Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Бердска
Утверждаю: _______________
(В.В.Забелич)
Директор МБОУ СОШ №9
«_____» __________ 2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психокоррекицонные занятия»
для обучающихся по АООП УО (ИН)
1(1’)-4 класс
Составитель:
Лукинова Д.Д.
педагог-психолог
Бердск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе.
Представленная программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС обучающихся с УО (ИН) и ПАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ИН, получивших рекомендацию обучения по 1 варианту.
Нормативное обеспечение программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с УО (ИН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью;
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Бердска;
Устав МБОУ СОШ №9;
Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2022-2023 учебный год.
Программа разработана на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В. и пособия «Развитие сенсорной сферы детей» Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой.
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с УО (ИН) определяются задачи курса:
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Общая характеристика курса.
Включение курса «Психокоррекционные занятия» в качестве обязательного для всех обучающихся с УО (ИН) является ценным нововведением в содержание образования школьников указанной группы. У детей с интеллектуальной недостаточностью имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с УО (ИН).
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от индивидуальных особенностей обучающихся, целей и задач того или иного занятия.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы;
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы;
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция;
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения. Поэтому рабочая программа предполагает проведение диагностических занятий в начале и конце учебного года.
Место курса в учебном плане
Курс «Психокоррекционные занятия», согласно требованиям Стандарта, является частью коррекционно-развивающей области учебного плана и представлен групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Представленная рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю, 33 учебных недели) для первого дополнительного и первого классов, на 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) для 2-4 классов.
Длительность коррекционно-развивающих занятий до 40 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и формы проведения занятия.
Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится педагогом-психологом в начале и в конце учебного года из расчета 2 часа в год на обучающегося.
Рабочая программа курса корректируется ежегодно.
Планируемы результаты освоения курса
Требования к результатам освоения курса «Психокоррекционные занятия» конкретизируются применительно к каждому обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
В результате освоения содержания курса «Психокоррекционные занятия» у обучающихся предполагается формирование следующих базовых учебных действий:
Регулятивные БУД
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные БУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные БУД
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения);
продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемые предметные результаты:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в ПАООП направлениями психокоррекционная работа представлена следующими вариативными модулями:
1. Адаптационный модуль «Я - школьник».
2. Развитие графомоторных навыков.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие
4. Восприятие пространства и времени
5. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция.
6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
7. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций.
8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Структура занятия
Вводная часть: Проведение игр малой подвижности, направленных на активизацию мыслительной деятельности, формирование положительного отношения к занятиям, включение в деятельность.
Примерный список игр:
Основная часть: Проведение игр, упражнений, заданий в соответствии с темой занятия.
При работе могут использоваться дидактические игры на коррекцию и развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы, распечатки заданий, подвижные игры.
Итоговая часть: Проведение упражнений на рефлексию, стабилизацию эмоционального фона.
Примерный список упражнений:
«Цветочек»,
«Ветерок»,
«Дождик»,
«Пантомима»,
«Одним словом».
Материально-техническое обеспечение
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении.
Необходимое оборудование:
ПК с возможностью прослушивания аудиофайлов;
МФУ, бумага для печатания;
подборка аудиофайлов в соответствии с содержанием программы.
Необходимый материал:
дидактические и настольные игры;
тетрадь в клетку 12 листов на каждого ученика;
индивидуальный раздаточный материал (наборы предметных и сюжетных картинок, коробки с различными материалами, бруски и предметы с различной текстурой, и т.д.);
демонстрационный материал (сюжетные картины, плакаты, макеты и т.д.);
доска ученическая магнитная, набор магнитов;
наборы конструктора, мозаики, нумиконы, пазлы;
геометрические фигуры, цифры, буквы русского алфавита различного размера, начертания, цвета;
художественные материалы (карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, пластилин, кисточки, бумага для рисования и т.д.);
фигурки, изображающие предметы обихода, объекты животного и растительного мира;
мячи различного размера и жесткости, в том числе массажные.
Необходимые пособия:
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.
О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» 1-4 класс. Рабочие тетради и пособия для педагога.
С.Е. Гаврина «Я учусь общаться и понимать окружающих.
Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» 1-4 класс. Конспекты занятий и материал для распечаток.
Холодова О. «За три месяца до школы». Рабочая тетрадь.
Холодова О. «Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей» 1-4 класс. Рабочая тетрадь.
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников» 0-4 класс. Рабочая тетрадь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ И 1 КЛАСС
№ | Тема занятия. Содержание работы | Методики и задания | Часы |
| Входное диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
Адаптационный модуль | 2 |
| Я умею управлять собой. Я умею преодолевать трудности | РТ занятие 1, 2 | 1 |
| Я умею слушать других. Я умею учиться у ошибки | РТ занятие 3, 4 | 1 |
Развитие графомоторных навыков | 4 |
| Развитие крупной моторики, формирование чувства равновесия | Повороты. Перестроения. Бросание в цель. «Дорожка следов» | 1 |
| Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | Повороты с движениями рук. Ходьба с изменением направления | 1 |
| Развитие мелкой моторики рук, навыков владения письменными принадлежностями | Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету, образцу | 1 |
| Развитие глазодвигательной координации | Шнуровки. Создание украшений из бусин | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 |
| Формирование ощущений от различных поз тела, движения и позы конечностей | «Море волнуется раз…». Сенсорная тропа. «Акробаты» | 1 |
| Движения и позы головы, выразительность движений, имитация | «Оркестр». «Какой зверь» | 1 |
Восприятие пространства и времени | 5 |
| Ориентировка на собственном теле, в помещении, передвижения в пространстве | Подвижные игры | 1 |
| Ориентировка в линейном ряду | «Расположи верно». «Магазин» | 1 |
| Ориентировка на листе бумаги. Расположение предметов на листе | «Расположи верно». Графические диктанты | 1 |
| Сутки. Последовательность событий | Упражнения на графической модели | 1 |
| Понятия «сегодня», «завтра», «вчера», «неделя» | Упражнения на графической модели | 1 |
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция | 2 |
| Я умею быть доброжелательным. Я – доброжелательный | РТ занятие 5, 6 | 1 |
| Я умею быть ласковым | РТ занятие 7 | 1 |
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения | 3 |
| Выполнение словесных поручений. Развитие навыков самоконтроля, слухового восприятия | Учись слушать и выполнять. Смена «ролей». Назови и проверь постукиванием | 1 |
| Выполнение словесных поручений. Развитие пространственных представлений | Чей узор лучше? Где этот домик? | 1 |
| Развитие навыков саморегуляции, зрительного восприятия формы. | Образец и правило. Загадочные контуры. Составь фигуру | 1 |
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций | 9 |
| Развитие слуховых ощущений. Словесные обозначения предметов | Послушай тишину. Узнай по звуку. Назови предмет | 1 |
| Развитие зрительных ощущений, внимания (сосредоточение, объем) | Какого цвета? Цветные полоски. Выполнение команд. Угадай, кто говорит. Кто точнее | 1 |
| Развитие артикуляции, пространственных представлений | Раскрась по инструкции. Произнеси чисто | 1 |
| Развитие осязательных ощущений, непосредственной вербальной памяти | Шершавые дощечки. Магнитофон. У кого ряд длиннее | 1 |
| Развитие двигательной памяти, понятийного мышления | Телеграфисты. Подбери картинки | 1 |
| Развитие внимания (устойчивость), непосредственной зрительной памяти, умения анализировать образец | Найди картинку. Запомни точно. Найди образец. Найди одинаковые. Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? | 1 |
| Развитие слуховых и осязательных ощущений, умения анализировать образец | Шумящие коробочки. Шершавые дощечки. Раскрась правильно | 1 |
| Развитие внимания (переключение), точности движений, навыков абстрагирования | Расставь слова. Зашифруй слова/цифры. Точные движения. Найди одинаковые | 1 |
| Развитие гибкости мышления, внимания (распределение), навыков сравнения | Способы применения предмета. Соблюдай правило. Учимся сравнивать. | 1 |
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков | 4 |
| Радость. Что такое мимика, жесты | РТ занятие 12, 13 | 1 |
| Грусть. Обида | РТ занятие 16, 21 | 1 |
| Страх. Как его преодолеть | РТ занятие 17, 18 | 1 |
| Гнев и его польза. С какими чувствами он дружит | РТ занятие 19, 20 | 1 |
| Итоговое диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
| | ИТОГ | 33 |
2 КЛАСС
№ | Тема занятия. Содержание работы | Методики и задания | Часы |
| Входное диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
Развитие графомоторных навыков | 4 |
| Развитие координации, точности движений. | Метание в цель. «Кольцеброс». Игры с мячом, обручем | 1 |
| Действия по двухзвенной инструкции, синхронность работы рук | Работа со шнуром. Бусы. «Слепой и поводырь» | 1 |
| Штриховка в разных направлениях, обводка по трафарету | Работа с трафаретами, образцом | 1 |
| Развитие глазодвигательной координации | Графический диктант | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 |
| Движения и позы конечностей, головы | Упражнения по инструкции | 1 |
| Движения и позы тела. Имитация | «Зеркало». «Крокодил» | 1 |
Восприятие пространства и времени | 4 |
| Ориентировка в помещении, понятия «дальше», «ближе» | «Горячо-холодно» | 1 |
| Ориентировка на листе бумаги, поверхности парты | Упражнения по словесной инструкции | 1 |
| Времена года, месяцы | Работа с графической моделью | 1 |
| Знакомство с часами, мерами времени | Работа с графической моделью | 1 |
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков | 2 |
| Мы рады встрече | РТ занятие 1 | 1 |
| Понимаем чувства другого. Мы испытываем разные чувства | РТ занятие 2, 3, 4 | 1 |
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция | 8 |
| Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей. Самое важное хорошее качество | РТ занятие 5, 6, 7 | 1 |
| Кого называют «доброжелательным человеком»? Трудно ли быть доброжелательным? | РТ занятие 9, 10 | 1 |
| Я желаю добра ребятам в классе. Какие качества нам нравятся друг в друге | РТ занятие 11, 13 | 1 |
| Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? Каждый человек уникален | РТ занятие 14, 15 | 1 |
| В каждом человеке есть темные и светлые качества | РТ занятие 16 | 1 |
| Какой я? Какой ты? Учимся договариваться | РТ занятие 17, 18, 19 | 1 |
| Трудности дома, в школе, на улице | РТ занятие 20 | 1 |
| Школьные трудности. Домашние трудности | РТ занятие 21, 22, 23, 24 | 1 |
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения | 2 |
| Развитие произвольности, пространственных представлений, зрительной памяти | Летает - не летает. Выполни правильно. Запомни и нарисуй. | 1 |
| Развитие внутреннего плана действий, произвольности, опосредованной памяти | Замри! Совмести фигуры. Запомни фигуры | 1 |
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций | 10 |
| Развитие внимания (распределение), слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления | Подсчитай правильно. Повтори цифры. Найди путь. Слова, начинающиеся с одной буквы | 1 |
| Развитие устойчивости внимания, навыков анализа и синтеза, наглядно-образного мышления | Назови по порядку. Полянки. Что изображено? Раздели на части | 1 |
| Развитие зрительного восприятия, слуховых и осязательных ощущений | Назови буквы. Шумящие коробочки. Разложи вслепую | 1 |
| Развитие зрительной памяти, гибкости мышления, умения устанавливать закономерности | Точно такие. Нарисуй по памяти. Заселение дома. Найди фигуры | 1 |
| Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти | Шарики в трубочку. Подбери заплатку. Повтори и добавь. Найди образец | 1 |
| Развитие слуховых ощущений, умения выделять существенное, воображения | Шумящие коробочки. Выбери главное. Волшебный лес | 1 |
| Развитие осязательных и мышечных ощущений, опосредованной памяти | Шершавые дощечки. Подбери картинку. Рукопожатие | 1 |
| Развитие вербальной памяти, навыков анализа и синтеза | Найди слова. Дорисуй. Что изображено? | 1 |
| Развитие навыков обобщения, сравнения, умения устанавливать закономерности | Найди одинаковое. Четвертый лишний. Найди девятый. Найди фигуры | 1 |
| Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти | Загадочные контуры. Точно такие | 1 |
| Итоговое диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
| | ИТОГ | 34 |
3 КЛАСС
№ | Тема занятия. Содержание работы | Методики и задания | Часы |
| Входное диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
Развитие графомоторных навыков | 2 |
| Действия по двух- и трехзвенной инструкции, развитие меткости | «Кладоискатели». «Кольцеброс». «Дартс» | 1 |
| Рисование бордюров по образцу, графический диктант | Упражнения по образцу и инструкции | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 1 |
| Выразительность движений | Инсценировки из школьной жизни | 1 |
Восприятие пространства и времени | 4 |
| Развитие пространственного праксиса, моделирование пространственного расположения мебели | «Куда пойдешь, то и найдешь». «Обставим комнату» | 1 |
| Ориентировка на листе бумаги разного размера, в разном расположении | «Морской бой» | 1 |
| Определение времени по часа. Временные интервалы | «Успеть за…» | 1 |
| Времена года, закономерности | «Когда это бывает» | 1 |
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков | 3 |
| Я – третьеклассник. Я умею фантазировать. | РТ занятие 1, 3 | 1 |
| Мои качества. Мой характер. Каким меня видят окружающие | РТ занятие 5, 6, 7 | 1 |
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция | 6 |
| Я и моя школа. Я и мой учитель. | РТ занятие 8, 10, 11 | 1 |
| Что такое «лень»? Как справляться с «немогучками»? | РТ занятие 9, 12 | 1 |
| Я и мои родители. Я умею просить прощения | РТ занятие 13, 14 | 1 |
| Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка | РТ занятие 16, 17, 18, 19 | 1 |
| Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми | РТ занятие 20, 21, 22 | 1 |
| Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа? | РТ занятие 23, 24 | 1 |
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения | 4 |
| Развитие произвольности движений, опосредованной памяти, логического мышления | Бери осторожно. Запомни фигуры. Логический квадрат. Обводи точно | 1 |
| Развитие внутреннего плана действий, устойчивости внимания, умения устанавливать закономерности | Поверни квадрат. Муха. Найди девятый. Пишущая машинка | 1 |
| Развитие словесно-логического мышления, внутреннего плана действий, произвольности движений | Выбери главное. Совмести фигуры. Знай свой темп. Запретное движение | 1 |
| Развитие произвольности, навыков сравнения, воображения | Не путай цвета. Что это? Одинаковое, разное | 1 |
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций | 13 |
| Развитие опосредованной памяти, навыков обобщения, умения устанавливать закономерности | Четвертый лишний. Найди девятый. Письмо инопланетянина | 1 |
| Развитие ассоциативного мышления, воображения, зрительной памяти | Свяжи слова. Закончи рисунок. Запомни сочетания фигур | 1 |
| Развитие вербально-логического мышления, пространственных представлений | Раздели на группы. Выбери главное. Фигуры и значки | 1 |
| Развитие умения устанавливать аналогии и закономерности, сравнивать | Найди фигуры. Назови четвертое слово. Одинаковое, разное | 1 |
| Развитие опосредованной вербальной памяти, пространственных представлений, устойчивости внимания | Объедини по смыслу. Учись уменьшать и увеличивать. Назови по порядку | 1 |
| Развитие пространственных представлений, абстрактно-логического мышления | Где какая полоска? Кольца. Говорим по-марсиански. Поезд | 1 |
| Развитие навыков сравнения, обобщения, синтеза | Четвертый лишний. Найди одинаковое. Составь слова | 1 |
| Развитие чувства времени, опосредованной памяти | За одну минуту. Письмо инопланетянина. Объедини по смыслу | 1 |
| Развитие непосредственной слуховой памяти, пространственных представлений | Добавь слово. Раскрась фигуг | 1 |
| Развитие наглядно-образного мышления, внимания (переключение), навыков синтеза | Преврати в квадрат. Что изображено? Отыщи числа | 1 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, слухового восприятия | Пятый лишний. Назови и проверь постукиванием | 1 |
| Развитие умения устанавливать закономерности, непосредственной памяти. | Найди девятый. Какой цвет? | 1 |
| Развитие опосредованной памяти, понятийного мышления, воображения | Запомни слова. Вордбол. Составь изображения | 1 |
| Итоговое диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
| | ИТОГ | 34 |
4 КЛАСС
№ | Тема занятия. Содержание работы | Методики и задания | Часы |
| Входное диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
Развитие графомоторных навыков | 2 |
| Соотношение движений с поданным звуковым сигналом, Действия по трехзвенной инструкции | «Беги-замри». «Роботы» | 1 |
| Графический диктант. Симметрия. Геометрические фигуры | Выполнение заданий по словесной инструкции с усложнением | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 |
| Упражнения на расслабление, снятие зажимов | «Желешка». «Горячо-холодно» | 1 |
| Воображаемые действия | Инсценировка бытовых ситуаций | 1 |
Восприятие пространства и времени | 5 |
| Моделирование расположения предметов в пространстве. Моделирование пространственных ситуаций по словесной инструкции | «Художники». «Укрась комнату кукле» | 1 |
| Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного | Упражнения на перенос изображений | 1 |
| Длительность временных интервалов. Определение времени по часам | «Береги минутку» | 1 |
| Работа с календарем | «Когда это бывает» | 1 |
| Последовательность жизненных событий. Возраст людей | «Моя семья». «Когда я стану взрослым» | 1 |
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков | 5 |
| Как я изменился летом. Кто я? Расту = взрослею? Мои способности | РТ занятие 1, 2, 3, 4 | 1 |
| Мои интересы. Мой путь к успеху | РТ занятие 5, 6 | 1 |
| Мой внутренний мир. Уникальность внутреннего мира | РТ занятие 7, 8 | 1 |
| Мое детство. Мое настоящее | РТ занятие 18, 19 | 1 |
| Мое будущее. Мой будущий дом. Моя будущая профессия | РТ занятие 20, 21, 22 | 1 |
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция | 3 |
| Мой внутренний мир и мои друзья. Мои друзья – девочки и мальчики | РТ занятие 9, 10 | 1 |
| Мой класс. Мои одноклассники – какие они? Какие ученики мои одноклассники? | РТ занятие 11, 12, 13, 14 | 1 |
| Лидерство в классе. Конфликты в классе. Взаимопомощь в классе | РТ занятие 15, 16, 17 | 1 |
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения | 3 |
| Развитие внутреннего плана действий, произвольности, умения устанавливать закономерности | Муха. Найди смысл. Найди фигуры | 1 |
| Развитие произвольности движений, умения устанавливать закономерности | Найди фигуры. Попади в свой кружок | 1 |
| Развитие произвольности движений, логического мышления | Кто точнее? Поезд | 1 |
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций | 11 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, пространственных представлений, воображения | Подбери общее понятие. Назови слова. Разноцветный коробок. Закончи рисунок | 1 |
| Развитие опосредованной памяти, вербально-смыслового мышления | Запомни фигуры. Пословицы | 1 |
| Развитие навыков сравнения, умения устанавливать закономерности | Одинаковое, разное. Найди девятый | 1 |
| Развитие вербально-смыслового мышления, пространственных представлений, воображения | Подбери пословицу. Найди одинаковые кубики. Тропинка | 1 |
| Развитие осязательного восприятия, непосредственной памяти | Палочка-узнавалочка. Запомни сочетания фигур | 1 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, глазомера, зрительно-двигательной координации | Целое-часть, Вырезай точно | 1 |
| Развитие опосредованной памяти, навыков абстрагирования, пространственных представлений | Письмо инопланетянина. Форма-цвет. Раскрась кубик | 1 |
| Развитие устойчивости внимания, навыков сравнения и абстрагирования | Пишущая машинка. Найди одинаковые. Только одно свойство | 1 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, газомера и зрительно-двигательной координации | Вордбол. Вырезай точно. | 1 |
| Развитие устойчивости внимания, навыков анализа через синтез | Отыщи числа. Разгадай ребусы | 1 |
| Развитие вербально-понятийного мышления, непосредственной памяти | Отрицание. Точно такие | 1 |
| Развитие вербально-смысловой памяти, умения устанавливать закономерности | Объедини по смыслу и запомни. Найди фигуры | 1 |
| Итоговое диагностическое обследование | Диагностический альбом | 1 |
| | ИТОГ | 34 |