Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол №___ ___________Н. В. Савинкина
от «__»_августа_2017_ приказ №___
от «__»_сентября_2017
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Культура общения»
Возраст обучающихся:13-15 лет
Направление: общекультурное
Срок реализации: 1 год
Составитель: Илясова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Сосновка, 2017
Пояснительная записка
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет данная программа курса внеурочной деятельности, которая предназначена для обучающихся 6-8-х классов . Программа предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.
Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения.
Курс интегрирован, отражает межпредметные связи этики, риторики, лингвистики, психологии.
Срок реализации рабочей программы-1 год.
1час в неделю-34 часа.
Продолжительность занятий-45 минут.
Актуальность курса:
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют куль турой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека. Ведь только искреннее, доброжелательное отношение к собеседнику, побуждают человека выразить свое дружелюбие и благосклонность.
Потребность в культуре поведения и общения очевидна.что связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и другой контакт.
В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что- то сообщают, к чему- то побуждают, о чем- то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Осознание норм общения и речевого поведения полезно всем,чему будет способствовать изучение данного курса.
.
Цель курса:
сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культуры общения, развивать коммуникативные способностидетей.
Задачи курса:
научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы отражают:
- развитие самосознания учащихся;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов.
Метапредметные результаты освоения программы включают:
- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;
- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе;
- овладение навыками адаптирования в социуме.
Предметные результаты включают коммуникативные показатели:
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования психологической компетентности;
- формирование представлений подростков о значении и законах конструктивногообщенияв школе, семье и будущей профессиональной деятельности;
- формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития.
В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:
-правила речевого общения;
-этикет личной переписки;
- правила гостевого этикета;
-правила ведения диалога.
Должны уметь:
- общаться со сверстниками и взрослыми в соответствии с нормами поведения;
_-слушать собеседника;
-правильно пользоваться телефоном;
-строить монологическое высказывание.
Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии,по результатам практических работ.
Формы и методы работы:
-практикумы с элементами исследования;
-семинары с элементами дискуссий;
-зачетная работа (тест);
Методы деятельности обучающихся:
-частично-поисковые,
-эвристические.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
« Культура общения» ( 68 часов)
Тема 1. Этикет и речь. Речевой этикет.(8 ч.)
Подчинение этикета правилам общества. Условность этикетных знаков. Умение понимать и уважать чужие обычаи. Знание языка. Связь этикета и речи. Единство общих правил поведения и правил речевого поведения. Речевой этикет, как средство, регулирующее правила речевого поведения. Этикет внешнего вида.
Тема 2. Письма.(8 ч.)
Этикет личной переписки. Деловые и частные письма. Поздравительные письма.
Тема 3. Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими. (8 ч.)
Понятия о межличностных отношениях. Особенности общения со взрослыми. Изменение у младших подростков абсолютной ориентации на взрослых. Дифференциация видов общения со взрослыми.
Тема 4. Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и
самопознания. (2 ч.)
Межличностные отношения и общение. Общение со сверстниками.
Отношения деловые и личные (приятельские, дружеские).
Привлекательность и популярность человека в группе, коллективе.
Симпатии и антипатии. Сотрудничество и соперничество.
Самосознание. Формирование моральных и этических
качеств в коллективе.
Тема 5. Ролевое поведение.(3 ч.)
Ролевое поведение мальчика и девочки. Ролевое поведение в общественных местах.
Тема 6. Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…(5 ч.)
Принятие приглашения. Выбор подарка родным, знакомым, друзьям. Как правильно подарить цветы. Жесты, походка. Умение правильно вести себя за столом. Пользование ножом и вилкой. Как что следует есть. Как вести себя на отдыхе.
Литература
М. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.
Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности
« Культура общения»
Тематическое планирование |
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Кол-во часов |
| Этикет и речь. Речевой этикет | 8 |
| Письма | 8 |
| Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими | 8 |
| Общение со сверстниками как важнейшее условие познания мира и самопознания | 2 |
| Ролевое поведение | 3 |
| Мы идем в гости…Мы принимаем гостей | 5 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Педагогические средства | Форма контроля | Дата проведения |
план | факт |
| | | | | | | | |
1. | Этикет и речь. Речевой этикет. Понятие поведения. Мы живем среди людей. | 1 | Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные). | Уметь вести диалог. | Формы общения. | Беседа | | |
2. | Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка. | 1 | Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Уметь определять сферы общения. | Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. | Работа с текстом | | |
3-4. | История этикета. Как возникает этикет. | 2 | | Этикет | | | |
5. | Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. | 1 | Использовать правила речевого этикета. | Речевой этикет | Создание диалога | | |
6-8. | Этикет внешнего вида. | 3 | Уметь соблюдать нормы речевого этикета. | Норма | Наблюдение над нормами этикетными. | | |
9. | Письма. Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется. | 1 | Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета. | | Работа с пословицами, раскрытие их значений. | | |
10-11. | Формулы речевого этикета. | 2 | Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения. | | Наблюдение над текстом | | |
12. | Языковой паспорт человека. Заговори со мной, и я скажу, кто ты. | 1 | Уметь использовать формулы речевого этикета. | | Ситуации | | |
13. | Этикет личной переписки. | 1 | Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы. | | Создание ситуаций и подбор этикетных формул. | | |
14. | Зачем, кому, о чем и как писать письма. | 1 | Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи. | | | | |
15. | Поздравительные письма. | 1 | Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы. | Ситуация просьбы | | | |
16. | Практикум по написанию писем. «Напиши мне письмо…» | 1 | | Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения. | | | | |
17-19. | Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими. Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. | 3 | Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. | Уметь делать комплименты. Уметь соблюдать правила общения по телефону.. Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета . | Комплимент | Виртуальная дискуссия. Диалог по телефону | | |
20. | Понятие ролевого поведения. Семь наших «Я». | 1 | Уметь отличать сленг от литературного языка. | Сленг | | | |
21. | Общение со старшими. | 1 | Уметь пользоваться этимологическим словарем. | Этимология | Словарные статьи. | | |
22. | Роль сына, дочери, внука. Загляните в мамины глаза. | 1 | Уметь использовать речевые формулы. | | Разбор типичных коммуникативных неудач | | |
23. | Сотрудничество. | 1 | Уметь использовать формулы речевого этикета. | Формы общения. | Беседа | | |
24. | Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. | 1 | Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы. | Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. | Работа с текстом | | |
25-26. | Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и самопознания. Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | 2 | Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая | Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи. | Культура общения, вербальное и невербальное общение. | Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника. | | |
27. | Ролевое поведение Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. | 1 | Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы. | Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения. | Речевой этикет | Создание диалога | | |
28. | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. | 1 | Уметь делать комплименты. | Норма | Наблюдение над нормами этикетными. | | |
29. | Поведение в театре. | 1 | Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета. | Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула. | Наблюдение над речевыми ситуациями. | | |
30. | Мы идем в гости…Мы принимаем гостей… Мы принимаем гостей. | 1 | Уметь соблюдать правила общения по телефону. | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Беседа | | |
31. | Мы приходим в гости. | 1 | Уметь отличать сленг от литературного языка. | | Работа с пословицами, раскрытие их значений. | | |
32-33. | Поведение за столом. Как развлечь гостей. | 2 | Уметь пользоваться этимологическим словарем. Уметь использовать речевые формулы. | | Наблюдение над текстом. Беседа | | |
34. | Поведение на школьном празднике и на отдыхе. | 1 | Уметь использовать формулы речевого этикета. | Формы общения. | Беседа | | |