![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/05/s_58bb70519199c/579679_1.jpeg) | МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования администрации города Братска Иркутской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34" муниципального образования города Братска МБОУ «СОШ № 34» ул. Приморская, д.47, город Братск, Иркутская обл., 665709, тел./факс: (3953) 37-81-32; 37-87-24 e-mail: [email protected], www: brschool34.com |
РАССМОТРЕНО на заседании экспертного совета протокол №____от______201 г. | СОГЛАСОВАНО ______________201 г. Заместитель директора по НМР _____________ С.П. Ковалева | УТВЕРЖДАЮ Приказ №___от_______201 г. Директор МБОУ «СОШ № 34№ ______________ Т.А.Филиппова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
Культура народов России
для обучающихся 6х классов
Образовательная область: литература
музыка
технология
разработал:
учитель литературы Чебакина Т. Э.
музыки Чернова Ю. Э.
технологии Сухова Г.Н
2015
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (Приказ № 1897 от 17.12.2010г). Программа разработана в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Цели и задачи изучения предмета:
- формирование первоначальных представлений об отечественных национальных традициях, их роли в культуре, истории и современной жизни России;
- воспитание таких личностных качеств как взаимопонимание, уважение, способность к равноправному общению, сотрудничеству, взаимодействию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с Федеральным государственным стандартом содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
• принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников
и ситуации общения;
• овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Количество часов. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Содержание программы:
Россия – многонациональная держава. Коренные народы Сибири – 2.
Из истории бурятского народа. Жизнь и обычаи народа Бурятии. Мифология – 6.
Народные бурятские сказки: волшебные, бытовые, о животных – 3.
Понятие о мифе, легенде, эпосе- 2.
Героический эпос бурят. «Гэсэр» - 4.
Богатство традиций и обрядов бурятского народа -2
Бурятский фольклор: сказки, легенды, изобразительное искусство - 2
Бурятская народная песня. Истоки -2.
Песня-зеркало народа- 2.
Бурятские народные музыкальные инструменты – 2.
Бурятские самоцветы. Танцы Бурятии -2.
Золотой фонд культуры Бурятии -2.
Забайкалье-общая Родина. Родство культур – 3.
Бурятская кухня – часть национальной культуры .16ч
Традиции бурятского народа - 4
Блюда бурятской кухни. Позы (бузы) - 2
Бурятские шаньги - 2
Тоогонои бэлины (блинчики по-бурятски) - 2
Меню бурятских праздников - 2
Исконно бурятские чаи. Зеленый бурятский чай, Иван-чай - 2
Народные промыслы, народов Бурятии Традиции и обычаи народов Бурятии. Использование вышивания бисером в национальных костюмах и предметах быта - 2
Работа над проектом. Бурятский национальный костюм - 16
Разработка современных изделий на основе народного костюма (предметы быта, пояс, рождественские подарки ( подарочные мешочки, носки, варежки) и т.д.). Эскиз, выкройка -Выбор бисера, ниток.
Шитье подарочного изделия. Техника , приемы вышивания бисером Отделка готового изделия вышивкой
Выставка работ. 2ч
Подготовка презентации работы. Анализ и оценка работы -
Тематическое планирование:
№ п/п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | Примечание |
1 | Россия – многонациональная держава. Коренные народы Сибири. | 2 | | Понятие о многонациональной народной культуре Российской федерации. | |
2 | Из истории бурятского народа. Жизнь и обычаи народа Бурятии. Мифология. | 6 | | Духовные основы жизни бурятского народа. Связь обычаев и менталитета народа с основными верованиями бурят. | |
3 | Народные бурятские сказки: волшебные, бытовые, о животных | 3 | | Нравственный, воспитывающий смысл народной сказки. Образы и герои сказок бурятского народа. | |
4 | Понятие о мифе, легенде, эпосе | 2 | | Связь героического эпоса с культурой народа, отражение нравственных устоев народа в фольклоре. | |
5 | Героический эпос бурят. «Гэсэр». | 4 | | |
6 | Богатство традиций и обрядов бурятского народа. | 2 | | Знакомство с обрядами и народными традициями Бурятии. Традиции, берущие начало из глубины веков, песни и танцы шаманов, Основные праздники, турниры и поединки. Народный костюм. | |
7 | Бурятский фольклор: сказки, легенды, изобразительное искусство. | 2 | | Знакомство с богатым и разнообразным миром бурятского фольклора: народной песней, танцем, сказками и легендами. Знакомство с творчеством бурятских художников и музыкантов. | |
8 | Бурятская народная песня. Истоки. | 2 | | Истоки и история появления бурятского народного горлового пения. многообразие песенных жанров в Бурятии. Тесная связь песни с природой. Песня прославляющая родной край и воспевающая красоту природы. | |
9 | Песня-зеркало народа. | 2 | | Продолжение знакомства с бурятской народной песней. музыкально-интонационный анализ своеобразных мелодий бурятских песен. разучивание и исполнение ансамблем и хором бурятской народной песни. «Эй,дунэ ероло» | |
10 | Бурятские народные музыкальные инструменты. | 2 | | Знакомство с бурятскими народными музыкальными инструментами. Классификация по звукоизвлечению. Тембральное разнообразие звучания. Слушание музыки: бурятская народная инструментальная музыка. | |
11 | Бурятские самоцветы. Танцы Бурятии. | 2 | | Танцевальное искусство народов Бурятии. Своеобразие музыки и костюма. Ансамбль народного бурятского танца «Бурятские самоцветы» | |
12 | Золотой фонд культуры Бурятии. | 2 | | Знакомство с творчеством бурятских композиторов, поэтов и художников, музыкантов и исполнителей. | |
13 | Итоговое занятие. Забайкалье-общая Родина. Родство культур. | 3 | | Музыкально-интонационный смысловой анализ песенного творчества. сходства и различия музыки и общность человеческих тем в текстах песен. | |
14 | Бурятская кухня – часть национальной культуры Традиции бурятского народа | 16 4 | | Изучить бурятскую народную кухню , их традиции, обычаи и культуру. | |
15 | Блюда бурятской кухни. Позы (буузы). | 2 | | Изучить традиционные блюда и освоить технологию приготовления бурятских поз. | |
16 | Бурятские шаньги | 2 | | Освоить технологию приготовления шанег. | |
17 | Тоогонои бэлины (блинчики по-бурятски) | 2 | | Изучить и освоить технологию приготовления традиционных блюд обрядовой кулинарии. Способы приготовления и подачи праздничных блюд. Оформление блюд и сервировка праздничного стола. Обычаи и обряды праздничного стола. | |
18 | Меню бурятских праздников. | 2 | | |
19 | Исконно бурятские чаи. Зеленый бурятский чай, Иван-чай. | 2 | | |
20 | Народные промыслы народов Бурятии. | 2 | | Изучить традиции и обычаи народов Бурятии, народные промыслы бурят . | |
21 | Работа над проектом . Бурятский национальный костюм. Создание бурятского национального костюма. | 16 | | Создание бурятского национального костюма. Разработка изделий на основе народного костюма (предметы быта, пояс, рождественские подарки ( подарочные мешочки, носки, варежки) и т.д.). Отделка одежды, предметов быта вышивкой, орнаментами из бисера Подготовка эскиза, выкройки. Выбор бисера, ниток. Использовать вышивку бисером в национальных костюмах и предметах быта. Шитье подарочного изделия. Освоение приемов вышивания бисером Отделка готового изделия вышивкой. | |
22 | Выставка работ. Подготовка презентации работы. Анализ и оценка работы | 2 | | Выставка готовых изделий, представление, анализ работы. | |
Учебно-методический комплекс и материально- техническое обеспечение:
1.О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
2.О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2001.
3.В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
4.Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
5.Журнал «Сибирячок» 1995-2015 год.
6.«Воспитание ребенка в русских традициях» Соколова Л, Некрылова А. М.,АЙРИС- ПРЕСС,2010
7.« Азбука вышивания» Попивщая СМ. « РИПОЛ-КЛАССИК» 2010
8.«500 рецептов славянской трапезы» Ковалев В.М.,М.П. « МИК» 2010