ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и программы «Окружающий мир» - автор А.А. Плешаков, «Окружающий мир» 2 класс. М.: Просвещение, 2011. Разработана на основе УМК «Школа России»
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 68 часов (2 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства Адыгеи (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Адыгеи (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Адыгеи, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Адыгеи, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества РА (2—3 примера на основе наблюдений).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, Красная книга Адыгеи, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Малая Родина – Республика Адыгея. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России и Адыгеи : герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Конституция Адыгеи. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Глава Республики Адыгея.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов Кавказа.
Родная республика— частица России. Родное село: название, основные достопримечательности; музеи, театры, В\учебные заведения и пр. Особенности труда людей РА, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории РА. Святыни РА. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование
№ | название раздела | кол-во часов |
1 | Как устроен мир | 6ч |
2 | Эта удивительная природа | 19ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10ч |
4 | Наша безопасность | 7ч |
5 | Чему учит экономика | 12ч |
6 | Путешествие по городам и странам | 14ч |
| ИТОГО | 68ч |
Национально-региональный компонент
№ | тема урока | № урока |
1 | Почвы РА | 13 |
2 | Растения РА | 14 |
3 | Исчезающие растения нашей местности | 17 |
4 | Животные РА | 18 |
5 | Красная Книга РА | 23 |
6 | Полезные ископаемые РА | 45 |
7 | Растениеводство РА | 46 |
8 | Животноводство РА | 47 |
9 | Экономика РА | 49 |
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№ п\п | Дата | Тема | Примечание |
план | факт | |
1 четверть | |
Как устроен мир (6 часов) | |
1 | | | Природа. Значение природы для людей | |
2 | | | Человек. | |
3 | | | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
4 | | | Общество | |
5 | | | Что такое экология | |
6 | | | Природа в опасности! Охрана природы | |
Эта удивительная природа (19 ч) | |
7 | | | Тела, вещества частицы | |
8 | | | Разнообразие веществ |
9 | | | Воздух и его охрана | |
10 | | | Вода | |
11 | | | Превращения и круговорот воды | |
12 | | | Берегите воду! | |
13 | | | Что такое почва. Почвы в РА. | |
14 | | | Разнообразие растений. Растения РА. | |
15 | | | Солнце, растения и мы с вами | |
16 | | | Размножение и развитие растений | |
17 | | | Охрана растений. Исчезающие растения нашей местности | |
18 | | | Разнообразие животных. Животные РА. | |
2 четверть | |
19 | | | Кто что ест | |
20 | | | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | |
21 | | | Размножение и развитие животных | |
22 | | | Охрана животных | |
23 | | | В царстве грибов. Красная книга Адыгеи. | |
24 | | | Великий круговорот жизни | |
25 | | | Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа» |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | |
26 | | | Организм человека | |
27 | | | Органы чувств | |
28 | | | Надёжная защита организма | |
29 | | | Опора тела и движения | |
30 | | | Наше питание | |
31 | | | Наши проекты : «Школа кулинаров» | |
32 | | | Дыхание и кровообращение | |
33 | | | Умей предупреждать болезни | |
34 | | | Здоровый образ жизни | |
35 | | | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье» | |
3 четверть | |
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) | |
36 | | | Огонь вода и газ | |
37 | | | Чтобы путь был счастливым | |
38 | | | Дорожные знаки | |
39 | | | Наши проекты: «Кто нас защищает» | |
40 | | | Опасные места | |
41 | | | Природа и наша безопасность | |
42 | | | Экологическая безопасность | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | |
43 | | | Для чего нужна экономика | |
44 | | | Природные богатства и труд людей – основа экономики | |
45 | | | Полезные ископаемые РА | |
46 | | | Растениеводство в РА | |
47 | | | Животноводство в РА | |
48 | | | Какая бывает промышленность | |
49 | | | Наши проекты «Экономика Республики Адыгея» | |
50 | | | Что такое деньги | |
51 | | | Государственный бюджет | |
52 | | | Семейный бюджет | |
4 четверть | |
53 | | | Экономика и экология | |
54 | | | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (14 часов) | |
55 | | | Золотое кольцо России | |
56 | | | Наши проекты «Музей путешествий» | |
57 | | | Наши ближайшие соседи | |
58 | | | На севере Европы | |
59 | | | Что такое Бенилюкс | |
60 | | | В центре Европы | |
61 | | | По Франции и Великобритании | |
62 | | | На юге Европы | |
63 | | | По знаменитым местам мира | |
64 | | | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | |
65 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» | |
66-67 | | | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | |
68 | | | Итоговая проверочная работа | |