель математики |
2018
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса базового уровня обучения и составлена на основе следующих нормативных документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, статья 28;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089, с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного образования;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год;
Учебного плана МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова НФ Коченевского района Новосибирской области на 2018-2019 учебный год;
Приказа № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Авторской программы - Программы по алгебре и началам математического анализа.10-11 классы /авт.- сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.-2-е изд.,испр.и доп.- М.: Мнемозина, 2011 год;
Программы: Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
Годового календарного учебного графика МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова Коченевского района Новосибирской области на 2018-2019 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, тематический учебный план, планируемые результаты.
Математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется, безусловно практической значимостью математики, ее возможностями в развитии формирования мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Основная задача обучения математике в школе, обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.
Основная цель курса:
Углубление и расширение знаний по математике, развитие логического и алгоритмического мышления, познавательного интереса, ознакомление с различными, основанными на материале программы общеобразовательной школы, методами решения нестандартных задач.
Задачи курса:
научить решать нестандартные задачи;
научить различным приемам, помогающим успешно справиться с заданиями части С ЕГЭ;
научить различным приемам при решении алгебраических, тригонометрических, логарифмических и показательных уравнений;
развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету для дальнейшей самостоятельной деятельности при подготовке к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам в вузы.
Актуальность элективного курса «Решение нестандартных задач по математике» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
Системность
Целостность
Научность.
Доступность, согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся.
Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является источником, который расширяет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин. В ходе изучения курса развиваются навыки компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально-трудовой и бытовой сфере; формируются навыки самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля.
Место данного курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что позволяет получить более высокий конечный результат.
В учебном плане на учебный год на изучение спецкурса «Решение нестандартных задач» из компонента образовательного учреждения выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
должны уметь:
решать задачи более высокого, по сравнению с обязательным, уровнем сложности;
точно и грамотно излагать собственные рассуждения;
уметь пользоваться математической символикой;
применять рациональные приёмы вычислений;
самостоятельно работать с методической литературой.
На занятиях используются различные формы и методы работы с учащимися:
- при знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией примеров;
- при использовании традиционных способов - фронтальная работа учащихся;
- индивидуальная работа;
- анализ готовых решений;
- самостоятельная работа с тестами.
Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
В тематическом планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.
Материал программы построен с учётом использования активных методов обучения, а распределение разделов программы позволит достичь запланированных результатов. Программа обеспечивается необходимым для её реализации учебно-методическим комплексом.
По окончанию каждого раздела предполагается промежуточный контроль в форме зачетных работ.
Срок реализации программы курса: один учебный год.
Учебно-тематический план
Название разделов | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теорети ческих | Практи ческих |
Алгебраические уравнения и неравенства | 6 | | 6 | Зачет-1ч |
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 5 | 1 | 4 | Зачет-1ч |
Системы линейных уравнений | 4 | 1 | 3 | - |
Тригонометрические уравнения и неравенства. | 11 | 1 | 10 | Зачет-1ч |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 6 | - | 6 | Зачет-1ч |
Задачи на составление уравнений | 7 | 1 | 6 | Зачет-1ч |
Задачи по планиметрии и стереометрии | 12 | - | 12 | Зачет-1ч |
Производная и ее применение | 5 | - | 5 | Зачет-1ч |
Уравнения и неравенства с параметрами | 4 | 1 | 3 | - |
Решение заданий ЕГЭ | 8 | | 8 | - |
Итого | 68 | 5 | 63 | 7 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Алгебраические уравнения и неравенства | 6ч | |
1 | Алгебраические уравнения с одной переменной. | 1 | |
2 | Рациональные неравенства. Квадратные неравенства | 1 | |
3 | Решение неравенств второй степени | 1 | |
4 | Рациональные неравенства. Метод интервалов | 1 | |
5 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | |
6 | Зачетная работа по теме «Алгебраические уравнения и неравенства» | 1 | |
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 5ч | |
7 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля | 1 | |
8 | Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля | 1 | |
9 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля | 1 | |
10 | Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля | 1 | |
11 | Зачетная работа по теме«Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину» | 1 | |
Системы линейных уравнений | 4ч | |
12 | Решение систем уравнений с двумя переменными | 1 | |
13 | Исследование систем уравнений с двумя переменными | 1 | |
14 | Метод Гаусса. Решение систем уравнений методом Гаусса. | 1 | |
15 | Решение систем уравнений методом Гаусса | 1 | |
Тригонометрические уравнения и неравенства | 11ч | |
16 | Метод разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений. | 1 | |
17 | Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. | 1 | |
18 | Метод введения новой переменной. Решение тригонометрических уравнений. | 1 | |
19 | Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной | 1 | |
20 | Решение однородных уравнений | 1 | |
21 | Решение однородных уравнений и сводящихся к ним | 1 | |
22 | Решение систем тригонометрических уравнений. | 1 | |
23 | Решение тригонометрических неравенств | 1 | |
24 | Решение тригонометрических неравенств | 1 | |
25 | Преобразование тригонометрических выражений | 1 | |
26 | Зачетная работа по теме«Тригонометрические уравнения и неравенства» | 1 | |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 6ч | |
27 | Решение показательных уравнений | 1 | |
28 | Решение показательных неравенств | 1 | |
29 | Решение логарифмических уравнений | 1 | |
30 | Решение логарифмических неравенств | 1 | |
31 | Решение систем показательных и логарифмических уравнений и неравенств | 1 | |
32 | Зачетная работа по теме«Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» | 1 | |
Задачи на составление уравнений | 7ч | |
33 | Задачи на смеси и растворы | 1 | |
34 | Решение задач на смеси и растворы | 1 | |
35 | Задачи на сплавы | 1 | |
36 | Решение задач на сплавы | 1 | |
37 | Задачи на совместную работу | 1 | |
38 | Решение задач на совместную работу | 1 | |
39 | Зачетная работа по теме «Задачи на составление уравнений» | 1 | |
Задачи по планиметрии и стереометрии | 12ч | |
40 | Свойства медиан и биссектрис. Решение задач | 1 | |
41 | Теоремы синусов и косинусов. Решение задач | 1 | |
42 | Площадь треугольника. Площади выпуклых многоугольников. | 1 | |
43 | Решение задач на нахождение площадей плоских фигур | 1 | |
44 | Свойства касательных, хорд и секущих. Решение задач | 1 | |
45 | Угол между плоскостями. Решение задач. | 1 | |
46 | Угол между прямой и плоскостью. Решение задач. | 1 | |
47 | Решение задач на нахождение поверхностей многогранников | 1 | |
48 | Решение задач на нахождение поверхностей тел вращения. | 1 | |
49 | Решение задач на нахождение объёмов многогранников | 1 | |
50 | Решение задач на нахождение объёмов тел вращения | 1 | |
51 | Зачетная работа по теме«Задачи по планиметрии и стереометрии» | 1 | |
Производная и ее применение | 5ч | |
52 | Применение производной к исследованию функции | 1 | |
53 | Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции. | 1 | |
54 | Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке. | 1 | |
55 | Решение задач на оптимизацию | 1 | |
56 | Зачетная работа по теме«Производная и ее применение» | 1 | |
Уравнения и неравенства с параметрами | 4ч | |
57 | Уравнения, содержащие параметр | 1 | |
58 | Решение уравнений, содержащих параметр | 1 | |
59 | Неравенства, содержащие параметр | 1 | |
60 | Решение неравенств, содержащих параметр | 1 | |
Решение заданий ЕГЭ | 8ч | |
61 | Решение тригонометрических уравнений ЕГЭ | 1 | |
62 | Решение тригонометрических уравнений ЕГЭ | 1 | |
63 | Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме «Вычисление расстояний от точки до прямой и до плоскости». | 1 | |
64 | Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме « Вычисление углов между скрещивающимися прямыми, между плоскостями». | 1 | |
65 | Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме «Угол между прямой и плоскостью». | 1 | |
66 | Решение систем уравнений ЕГЭ | 1 | |
67 | Решение систем неравенств ЕГЭ | 1 | |
68 | Решение задач ЕГЭ по планиметрии по теме «Треугольники. Четырехугольники». | 1 | |
Содержание тем учебного курса
Алгебраические уравнения и неравенства (6ч)
Алгебраические уравнения с одной переменной. Методы решения уравнений с одной переменной. Рациональные неравенства. Решение неравенств второй степени графическим способом. Решение рациональных неравенств методом интервалов.
Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину.(5ч)
Модуль действительного числа и его свойства. Методы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Системы линейных уравнений(4ч)
Методы решения систем уравнений с двумя переменными.
Решение и исследование систем уравнений с двумя переменными. Метод Гаусса.
Тригонометрические уравнения и неравенства(11ч)
Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители, методом введения новой переменной. Однородные уравнения. Алгоритм решения однородных уравнений. Решение однородных уравнений и сводящихся к ним. Системы тригонометрических уравнений и их решение. Методы решения тригонометрических неравенств.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства(6ч)
Показательные уравнения. Показательные неравенства. Решение показательных уравнений и неравенств. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Задачи на составление уравнений(7ч)
Решение задач на смеси и растворы, сплавы с помощью уравнений и систем уравнений. Решение задач на совместную работу с помощью уравнений и систем уравнений.
Задачи по планиметрии и стереометрии(12ч)
Свойства медиан и биссектрис. Решение задач на применение свойств медиан и биссектрис. Решение задач на применение теорем синусов и косинусов. Формулы площади треугольника. Площади выпуклых многоугольников. Решение задач на нахождение площадей выпуклых многоугольников. Применение свойств касательных, хорд и секущих при решении задач. Угол между плоскостями. Угол между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение угла между плоскостями, угла между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение объёмов и площадей поверхности многогранников и тел вращения.
Производная и ее применение (5ч).
Вычисление производных сложных функций. Применение производной к исследованию функций: монотонность, точки экстремума, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. Задачи на оптимизацию.
Уравнения и неравенства с параметрами(4ч)
Алгоритм решения уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, содержащих параметр. Алгоритм решения неравенств, содержащих параметр. Решение неравенств, содержащих параметр.
Решение заданий ЕГЭ ( С1 – С6 )(8ч
Требования к математической подготовке
Знать:
- методы решения уравнений;
- методы решения неравенств;
-основные теоремы и формулы планиметрии и стереометрии;
-основные формулы тригонометрии и простейшие тригонометрические уравнения;
-свойства логарифмов и свойства показательной функции;
-алгоритм исследования функции;
-алгоритм решения уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля;
-алгоритм решения уравнений, неравенств с параметром.
Уметь:
- решать алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
-решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений;
-решать системы уравнений и системы неравенств;
- решать задачи, содержащие неизвестное под знаком модуля;
-решать уравнения, неравенства с параметром;
-изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач;
-проводить полные обоснования при решении задач;
-применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны
Знать/ понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
основные приемы решений рациональных и тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;
правила преобразований выражений, графиков функций;
четко основные определения, формулы и свойства.
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
выполнять тождественные преобразования рациональных, тригонометрических и других выражений;
строить графики элементарных и более сложных функций; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
вычислять производные;
исследовать функции на монотонность и точки экстремума с помощью производной;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
соотносить плоские геометрические фигуры с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях;
решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, тригонометрические функции и обратные тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства
Литература
Л.Я. Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. Учебно-методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10-11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
А.Х.Шахмейстер. Уравнения и неравенства с параметрами. -Москва, С.-Петербург,2004.
С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения.- М.: «Дрофа»,2002.
В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина. ЕГЭ 2012. Математика. Репетитор.- М.:Эксмо,2012
Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. ГИ Ковалева, ТИ Бузулина, ОЛ Безрукова, ЮА Розка. – Волгоград: Учитель, 2009.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ: базовый уровень
Цыпкин АГ, Пинский АИ. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 1989
Учебник: Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович,П.В.Семенов. М: Мнемозина, 2014.