Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 211
г. Новосибирск
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Мир логики»
направление: социальное и общеинтеллектуальное
1час в неделю- 34 часа
возраст обучающихся - 10-11 лет
срок реализации: 1 год
Васильева Елена Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир логики» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует социальное и общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа составлена с учетом:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211
3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.
Программа курса «Мир логики» предназначена для учащихся начальной школы, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций.
Цель курса по выбору «Мир логики»: обучение навыкам основных мыслительных операций; сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Основные задачи курса:
• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры. Что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям. Понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.
Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация программы «Мир логики» осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса
.
Описание места программы во внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана для обучающихся 4 класса. Общая недельная нагрузка 1 час. Общая годовая нагрузка – 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- способность ориентироваться в окружающем мире;
- интерес к творческой деятельности;
- понимание активной преобразующей роли человека в обществе;
- понимание роли науки и технологий в жизни человека;
- овладение эффективными способами организации свободного времени;
-освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;
- установка на творческую активную жизненную позицию.
Метапредметные:
- формирование познавательных универсальных учебных действий; - овладение креативными навыками продуктивной деятельности;
- освоение эвристических методов решения проблем;
- умение осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации; -умение творческого преобразования информации; -навыки создания устных и письменных сообщений; - навыки работы в группе;
- владение различными социальными ролями в коллективе;
- опыт проведения учебных дискуссий;
- опыт презентации результатов деятельности;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- активное творческое отношение к окружающей действительности;
- уважительное отношение к труду и творчеству;
- бережное отношение к результатам труда и творчества;
Предметные: К концу 4 класса учащиеся:
будут знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;
будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»; заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения; находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.
Содержание предмета, курса.
Учимся выделять признаки (7ч.)
1.1.Знакомство с курсом «Мир логики»
Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.
Признаки объекта
Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.
Различия
Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группах «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что изменилось?».
1.4. Сходство
Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».
1.5. Существенные признаки
Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»
1.6. Характерные признаки
Игра –театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.
1.7. Упорядочение признаков
Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении. Работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.
2. Учимся сравнивать (2 ч.)
2.1. Правила сравнения
Игра на внимание «Эстафета», упражнение на сравнение игр. Работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».
2.2. Значение сравнения
Игра на внимание «Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения. Упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь себя».
3. Учимся классифицировать (3ч.)
3.1. Понятие о классах
Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвёртый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.
3.2. Правила классификации
Игра на внимание «руки вверх – руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.
3.3. Вопросы
Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».
4. Учимся находить закономерности ( 4 ч.)
Алгоритм
Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.
Закономерности в числах и фигурах
Игра на внимание «Посчитай – не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.
Закономерности в буквах и словах
Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».
Логические задачи
Игра на внимание «Отвечай – не торопись!», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.
5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч)
5.1 Причина и следствие
Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?», задачи-
5.2. Причинно-следственные цепочки
Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».
5.3. Противоположные отношения между понятиями
Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.
5.4. Отношение «род-вид» между понятиями
Игра на внимание «Реки. Города»; беседа о значении слов «род», «вид», «элемент»; упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».
5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям
Игра на внимание «Род-вид». беседа об объёмах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.
5.6. Виды отношений между понятиями
Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».
6. Учимся давать определения (2 ч.)
6.1. Определения
Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».
6.2. Анализ ошибок в построении определений
Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?»
7. Учимся делать умозаключения (3 ч.)
7.1. Умозаключения
Игра на внимание «Съедобное –несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя». работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».
7.2. Анализ ошибок в построении и умозаключений
Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».
7.3. Язык и логика
Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».
8. Учимся использовать аналогии (3ч.)
8.1. Придумывание по аналогии
Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение 2Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.
8.2. Использование аналогии в обучении
Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».
8.3. Продолженная аналогия
Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.
9. Учимся рассуждать (2 ч.)
9.1. Рассуждения
Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.
9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений
Игра на внимание «Повтори – не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».
9.3. Юмор и логика
Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».
10. Подведение итогов обучения (1 ч.)
10.1. Обобщающее занятие
Презентация творческих работ, анализ итоговой контрольной работы. анкетирование.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Характеристика деятельности | аудаудит | вневнеаудит |
1. | Знакомство с курсом «Мир логики» | Игра, упражнение, беседа, контрольная работа | 1 | |
2. | Признаки объекта | Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку | 1 | |
3. | Различия | Игра, беседа, упражнение, дискуссия | | 1 |
4. | Сходство | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
5. | Существенные признаки | Игра, беседа, демонстрация, упражнение | 1 | |
6. | Характерные признаки | Игра, беседа, упражнение, задача | 1 | |
7. | Упорядочение признаков | Игра, беседа, упражнение, тест | 1 | |
8. | Приём «Объединение» | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
9. | Правила сравнения | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
10. | Значение сравнения | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
11. | Понятие о классах | Игра, упражнение, беседа, | 1 | |
12. | Правила классификации. | Игра, беседа, упражнение, задание на смекалку | 1 | |
13. | Вопросы | Игра, обсуждение, беседа, упражнение | 1 | |
14. | Алгоритм | Игра, упражнение, беседа, практическая работа | 1 | |
15. | Закономерности в числах и фигурах | Игра, упражнение, практическая работа | 1 | |
16. | Закономерности в буквах и словах | Игра, упражнение, беседа, | 1 | |
17. | Логические задачи | Игра, упражнение, практическая работа | 1 | |
18. | Причина и следствие | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | 1 | |
19. | Причинно-следственные цепочки | Игра, упражнение, фантазирование | 1 | |
20. | Противоположные отношения между понятиями | Игра, упражнение, практическая работа | 1 | |
21. | Отношения «род-вид» между понятиями | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
22. | Упорядочение по родовидовым отношениям | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | 1 | |
23. | Определения | Игра, дискуссия, беседа, упражнение | 1 | |
24. | Анализ ошибок в построении определений | Игра, беседа, упражнение, практическая работа | 1 | |
25. | Умозаключения | Игра, упражнение, практическая работа | | 1 |
26. | Анализ ошибок в построении умозаключений | Игра, упражнение, практическая работа, анализ | 1 | |
27. | Язык и логика | Игра, беседа, упражнение | 1 | |
28. | Придумывание по аналогии | Игра, упражнение, практическая работа | 1 | |
29. | Использование аналогии в обучении | Игра, упражнение, беседа | 1 | |
30. | Продолженная аналогия | Игра, упражнение, рисование, практическая работа | 1 | |
31. | Рассуждения | Игра, практическая работа, анализ | 1 | |
32. | Анализ ошибок в построении рассуждений | Игра, упражнение, практическая работа | | 1 |
33. | Юмор и логика | Игра, контрольная работа, беседа, упражнение | 1 | |
34. | Обобщающее занятие | Презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа | 1 | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | |
Книгопечатная продукция |
Программа | Гин Светлана. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя 4 класс./Школа креативного мышления. Светлана Гин - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС.2014г. |
Словари | С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка |
| Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей |
Технические средства обучения |
Мультимедийный проектор «Эпсон» | |
Смарт доска | |
МФУ | |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо-панель для сменного материала. |
Список рекомендуемой литературы
Агафонова, И.Н. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет/ И.Н. Агафонова. – СПб.: МиМЭкспресс, 1996.
Бойко, А.П. Логика: для учащихся школ, гимназий и лицеев/А.П. Бойко.-М., Знание, 1993.
Бондаренко, С.М. Учите детей сравнивать/С.М. Бондаренко. – М.: Знание, 1981.
Вагурина, Л.Я. Я начинаю учиться: Вып.2. Логическое мышление/Л.Вагурина, А.Кряжева.-М.:Линор,1995
Винокурова, Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых/Н.К. Винокурова, - М.: Эйдос,1994.
Володкевич, В.А.. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста/В.А..Володкевич. – М.:ООО «Дом педагогики», 1996.
Зак, А.З, Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет/А.З. Зак- М.:: Новая школа, 1996.
Ивин, А.А, искусство правильно мыслить: кн. для учащихся/А.А.Ивин. –М.: Просвещение, 1996.
Лихтарников, Л.М. Занимательные логические задачи: для учащихся начальной школы/Л.М. Лихтарников. – СПб.: Лань; МИК, 1996.
Перькова, О.И Интеллектуальный тренинг: учебно-метод. пособие/О.И. Перькова, Л.И.Сазонова. – СПб.: Речь, 2002.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.