СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» Направление: социальное проектирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» Направление: социальное проектирование»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌

‌Управление образования и молодежной политики Администрации
города Смоленска‌​

МБОУ "СШ № 26 им. А.С. Пушкина"





РАССМОТРЕНО

Методическим

объединением учителей истории и обществознания

________________________

Протокол №5 от « » мая 2023 г.


ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

________________________


Протокол №10 от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________


Приказ №303-ОД от «31» августа 2023 г.











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Направление: социальное проектирование

для 9а, 9г классов (34 часа)

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

  

 

 

 

Автор-составитель:

учитель Цивилева Евгения Анатольевна










Смоленск


2023

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; 

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; 

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. 

Структура курса  «Основы финансовой грамотности»


Наименование разделов

Количество часов

Введение в курс

1

Тема 1. Потребительская культура

16

Тема  2.  Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы)

11

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие

6

Итоговое повторение

1

Итого:

34


Содержание   курса «Основы финансовой грамотности»


п/п

Содержание курса

Формы организации

Виды

деятельности

Тема 1. Потребительская культура

-Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»;

 -«Потребление: структура и нормы»;

-«Кто такой потребитель?» - «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»;

-«Поговорим о культуре потребления»;

-«Качество товаров»;

-«Как покупать продукты питания?»;

-«Как выбирать одежду и обувь?»;

-«Бытовая техника: всерьез и надолго»;

-«Всегда ли товар можно обменять»;

-Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»;

-«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»;

-Познавательная беседа: «Происхождение денег»;

-«Деньги: что это такое?»;

-«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»;

-«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала».

–Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»;

-Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»;

«Основные понятия кредитования»;

-Практическая беседа «Виды кредитов»;

-Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»;

- Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»;  «Минусы моментальных кредитов»;

-Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»;

-Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»;

«Банковская ячейка и банковский перевод»;

-Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»;

- «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»;

-«Банковские карты»: риски и управление ими.

-Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»;

-Познавательная беседа - «Ипотека»;

-«Арифметика ипотеки»;

-«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»;

 -«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя»

-«Кто защищает потребителя?»;

-«Государственные органы защиты прав потребителей»;

 -«Общественные организации по защите прав потребителей»;

-«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»;

 -«Что такое моральный вред и как он возмещается?»;

-Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия».

Познавательная беседа;

-Круглый стол;

-Решение экономических задач «Арифметика кредитов»;

-Практическая работа;

-Дискуссия;

Решение проблемной ситуации;

-Творческая работа;

-Мини-проект;

-Правовая консультация;

-Показ презентации

-Выступления учащихся;

-Поиск информации в различных источниках, в том числе в интернет;

-Аналитическая работа;

-Ролевая игра;

-Мини-исследование;

-Деловая игра;

-Работа с документами;

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы)

- Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета

-«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»;

-Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи;

-«Какие бывают источники доходов?» 

-«От чего зависят личные и семейные доходы?»;

-Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»;

-«Разумные расходы – статьи расходов»;

-«Статьи доходов и расходов»;

-Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»;

-Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»;

-Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Рациональный бюджет школьника»;

-Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»:

-«Налоги и их роль в жизни семьи»;

-«Что такое налоги и зачем их платить?»;

-Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»;

-«Каждый платит налоги»;

-Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице.

-Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца,  болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы;

-«Чем поможет страхование?»;

-Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»;

-Мини-проект:  «Как создать свое дело?»;

-Практическая работа: «Составление бюджета семьи»

-Круглый стол;

-Практическая работа;

-Беседа-дискуссия;

Познавательная беседа:

-Правовая консультация;

-Зачёт;

-Выступления учащихся;

-Решение

практических задач;

-Аналитическая работа;

-Работа с документами;

-Деловая игра;

-Мини-проект;

-Решение жизненных задач;

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие

-Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»;

-Инвестиции:

-Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»;

-Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»;

-Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»;

-Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»;

«Депозиты и их виды»;

-Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»;

-Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»;

-Страхование:

-Творческая работа: «Участники страхового рынка»;

-Аналитическая работа: «Личное страхование»;

-Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»;

-Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»;

Пенсии:

-Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»;

-Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»;

-Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»;

-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;

-Защита проектов 

-Правовая консультация;

Познавательная интерактивная беседа;

-Творческая работа;

-Аналитическая работа;

Познавательная беседа;

-Практическая работа;

-Мини-исследование;

-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;

-Показ презентации

-Ролевая игра;

-Решение экономических задач;

-Выступления учащихся;

-Дискуссия;

-Практическая работа;

-Аналитическая работа;

-Защита проектов;

-Демонстрация  презентации.

Итоговое повторение

-Итоговая работа по теме «Финансовая грамотность»

Тест



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов




1

Введение в курс.

1


Тема 1. Потребительская культура

16

2

Деньги. Виды денег.

1

3

Банки. История развития банков.

1

4

Банки и их функции.

1

5

Денежные переводы, счета и вклады.

1

6

Кредитные продукты.

1

7

Виды кредитов и их свойства.

1

8

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

9

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

10

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

1

11

Современные деньги России и других стран.

1

12

Что такое кредитная история.

1

13

Микрофинансовые  организации.

1

14

Инфляция. Причины и последствия.

1

15

Что такое страхование, как оно работает.

1

16

Мошенничество на финансовых рынках.

1

17

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1


Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы)

11

18

Личный и семейный бюджет

1

19

Цели планирования составление плана.

1

20

Виды бюджета семьи.

1

21

Структура доходов семьи.

1

22

Зарплата как источник дохода.

1

23

Структура семейных расходов.

1

24

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице

1

25

Подоходный налог. Налог на имущество.

1

26

Виды налогов. Какие налоги вам предстоит платить.

1

27

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

28

Практическая работа. Составление бюджета семьи.

1


Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие.


29

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

30

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды.

1

31

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

1

32

Практическая работа. Финансовая грамотность.

1

33

Практическая работа. Финансовая грамотность.

1

34

Итоговое повторение

1