Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия» в 4 классе»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Содержание программы
Основные направления коррекционной работы.
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности:
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие фонетико-фонематических представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Формирование навыков относительного анализа;
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) ;
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
6. Расширение и обогащение словаря.
Развитие восприятия, воображения.
Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины. Совершенствование восприятия формы. Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Закрепление временных понятий. Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз и пальцев рук. Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, представление словесного отчета.
Развитие внимания, памяти.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно 2-х и 3-х действий. Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуру с нахождением 2 -3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия 1 группы фигур (или понятий) от другой. Задачи аналитического типа. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Выявление закономерностей и продолжение орнамента по образцу. Словесная закономерность. Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждений с опорой на схему. Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек. Закрепление понятий «справа - слева», «вверх-вниз».
Личностные и метапредметные результаты
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные
- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные
- уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Планируемые результаты
положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся;
увеличение объема кратковременной вербальной памяти;
совершенствование фонематического слуха;
развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие мышления
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Тренировка пальцев рук. | 1 | | |
| Динамические движения пальцев рук. | 1 | | |
| Правая и левая стороны тела. | 1 | | |
| Верх – низ на листе и относительно тела. | 1 | | |
| Ориентация в пространстве по словесной инструкции, команде. | 1 | | |
| Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги. | 1 | | |
| Пространственные предлоги: над, под, за, около, перед. | 1 | | |
| Различные временные понятия. | 1 | | |
| Режим дня. Расписание уроков. | 1 | | |
| Временные понятия «вчера, сегодня, завтра» | 1 | | |
| Понятия «прошлое, настоящее, будущее» | 1 | | |
| Анализ событий прошедшего дня. | 1 | | |
| Складывание разрезных картинок из мелких деталей. | 1 | | |
| Копирование изображения на листах в крупную и мелкую клетку. | 1 | | |
| Дорисовывание мелких деталей. | 1 | | |
| Конструирование из мелких деталей. | 1 | | |
| Конструирование из палочек и фигур наложением на картинку. | 1 | | |
| Нахождение парных картинок. | 1 | | |
| Нахождение парных картинок среди группы подобных. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по цвету. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по размеру. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по форме. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по массе. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по текстуре. | 1 | | |
| Группировка предметов, одинаковых по звучанию. | 1 | | |
| Группировка по родовой принадлежности. | 1 | | |
| Нахождение лишнего по внешнему признаку. | 1 | | |
| Нахождение лишнего по внешнему признаку. | 1 | | |
| Нахождение лишнего по родовой принадлежности. | 1 | | |
| Нахождение лишнего по родовой принадлежности. | 1 | | |
| Упражнение «На что похожи наши ладошки» | 1 | | |
| Игра «Узнай, кто в домике живёт» | 1 | | |
| «Геометрическое лото» | 1 | | |
| Лото «Форма и цвет» | 1 | | |