Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нелькан
РАССМОТРЕНО на заседании МО ___________________ « ___» _________ 20 года | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР « ___» _________ 20 года | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ ______________________ « ___» _________ 20 года |
Рабочая программа курса
«Технология»
Базовый уровень
2 класс
Учитель: Колесова И.И.
-2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./ , в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Актуальность программы заключается в том, что в основу содержания курса положена практико-ориентированная направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий. Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе – научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различными источниками информации.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
Степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Планируемые результаты обучения по курсу «Технология», 2 класс
Личностные
Учащиеся научатся с помощью учителя:
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
Понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся с помощью учителя:
Формулировать цель деятельности на уроке;
Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
Планировать практическую деятельность на уроке;
Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
Элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
Гармонии предметов и окружающей среды;
Профессиях мастеров родного края;
Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Происхождение натуральных тканей и их виды;
Способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
Основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
Название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
Читать простейшие чертежи (эскизы);
Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
Учащийся будет уметь:
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.
Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
Учебно-методическое обеспечение:
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014г.
Электронные пособия:
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ урока | Раздел программы (общее кол-во часов) Тема урока | Планируемая дата проведения | Примечание |
Давайте познакомимся (1 час) |
1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | 3.09 | |
Человек и земля (23 часа) |
2 | Земледелие. Практическая работа:«Выращивание лука». | 10.09 | |
3 | Посуда Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». | 17.09 | |
4 | Работа с пластичными материалами (пластилин) Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне» | 24.09 | |
5 | Работа с пластичными материалами (тестопластика) Магнит из теста | 1.10 | |
6 | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Проект «Праздничный стол» | 8.10 | |
7 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше | 15.10 | |
8 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы Разделочная доска «Городецкая роспись» | 22.10 | |
9 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) Дымковская игрушка | 29.10 | |
10 | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами Матрешка из картона и ткани | 12.11 | |
11 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы Пейзаж «Деревня» | 19.11 | |
12 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование Игрушка «Лошадка» | 26.11 | |
13 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы». | 03.12 | |
14 | Работа с бумагой. Конструирование Проект «Деревенский двор» | 10.12 | |
15 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» | 17.12 | |
16 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Домовой | 24.12 | |
17 | Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц | 31.12 | |
18 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» | | |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик. | | |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья. | | |
21 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица». | | |
22 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани. | | |
23 | Работа с ткаными материалами. Шитье. Кошелек | | |
Человек и вода (3 часа) |
24 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Композиция «Золотая рыбка» | | |
25 | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум» | | |
26 | Работа с бумагой и волокнистыми материалами Композиция «Русалка» | | |
Человек и воздух (3 часа) |
27 | Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья» | | |
28 | Работа с бумагой. Моделирование. Ветряная мельница | | |
29 | Работа с фольгой. Флюгер | | |
Человек и информация (4 часа) |
30 | Промежуточная аттестация. Творческая работа | | |
31 | Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Композиция «Карта на глиняной дощечке» | | |
32 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном Книжка-ширма | | |
33 | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.Правила набора текста. Практическая работа:«Ищем информацию в Интернете». | | |
34 | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» | | |