СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики" для 11 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Избранные вопросы математики"  направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 11 классе. Данный курс позволяет систематизировать имеющиеся у учащихся знания по различным разделам математики.  Он  рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики" для 11 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Аргунова Николая Филипповича



ПРИНЯТО

решением методического объединения учителей математики _____________/_____________

протокол от 29.08.2018 г. № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ /____________

30.08.2018 г.









Рабочая программа

курса «Избранные вопросы математики»

для среднего общего образования

11 класс




Составитель:

Борисова О. Ф., учитель математики



















2018


Пояснительная записка.


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса базового уровня обучения и составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, статья 28;

  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089, с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного образования;

  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  4. Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год;

  5. Учебного плана МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова НФ Коченевского района Новосибирской области на 2018-2019 учебный год;

  6. Приказа № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  7. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  8. Авторской программы - Программы по алгебре и началам математического анализа.10-11 классы /авт.- сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.-2-е изд.,испр.и доп.- М.: Мнемозина, 2011 год;

  9. Программы: Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.

  10. Годового календарного учебного графика МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова Коченевского района Новосибирской области на 2018-2019 учебный год.


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, тематический учебный план, планируемые результаты.

Математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется, безусловно практической значимостью математики, ее возможностями в развитии формирования мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Основная задача обучения математике в школе, обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.

Основная цель курса:

Углубление и расширение знаний по математике, развитие логического и алгоритмического мышления, познавательного интереса, ознакомление с различными, основанными на материале программы общеобразовательной школы, методами решения нестандартных задач.

Задачи курса:

  • научить решать нестандартные задачи;

  • научить различным приемам, помогающим успешно справиться с заданиями части С ЕГЭ;

  • научить различным приемам при решении алгебраических, тригонометрических, логарифмических и показательных уравнений;

  • развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету для дальнейшей самостоятельной деятельности при подготовке к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам в вузы.

Актуальность элективного курса «Решение нестандартных задач по математике» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.

Общими принципами отбора содержания программы являются:

  1. Системность

  2. Целостность

  3. Научность.

  4. Доступность, согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся.

Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является источником, который расширяет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин. В ходе изучения курса развиваются навыки компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально-трудовой и бытовой сфере; формируются навыки самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля.

Место данного курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что позволяет получить более высокий конечный результат.

В учебном плане на учебный год на изучение спецкурса «Решение нестандартных задач» из компонента образовательного учреждения выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

В ходе изучения курса учащиеся

должны знать:

  • способы и приёмы решения нестандартных задач;

должны уметь:

  • решать задачи более высокого, по сравнению с обязательным, уровнем сложности;

  • точно и грамотно излагать собственные рассуждения;

  • уметь пользоваться математической символикой;

  • применять рациональные приёмы вычислений;

  • самостоятельно работать с методической литературой.

На занятиях используются различные формы и методы работы с учащимися:

- при знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией примеров;

- при использовании традиционных способов - фронтальная работа учащихся;

- индивидуальная работа;

- анализ готовых решений;

- самостоятельная работа с тестами.

Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

В тематическом планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.

Материал программы построен с учётом использования активных методов обучения, а распределение разделов программы позволит достичь запланированных результатов. Программа обеспечивается необходимым для её реализации учебно-методическим комплексом.

По окончанию каждого раздела предполагается промежуточный контроль в форме зачетных работ.


Срок реализации программы курса: один учебный год.






























Учебно-тематический план


Название разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теорети

ческих

Практи

ческих

Алгебраические уравнения и неравенства

6


6

Зачет-1ч

Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину

5

1

4

Зачет-1ч

Системы линейных уравнений

4

1

3

-

Тригонометрические уравнения и неравенства.

11

1

10

Зачет-1ч

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

6

-

6

Зачет-1ч

Задачи на составление уравнений

7

1

6

Зачет-1ч

Задачи по планиметрии и стереометрии

12

-

12

Зачет-1ч

Производная и ее применение

5

-

5

Зачет-1ч

Уравнения и неравенства с параметрами

4

1

3

-

Решение заданий ЕГЭ

8


8

-

Итого

68

5

63

7




























Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Алгебраические уравнения и неравенства


1

Алгебраические уравнения с одной переменной.

1


2

Рациональные неравенства. Квадратные неравенства

1


3

Решение неравенств второй степени

1


4

Рациональные неравенства. Метод интервалов

1


5

Решение неравенств методом интервалов

1


6

Зачетная работа по теме «Алгебраические уравнения и неравенства»

1


Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину


7

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля

1


8

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1


9

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

1


10

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

1


11

Зачетная работа по теме«Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину»

1


Системы линейных уравнений


12

Решение систем уравнений с двумя переменными

1


13

Исследование систем уравнений с двумя переменными

1


14

Метод Гаусса. Решение систем уравнений методом Гаусса.

1


15

Решение систем уравнений методом Гаусса

1


Тригонометрические уравнения и неравенства

11ч


16

Метод разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений.

1


17

Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

1


18

Метод введения новой переменной. Решение тригонометрических уравнений.

1


19

Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной

1


20

Решение однородных уравнений

1


21

Решение однородных уравнений и сводящихся к ним

1


22

Решение систем тригонометрических уравнений.

1


23

Решение тригонометрических неравенств

1


24

Решение тригонометрических неравенств

1


25

Преобразование тригонометрических выражений

1


26

Зачетная работа по теме«Тригонометрические уравнения и неравенства»

1


Показательные и логарифмические уравнения и неравенства


27

Решение показательных уравнений

1


28

Решение показательных неравенств

1


29

Решение логарифмических уравнений

1


30

Решение логарифмических неравенств

1


31

Решение систем показательных и логарифмических уравнений и неравенств

1


32

Зачетная работа по теме«Показательные и логарифмические уравнения и неравенства»

1


Задачи на составление уравнений


33

Задачи на смеси и растворы

1


34

Решение задач на смеси и растворы

1


35

Задачи на сплавы

1


36

Решение задач на сплавы

1


37

Задачи на совместную работу

1


38

Решение задач на совместную работу

1


39

Зачетная работа по теме «Задачи на составление уравнений»

1


Задачи по планиметрии и стереометрии

12ч


40

Свойства медиан и биссектрис. Решение задач

1


41

Теоремы синусов и косинусов. Решение задач

1


42

Площадь треугольника. Площади выпуклых многоугольников.

1


43

Решение задач на нахождение площадей плоских фигур

1


44

Свойства касательных, хорд и секущих. Решение задач

1


45

Угол между плоскостями. Решение задач.

1


46

Угол между прямой и плоскостью. Решение задач.

1


47

Решение задач на нахождение поверхностей многогранников

1


48

Решение задач на нахождение поверхностей тел вращения.

1


49

Решение задач на нахождение объёмов многогранников

1


50

Решение задач на нахождение объёмов тел вращения

1


51

Зачетная работа по теме«Задачи по планиметрии и стереометрии»

1


Производная и ее применение


52

Применение производной к исследованию функции

1


53

Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

1


54

Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.

1


55

Решение задач на оптимизацию

1


56

Зачетная работа по теме«Производная и ее применение»

1


Уравнения и неравенства с параметрами


57

Уравнения, содержащие параметр

1


58

Решение уравнений, содержащих параметр

1


59

Неравенства, содержащие параметр

1


60

Решение неравенств, содержащих параметр

1


Решение заданий ЕГЭ


61

Решение тригонометрических уравнений ЕГЭ

1


62

Решение тригонометрических уравнений ЕГЭ

1


63

Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме «Вычисление расстояний от точки до прямой и до плоскости».

1


64

Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме « Вычисление углов между скрещивающимися прямыми, между плоскостями».

1


65

Решение задач ЕГЭ по стереометрии по теме «Угол между прямой и плоскостью».

1


66

Решение систем уравнений ЕГЭ

1


67

Решение систем неравенств ЕГЭ

1


68

Решение задач ЕГЭ по планиметрии по теме «Треугольники. Четырехугольники».

1


Содержание тем учебного курса

Алгебраические уравнения и неравенства (6ч)

Алгебраические уравнения с одной переменной. Методы решения уравнений с одной переменной. Рациональные неравенства. Решение неравенств второй степени графическим способом. Решение рациональных неравенств методом интервалов.


Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину.(5ч)

Модуль действительного числа и его свойства. Методы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.


Системы линейных уравнений(4ч)

Методы решения систем уравнений с двумя переменными.

Решение и исследование систем уравнений с двумя переменными. Метод Гаусса.


Тригонометрические уравнения и неравенства(11ч)

Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители, методом введения новой переменной. Однородные уравнения. Алгоритм решения однородных уравнений. Решение однородных уравнений и сводящихся к ним. Системы тригонометрических уравнений и их решение. Методы решения тригонометрических неравенств.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства(6ч)

Показательные уравнения. Показательные неравенства. Решение показательных уравнений и неравенств. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических уравнений и неравенств.


Задачи на составление уравнений(7ч)

Решение задач на смеси и растворы, сплавы с помощью уравнений и систем уравнений. Решение задач на совместную работу с помощью уравнений и систем уравнений.


Задачи по планиметрии и стереометрии(12ч)

Свойства медиан и биссектрис. Решение задач на применение свойств медиан и биссектрис. Решение задач на применение теорем синусов и косинусов. Формулы площади треугольника. Площади выпуклых многоугольников. Решение задач на нахождение площадей выпуклых многоугольников. Применение свойств касательных, хорд и секущих при решении задач. Угол между плоскостями. Угол между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение угла между плоскостями, угла между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение объёмов и площадей поверхности многогранников и тел вращения.


Производная и ее применение (5ч).

Вычисление производных сложных функций. Применение производной к исследованию функций: монотонность, точки экстремума, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. Задачи на оптимизацию.


Уравнения и неравенства с параметрами(4ч)

Алгоритм решения уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, содержащих параметр. Алгоритм решения неравенств, содержащих параметр. Решение неравенств, содержащих параметр.

Решение заданий ЕГЭ ( С1 – С6 )(8ч


Требования к математической подготовке

Знать:

- методы решения уравнений;


- методы решения неравенств;


-основные теоремы и формулы планиметрии и стереометрии;


-основные формулы тригонометрии и простейшие тригонометрические уравнения;


-свойства логарифмов и свойства показательной функции;


-алгоритм исследования функции;


-алгоритм решения уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля;


-алгоритм решения уравнений, неравенств с параметром.


Уметь:

- решать алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

-решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений;


-решать системы уравнений и системы неравенств;


- решать задачи, содержащие неизвестное под знаком модуля;


-решать уравнения, неравенства с параметром;


-изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач;


-проводить полные обоснования при решении задач;


-применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений.















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны

Знать/ понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • основные приемы решений рациональных и тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;

  • правила преобразований выражений, графиков функций;

  • четко основные определения, формулы и свойства.

уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных, тригонометрических и других выражений;

  • строить графики элементарных и более сложных функций; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

  • решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

  • вычислять производные;

  • исследовать функции на монотонность и точки экстремума с помощью производной;

  • решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

  • соотносить плоские геометрические фигуры с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях;

  • решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, тригонометрические функции и обратные тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;

  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

  • исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства






































Литература


  1. Л.Я. Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. Учебно-методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

  2. И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10-11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

  3. А.Х.Шахмейстер. Уравнения и неравенства с параметрами. -Москва, С.-Петербург,2004.

  4. С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения.- М.: «Дрофа»,2002.

  5. В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина. ЕГЭ 2012. Математика. Репетитор.- М.:Эксмо,2012

  6. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. ГИ Ковалева, ТИ Бузулина, ОЛ Безрукова, ЮА Розка. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ПО МАТЕМАТИКЕ: базовый уровень

  8. Цыпкин АГ, Пинский АИ. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 1989

  9. Учебник: Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович,П.В.Семенов. М: Мнемозина, 2014.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!