СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 4 класса "Мир логики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 4 класса "Мир логики" направление: социальное и общеинтеллектуальное.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 4 класса "Мир логики"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 211

г. Новосибирск







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мир логики»

направление: социальное и общеинтеллектуальное

1час в неделю- 34 часа

возраст обучающихся - 10-11 лет

срок реализации: 1 год









Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











г. Новосибирск



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир логики» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует социальное и общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа составлена с учетом:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211

3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.

Программа курса «Мир логики» предназначена для учащихся начальной школы, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций.


Цель курса по выбору «Мир логики»: обучение навыкам основных мыслительных операций; сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.

Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.






Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.


В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры. Что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.

В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям. Понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Реализация программы «Мир логики» осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса

.


Описание места программы во внеурочной деятельности.

Данная программа рассчитана для обучающихся 4 класса. Общая недельная нагрузка 1 час. Общая годовая нагрузка – 34 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

- способность ориентироваться в окружающем мире;

- интерес к творческой деятельности;

- понимание активной преобразующей роли человека в обществе;

- понимание роли науки и технологий в жизни человека;

- овладение эффективными способами организации свободного времени;

-освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

- установка на творческую активную жизненную позицию.


Метапредметные:

- формирование познавательных универсальных учебных действий; - овладение креативными навыками продуктивной деятельности;

- освоение эвристических методов решения проблем;

- умение осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации; -умение творческого преобразования информации; -навыки создания устных и письменных сообщений; - навыки работы в группе;

- владение различными социальными ролями в коллективе;

- опыт проведения учебных дискуссий;

- опыт презентации результатов деятельности;

- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

- активное творческое отношение к окружающей действительности;

- уважительное отношение к труду и творчеству;

- бережное отношение к результатам труда и творчества;


Предметные: К концу 4 класса учащиеся:

будут знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;

будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»; заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения; находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.



Содержание предмета, курса.

  1. Учимся выделять признаки (7ч.)



1.1.Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.

    1. Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

    1. Различия

Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группах «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что изменилось?».

1.4. Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

1.5. Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»

1.6. Характерные признаки

Игра –театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.

1.7. Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении. Работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.



2. Учимся сравнивать (2 ч.)

2.1. Правила сравнения

Игра на внимание «Эстафета», упражнение на сравнение игр. Работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».

2.2. Значение сравнения

Игра на внимание «Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения. Упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь себя».



3. Учимся классифицировать (3ч.)

3.1. Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвёртый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

3.2. Правила классификации

Игра на внимание «руки вверх – руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.

3.3. Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».


4. Учимся находить закономерности ( 4 ч.)


    1. Алгоритм

Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

    1. Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай – не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.

    1. Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».

    1. Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай – не торопись!», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.


5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч)


5.1 Причина и следствие

Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?», задачи-

5.2. Причинно-следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

5.3. Противоположные отношения между понятиями

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.

5.4. Отношение «род-вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки. Города»; беседа о значении слов «род», «вид», «элемент»; упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».

5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра на внимание «Род-вид». беседа об объёмах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.

5.6. Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».


6. Учимся давать определения (2 ч.)


6.1. Определения

Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».

6.2. Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?»


7. Учимся делать умозаключения (3 ч.)


7.1. Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное –несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя». работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».

7.2. Анализ ошибок в построении и умозаключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».

7.3. Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».


8. Учимся использовать аналогии (3ч.)


8.1. Придумывание по аналогии

Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение 2Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.

8.2. Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».

8.3. Продолженная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.


9. Учимся рассуждать (2 ч.)


9.1. Рассуждения

Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори – не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

9.3. Юмор и логика

Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».


10. Подведение итогов обучения (1 ч.)


10.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ, анализ итоговой контрольной работы. анкетирование.


Календарно-тематическое планирование



Тема занятий

Характеристика деятельности

аудаудит

вневнеаудит

1.

Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра, упражнение, беседа, контрольная работа

1


2.

Признаки объекта

Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку

1


3.

Различия

Игра, беседа, упражнение, дискуссия


1

4.

Сходство

Игра, беседа, упражнение

1


5.

Существенные признаки

Игра, беседа, демонстрация, упражнение

1


6.

Характерные признаки

Игра, беседа, упражнение, задача

1


7.

Упорядочение признаков

Игра, беседа, упражнение, тест

1


8.

Приём «Объединение»

Игра, беседа, упражнение

1


9.

Правила сравнения

Игра, беседа, упражнение

1


10.

Значение сравнения

Игра, беседа, упражнение

1


11.

Понятие о классах

Игра, упражнение, беседа,

1


12.

Правила классификации.

Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку

1


13.

Вопросы

Игра, обсуждение, беседа, упражнение

1


14.

Алгоритм

Игра, упражнение, беседа, практическая работа

1


15.

Закономерности в числах и фигурах

Игра, упражнение, практическая работа

1


16.

Закономерности в буквах и словах

Игра, упражнение, беседа,

1


17.

Логические задачи

Игра, упражнение, практическая работа

1


18.

Причина и следствие

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

1


19.

Причинно-следственные цепочки

Игра, упражнение, фантазирование

1


20.

Противоположные отношения между понятиями

Игра, упражнение, практическая работа

1


21.

Отношения «род-вид» между понятиями

Игра, беседа, упражнение

1


22.

Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

1


23.

Определения

Игра, дискуссия, беседа, упражнение

1


24.

Анализ ошибок в построении определений

Игра, беседа, упражнение, практическая работа

1


25.

Умозаключения

Игра, упражнение, практическая работа


1

26.

Анализ ошибок в построении умозаключений

Игра, упражнение, практическая работа, анализ

1


27.

Язык и логика

Игра, беседа, упражнение

1


28.

Придумывание по аналогии

Игра, упражнение, практическая работа

1


29.

Использование аналогии в обучении

Игра, упражнение, беседа

1


30.

Продолженная аналогия

Игра, упражнение, рисование, практическая работа

1


31.

Рассуждения

Игра, практическая работа, анализ

1


32.

Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра, упражнение, практическая работа


1

33.

Юмор и логика

Игра, контрольная работа, беседа, упражнение

1


34.

Обобщающее занятие

Презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа

1




Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения


Книгопечатная продукция

Программа

Гин Светлана. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя 4 класс./Школа креативного мышления. Светлана Гин - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС.2014г.

Словари

С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка


Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор «Эпсон»


Смарт доска


МФУ


Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо-панель для сменного материала.



Список рекомендуемой литературы

  1. Агафонова, И.Н. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет/ И.Н. Агафонова. – СПб.: МиМЭкспресс, 1996.

  2. Бойко, А.П. Логика: для учащихся школ, гимназий и лицеев/А.П. Бойко.-М., Знание, 1993.

  3. Бондаренко, С.М. Учите детей сравнивать/С.М. Бондаренко. – М.: Знание, 1981.

  4. Вагурина, Л.Я. Я начинаю учиться: Вып.2. Логическое мышление/Л.Вагурина, А.Кряжева.-М.:Линор,1995

  5. Винокурова, Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых/Н.К. Винокурова, - М.: Эйдос,1994.

  6. Володкевич, В.А.. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста/В.А..Володкевич. – М.:ООО «Дом педагогики», 1996.

  7. Зак, А.З, Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет/А.З. Зак- М.:: Новая школа, 1996.

  8. Ивин, А.А, искусство правильно мыслить: кн. для учащихся/А.А.Ивин. –М.: Просвещение, 1996.

  9. Лихтарников, Л.М. Занимательные логические задачи: для учащихся начальной школы/Л.М. Лихтарников. – СПб.: Лань; МИК, 1996.

  10. Перькова, О.И Интеллектуальный тренинг: учебно-метод. пособие/О.И. Перькова, Л.И.Сазонова. – СПб.: Речь, 2002.

  11. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

  12. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  13. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!