МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Управление образования и молодежной политики Администрации
города Смоленска
МБОУ "СШ № 26 им. А.С. Пушкина"
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей истории и обществознания ________________________ Протокол №5 от « » мая 2023 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ________________________ Протокол №10 от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Приказ №303-ОД от «31» августа 2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Направление: социальное проектирование
для 9а, 9г классов (34 часа)
на 2023-2024 учебный год
Автор-составитель:
учитель Цивилева Евгения Анатольевна
Смоленск
2023
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Структура курса «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов | Количество часов |
Введение в курс | 1 |
Тема 1. Потребительская культура | 16 |
Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы) | 11 |
Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие | 6 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
№ п/п | Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Потребительская культура | -Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»; -«Потребление: структура и нормы»; -«Кто такой потребитель?» - «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»; -«Поговорим о культуре потребления»; -«Качество товаров»; -«Как покупать продукты питания?»; -«Как выбирать одежду и обувь?»; -«Бытовая техника: всерьез и надолго»; -«Всегда ли товар можно обменять»; -Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»; -«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»; -Познавательная беседа: «Происхождение денег»; -«Деньги: что это такое?»; -«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»; -«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала». –Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»; -Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»; «Основные понятия кредитования»; -Практическая беседа «Виды кредитов»; -Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»; - Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»; «Минусы моментальных кредитов»; -Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»; -Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»; «Банковская ячейка и банковский перевод»; -Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»; - «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»; -«Банковские карты»: риски и управление ими. -Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»; -Познавательная беседа - «Ипотека»; -«Арифметика ипотеки»; -«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»; -«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя» -«Кто защищает потребителя?»; -«Государственные органы защиты прав потребителей»; -«Общественные организации по защите прав потребителей»; -«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»; -«Что такое моральный вред и как он возмещается?»; -Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия». | Познавательная беседа; -Круглый стол; -Решение экономических задач «Арифметика кредитов»; -Практическая работа; -Дискуссия; Решение проблемной ситуации; -Творческая работа; -Мини-проект; -Правовая консультация; -Показ презентации | -Выступления учащихся; -Поиск информации в различных источниках, в том числе в интернет; -Аналитическая работа; -Ролевая игра; -Мини-исследование; -Деловая игра; -Работа с документами; |
Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы) | - Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета -«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»; -Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи; -«Какие бывают источники доходов?» -«От чего зависят личные и семейные доходы?»; -Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»; -«Разумные расходы – статьи расходов»; -«Статьи доходов и расходов»; -Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»; -Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»; -Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Рациональный бюджет школьника»; -Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»: -«Налоги и их роль в жизни семьи»; -«Что такое налоги и зачем их платить?»; -Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»; -«Каждый платит налоги»; -Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице. -Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы; -«Чем поможет страхование?»; -Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»; -Мини-проект: «Как создать свое дело?»; -Практическая работа: «Составление бюджета семьи» | -Круглый стол; -Практическая работа; -Беседа-дискуссия; Познавательная беседа: -Правовая консультация; -Зачёт; | -Выступления учащихся; -Решение практических задач; -Аналитическая работа; -Работа с документами; -Деловая игра; -Мини-проект; -Решение жизненных задач; |
Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие | -Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»; -Инвестиции: -Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»; -Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»; -Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»; -Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»; «Депозиты и их виды»; -Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»; -Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»; -Страхование: -Творческая работа: «Участники страхового рынка»; -Аналитическая работа: «Личное страхование»; -Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»; -Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»; Пенсии: -Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»; -Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»; -Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»; -Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся; -Защита проектов | -Правовая консультация; Познавательная интерактивная беседа; -Творческая работа; -Аналитическая работа; Познавательная беседа; -Практическая работа; -Мини-исследование; -Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся; -Показ презентации | -Ролевая игра; -Решение экономических задач; -Выступления учащихся; -Дискуссия; -Практическая работа; -Аналитическая работа; -Защита проектов; -Демонстрация презентации. |
Итоговое повторение | -Итоговая работа по теме «Финансовая грамотность» | Тест | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| | |
1 | Введение в курс. | 1 |
| Тема 1. Потребительская культура | 16 |
2 | Деньги. Виды денег. | 1 |
3 | Банки. История развития банков. | 1 |
4 | Банки и их функции. | 1 |
5 | Денежные переводы, счета и вклады. | 1 |
6 | Кредитные продукты. | 1 |
7 | Виды кредитов и их свойства. | 1 |
8 | Банковские карты. Виды банковских карт. | 1 |
9 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
10 | Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. | 1 |
11 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
12 | Что такое кредитная история. | 1 |
13 | Микрофинансовые организации. | 1 |
14 | Инфляция. Причины и последствия. | 1 |
15 | Что такое страхование, как оно работает. | 1 |
16 | Мошенничество на финансовых рынках. | 1 |
17 | Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". | 1 |
| Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы) | 11 |
18 | Личный и семейный бюджет | 1 |
19 | Цели планирования составление плана. | 1 |
20 | Виды бюджета семьи. | 1 |
21 | Структура доходов семьи. | 1 |
22 | Зарплата как источник дохода. | 1 |
23 | Структура семейных расходов. | 1 |
24 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице | 1 |
25 | Подоходный налог. Налог на имущество. | 1 |
26 | Виды налогов. Какие налоги вам предстоит платить. | 1 |
27 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 |
28 | Практическая работа. Составление бюджета семьи. | 1 |
| Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие. | |
29 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
30 | Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды. | 1 |
31 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. | 1 |
32 | Практическая работа. Финансовая грамотность. | 1 |
33 | Практическая работа. Финансовая грамотность. | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |