Просмотр содержимого документа
«План курса логопедических занятий с обучающимися начальных классов, имеющими нарушения устной и письменной речи.»
План работы с учащимися 3-го класса,
имеющими несформированность и нарушения письменной речи
Состав группы:
У учащихся данной группы имеют место нарушение чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием, что проявляется в искажении звуко-слоговой структуры слов, пропусках, перестановках букв и слогов. Многочисленными являются ошибки, обусловленные нарушением зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций, пространственного восприятия и представлений, несформированностью оптического образа букв, трудностями оптико-пространственного анализа, приводящим к смешиванию букв по кинетическому и оптическому сходству.
Кроме того, встречаются ошибки «незрелого письма» и недостаточно усвоенных правил русского языка:
Нарушение границ предложения.
Нарушение обозначения мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь», нарушение дифференциации гласных 1-2 ряда.
Все перечисленные ошибки у детей данной группы проявляются на фоне разнообразных орфографических ошибок.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи логопедической работы:
1. Развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом и слоговом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко- слогового состава слова.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
3. Развитие зрительно-двигательной координации, формирование оптического образа графем, дифференциация букв, близких по оптическому и кинетическому сходству.
4. Преодоление и предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений, упражнение в грамматически правильном построении предложений.
5. Повышение орфографической грамотности учащихся за счет активизации знаний об изученных правилах по различным орфограммам в школе.
План работы рассчитан на 64 часа + 4 часа на логопедическое обследование
(2 часа в начале уч.года и 2 часа в конце)
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
план | факт |
| I. Звукослоговой состав слов | 6 |
| Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква» | 1 | | |
| Гласные и Согласные звуки и буквы | 1 | | |
| Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 | | |
| Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) | 1 | | |
| Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) | 1 | | |
| Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
| П. Дифференциация твердых и мягких согласных | 6 |
| Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда | 1 | | |
| Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и | 2 | | |
| Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | | |
| III. Дифференциация гласных звуков и букв | 14 |
-
| Звук и буква а | 1 | | |
-
| Звук и буква о | 1 | | |
-
| Дифференциация о — а | 2 | | |
-
| Звук и буква у | 1 | | |
-
| Дифференциация у — а | 2 | | |
-
| Звук и буква и | 1 | | |
-
| Дифференциация и — у | 2 | | |
-
| Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю | 1 | | |
-
| Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё | 1 | | |
-
| Дифференциация ё — ю | 2 | | |
IV этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическими оптическим признакам | 39 |
-
| Звук и буква п | 1 | | |
-
| Звук и буква б | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков п — б | 2 | | |
-
| Звук и буква ф | 1 | | |
-
| Звук и буква в | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков ф — в | 2 | | |
-
| Звук и буква к | 1 | | |
-
| Звук и буква г | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков к — г | 2 | | |
-
| Звук и буква т | 1 | | |
-
| Звук и буква д | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков т — д | 2 | | |
-
| Звук и буква с | 1 | | |
-
| Звук и буква з | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков с — з | 2 | | |
-
| Звук и буква ш | 1 | | |
-
| Звук и буква ж | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков ш — ж | 2 | | |
-
| Звук и буква ц | 1 | | |
-
| Дифференциация звуков с — ц | 2 | | |
-
| Дифференциация звуков ч — щ | 2 | | |
-
| Дифференциация звуков ш — щ | 2 | | |
-
| Дифференциация графически сходных букв п — т | 2 | | |
-
| Дифференциация графически сходных букв б — д | 2 | | |
-
| Дифференциация графически сходных букв л — м | 2 | | |
-
| Дифференциация графически сходных букв х — ж | 2 | | |
Итого: | 64 |