Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Метелевская СОШ.
Структурное подразделение МКОУ Березовская ООШ
Купинского района Новосибирской области.
Программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Юные дизайнеры»
Срок реализации программы – 1 год
Автор –составитель:
Сидоренко Ольга Анатольевна
Учитель истории МКОУ Березовской ООШ
д. Березовка
2019 г.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы.
Будут знать:
способы и приёмы работы с гофрированной (флористической) бумагой, сизалем, фетром, органзой и т.п.;
История возникновения искусства флористики и дизайна;
Назначение и способы применения различных декоративных материалов;
Вопросы организации работы рукодельных групп в социальных сетях.
Будут уметь:
соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами, термопистолетом;
самостоятельно выбирать и применять необходимые приемы работы с бумагой;
изготавливать флористические композиции и цветы в технике свит дизайн в рамках предусмотренной программы;
самостоятельно составлять гармоничные композиции из цветов и дополнительных материалов;
находить необходимый материал в сети Интернет и работать с ним;
обсчитывать экономические затраты на изготовленное изделие.
В результате обучения по программе обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями гофрированной (флористической) бумаги как материала для декоративно-художественного творчества;
- овладеют основными приемами работы с гофрированной (флористической) бумагой: складывание, сгибание, вырезание, растягивание, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ с дополнительными материалами
( пенопласт, органза, фетр, сизаль и др.),
- освоят приёмы объемного конструирования при изготовлении флористических композиций и топиариев;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемных и плоскостных композициях. Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).
- творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество;
- культура труда.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. В конце года учителем заполняется карта развития метапредметных результатов, которая позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов. (Приложение 1.)
Регулятивные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; (ученики заполняют карту оценки выполнения творческой работы.) (Приложение 2.)
- анализировать причины успеха/неуспеха;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выборе темы проекта и в процессе работы над ним;
Коммуникативные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, слушать собеседника, приходить к общему решению;
- работать в группе, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
В познавательной сфере:
♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;
♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ;
♦ владение способами научной организации труда при выполнении проектных работ;
ценностно-мотивационной сфере:
♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
♦ осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.
В трудовой сфере:
♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;
♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом материально-энергетических ресурсов;
♦ проектирование и составление эскизов, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого проекта;
♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
В физиолого-психологической сфере:
♦ сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и деятельности;
♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами.
В эстетической сфере:
♦ умение эстетически и рационально оснастить рабочее места;
♦ умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда.
Коммуникативные УУД:
♦ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,;
♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;
♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива, установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
♦ умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час).
Знакомство с программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.(Собеседование, беседа по Т.Б).
Заготовка природного материала (1 час).
Сроки и особенности хранения природного материала. Правила заготовки. Сбор цветов, мха. Технология плоскостного засушивания. Технология объёмного засушивания. Сортировка и подготовка к хранению. Упаковка. (Коллективная работа, наблюдение).
Работа с гофрированной бумагой (2часа)
Знакомство со свойствами гофрированной бумаги. (Беседа) Проект «Мода и время». Фантазии из бумаги. (Творческая работа). «Просто и со вкусом». Фантазии из бумаги. (Индивидуальная работа).
Выполнение выставочной работы.(Галерея детских работ).
Дизайн (8 часов).
Возникновение дизайна. Первая школа дизайна «Баухауз». Принципы дизайна. Формы дизайна. Основы дизайна. Дизайнерские идеи. (Беседа) . Работа с новыми декоративными материалами. (пенопласт, органза, фетр, сизаль и др). Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы. (Индивидуальная работа, проект).
Цвет и настроение. Композиционные средства. (Беседа) Проект дизайн-оформления холла к Новому году (Проект, коллективная работа) с использованием игрушек. (Галерея детских работ)
Аранжировка (5 часов).
Инструменты и оборудование. Основы и принципы аранжировки. Правила составления букета. Симметрия и асимметрия. Вазы и вспомогательные средства для составления букетов. Способы закрепления цветов в вазе. Зимние букеты и композиции. Праздничные аранжировки.(Рассказ, беседа). Икебана. (Индивидуальная работа)
Топиарное искусство (2 часа)
История возникновения топиарного искусства. (Беседа). Изготовление основы. Работа над стволом. Декорирование топиария. (Индивидуальная работа)
Золотая соломка (3 часа).
Инструменты и материалы. Виды злаковых. Безопасные условия труда при работе с материалами и инструментом. Подготовка соломки к работе (холодный и горячий способ).(Рассказ,инструктирование). Изготовление соломенной куклы. (Творческий проект).
Флористические работы (3 часа).
Законы цветоведения (фон, цвет, колориметрический круг). Композиция. Законы и типы композиции. Технология изготовления аппликаций на плоскости. Оформление готовых работ, хранение. (Групповая работа).
Дизайн помещения (9 часов).
Цветы в интерьере. Праздник дома. Сухие растения на разные случаи жизни. Выполнение декоративного панно.(Творческая работа). Проект «Дизайнерские часы для интерьера комнаты». Изготовление подушек – думачек. (Практическая работа). Декорирование чайной чашки. (Декорирование.) «Не спешите отправить в чулан или вторая жизнь старых вещей».(Индивидуальная творческая работа).
Подведение итогов года (1 час). (Игротека, анкетирование).
Выставка. (Галерея творческих работ).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение 1 час |
| Знакомство с программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 |
Заготовка природного материала 1 час |
| Сроки и особенности хранения природного материала. Правила заготовки. Сбор цветов, мха. Технология плоскостного засушивания. Технология объёмного засушивания. Сортировка и подготовка к хранению. Упаковка. | 1 |
Работа с гофрированной бумагой 2 час |
| Знакомство со свойствами гофрированной бумаги. Проект «Мода и время». Фантазии из бумаги. Выполнение выставочной работы. | 1 |
| «Просто и со вкусом». Фантазии из бумаги. | 1 |
Дизайн 8 часов |
| Возникновение дизайна. Принципы дизайна. Формы дизайна. | 1 |
| Первая школа дизайна «Баухауз». | 1 |
| Основы дизайна. Дизайнерские идеи. Работа с новыми декоративными материалами. (пенопласт, органза, фетр, сизаль и др) | 1 |
| Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки из фетра. | 1 |
| Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы. | 1 |
| Цвет и настроение. Композиционные средства. | 1 |
| Проект дизайн-оформления холла к Новому году с использованием игрушек. | 1 |
| Мы дизайнеры. Подготовка и изготовление декораций к Новому году. Настенное панно «Рождественский олень», «Снеговики». | 1 |
Аранжировка 5 часов |
| Инструменты и оборудование. Основы и принципы аранжировки. | 1 |
| Правила составления букета. Симметрия и асимметрия. | 1 |
| Вазы и вспомогательные средства для составления букетов. Способы закрепления цветов в вазе. | 1 |
| Зимние букеты и композиции. Праздничные аранжировки. Рождественский венок с пуансетией. | 1 |
| Икебана. Зимняя икебана. | 1 |
Топиарное искусство 2 часа |
| История возникновения топиарного искусства. Топиарий - дерево счастья. Виды топиария. | 1 |
| Изготовление основы. Работа над стволом. Декорирование топиария. | 1 |
Золотая соломка 3 часа |
| Инструменты и материалы. Виды злаковых. | 1 |
| Безопасные условия труда при работе с материалами и инструментом. Подготовка соломки к работе (холодный и горячий способ). | 1 |
| Изготовление соломенной куклы. | 1 |
Флористические работы 3 часа |
| Законы цветоведения (фон, цвет, колориметрический круг). Композиция. Законы и типы композиции. | 1 |
| Технология изготовления аппликаций на плоскости. Оформление готовых работ, хранение. | 1 |
| Объемная аппликация. | 1 |
Дизайн помещения 9 часов |
| Цветы в интерьере. | 1 |
| Цветы в интерьере. | 1 |
| Изготовление декоративных горшков из пластиковых бутылок. | 1 |
| Сухие растения на разные случаи жизни. Выполнение декоративного панно. | 1 |
| Изготовление подушек - думочек | 1 |
| Проект «Дизайнерские часы для интерьера комнаты». | 1 |
| Декорирование чайной чашки | 1 |
| Праздник дома. | 1 |
| «Не спешите отправить в чулан или вторая жизнь старых вещей». | 1 |
Подведение итогов года 1 час | |
| Выставка | 1 |
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные дизайнеры»:
По окончании курса учащийся должен знать:
метод проецирования, метод построения плана, перспективного эпюра;
об истории декоративных стилей;
сведения о цвете и цветовых сочетаниях;
о композиционном единстве интерьера;
о функциональной организации пространства;
о различных приемах меблировки помещений;
о конструктивных особенностях пространства;
о технике безопасности при работе с различными материалами.
Должен уметь:
выполнять творческие композиции;
владеть навыками творческой работы в рамках работы над проектом;
владеть навыками работы чертежными принадлежностями и материалами;
владеть навыками работы акварельными красками в технике дизайн;
владеть навыками работы в технике аппликация;
выполнять простейшие чертежи;
выполнять эскизы декора, перспективные эпюры интерьера.
Оценка результатов освоения программы:
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг – диагностика творческого воображения и пространственного мышления учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование.
Текущий мониторинг – тестирование и выполнение текущих творческих заданий. (Приложение 2.)
Заключительный мониторинг – выполнение творческого проекта интерьера. На защите проекта оценивается уровень усвоения полученных знаний, рациональность предложенного интерьера и качество графики.
Форма отчётности учащихся
Программа курса построена таким образом, что весь теоретический материал закрепляется на этапах творческими работами в материале.
Выполнение проектов основывается на творческих работе учеников. Форма защиты проекта – это самостоятельное творчество ученика.
Последние практические работы – в разделе“Дизайн интерьера” является творческим воплощением всех полученных знаний и умений.
Приложение 1.
Карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов.
Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «__________________________________»
ученика ____ класса Ф.И._______________________________________________
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | | |
Проявляет настойчивость в достижении цели. | | |
Применяет методы наблюдения. | | |
Оценивает …. | | |
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | | |
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | | |
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | | |
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | | |
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | | |
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | | |
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | | |
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. | | |
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.
7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Приложение 2.
Карта оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | Завершенность | |
| | | | | | | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Список использованных источников
1. Татьяна Малиновцева, «Подарки из конфет. Техника свит-дизайн», Издательство Аст-Пресс, Москва,2015 г.
2. Татьяна Малиновцева, «Букеты из конфет», Издательство Аст-Пресс Книга, Москва,2015 г.
3. Карен Майер-Эберрт «Мой ручной мир» (101 креативная идея необычного декора из обычных материалов своими руками), издательство Астрель Полиграфиздат, Москва, 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1.http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1707
2.http://postila.ru/id4181017/svit-dizayn
3.http://filosofyfree.ru/rubric/4333441
4.http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskie-podarki-v-tehnike-svit-dizain.html
5.http://supersweetie.mirtesen.ru/blog/43755635082/Master-klass-po-svit-dizaynu.-Konfetnaya-hrizantema
6.http://www.by-hand.ru/item/list?tag=свит-дизайн
7. http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/SweetFlor.html
8. http://masterclassy.ru/buket-iz-konfet/
9. http://buket7.ru/blog