СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1



Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы:

протокол №___ ___________Н. В. Савинкина

от «__»_августа_2017_ приказ №___

от «__»_сентября_2017




Рабочая программа курса внеурочной деятельности


«Культура общения»

Возраст обучающихся:13-15 лет

Направление: общекультурное

Срок реализации: 1 год



Составитель: Илясова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы



Сосновка, 2017











Пояснительная записка

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет данная программа курса внеурочной деятельности, которая предназначена для обучающихся 6-8-х классов . Программа предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.

Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения.

Курс интегрирован, отражает межпредметные связи этики, риторики, лингвистики, психологии.

Срок реализации рабочей программы-1 год.

1час в неделю-34 часа.

Продолжительность занятий-45 минут.

Актуальность курса:

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют куль турой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека. Ведь только искреннее, доброжелательное отношение к собеседнику, побуждают человека выразить свое дружелюбие и благосклонность.

Потребность в культуре поведения и общения очевидна.что связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и другой контакт.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что- то сообщают, к чему- то побуждают, о чем- то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Осознание норм общения и речевого поведения полезно всем,чему будет способствовать изучение данного курса.




.

Цель курса:

сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культуры общения, развивать коммуникативные способностидетей.



Задачи курса:

  1. научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.

  2. сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:

- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;

-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;

-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;

-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:


Личностные результаты освоения программы отражают:

- развитие самосознания учащихся;

- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;

- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов.

Метапредметные результаты освоения программы включают:

- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;

- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе;

- овладение навыками адаптирования в социуме.


Предметные результаты включают коммуникативные показатели:

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования психологической компетентности;

- формирование представлений подростков о значении и законах конструктивногообщенияв школе, семье и будущей профессиональной деятельности;

- формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития.



В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:

-правила речевого общения;

-этикет личной переписки;

- правила гостевого этикета;

-правила ведения диалога.

Должны уметь:

- общаться со сверстниками и взрослыми в соответствии с нормами поведения;

_-слушать собеседника;

-правильно пользоваться телефоном;

-строить монологическое высказывание.


Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии,по результатам практических работ.


Формы и методы работы:



-практикумы с элементами исследования;

-семинары с элементами дискуссий;

-зачетная работа (тест);



Методы деятельности обучающихся:

-частично-поисковые,

-эвристические.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

« Культура общения» ( 68 часов)


Тема 1. Этикет и речь. Речевой этикет.(8 ч.)

Подчинение этикета правилам общества. Условность этикетных знаков. Умение понимать и уважать чужие обычаи. Знание языка. Связь этикета и речи. Единство общих правил поведения и правил речевого поведения. Речевой этикет, как средство, регулирующее правила речевого поведения. Этикет внешнего вида.


Тема 2. Письма.(8 ч.)

Этикет личной переписки. Деловые и частные письма. Поздравительные письма.


Тема 3. Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими. (8 ч.)

Понятия о межличностных отношениях. Особенности общения со взрослыми. Изменение у младших подростков абсолютной ориентации на взрослых. Дифференциация видов общения со взрослыми.


Тема 4. Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и

самопознания. (2 ч.)

Межличностные отношения и общение. Общение со сверстниками.

Отношения деловые и личные (приятельские, дружеские).

Привлекательность и популярность человека в группе, коллективе.

Симпатии и антипатии. Сотрудничество и соперничество.

Самосознание. Формирование моральных и этических

качеств в коллективе.


Тема 5. Ролевое поведение.(3 ч.)

Ролевое поведение мальчика и девочки. Ролевое поведение в общественных местах.


Тема 6. Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…(5 ч.)

Принятие приглашения. Выбор подарка родным, знакомым, друзьям. Как правильно подарить цветы. Жесты, походка. Умение правильно вести себя за столом. Пользование ножом и вилкой. Как что следует есть. Как вести себя на отдыхе.







Литература


М. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.


Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности

« Культура общения»






Тематическое планирование



п/п

Содержание

(тема занятия)

Кол-во часов

Этикет и речь. Речевой этикет

8

Письма

8

Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими

8

Общение со сверстниками как важнейшее условие познания мира и самопознания

2

Ролевое поведение

3

Мы идем в гости…Мы принимаем гостей

5


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов



Элементы содержания

Планируемые результаты

Педагогические средства

Форма контроля

Дата проведения

план

факт










1.

Этикет и речь. Речевой этикет.

Понятие поведения.

Мы живем среди людей.



1

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные).

Уметь вести диалог.

Формы общения.

Беседа



2.

Понятие и функции этикета.

Этикет и этикетка.

1

Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Уметь определять сферы общения.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Работа с текстом



3-4.

История этикета. Как возникает этикет.

2


Этикет




5.

Национальные особенности этикета. Этикет народов мира.

1

Использовать правила речевого этикета.

Речевой этикет

Создание диалога



6-8.

Этикет внешнего вида.

3

Уметь соблюдать нормы речевого этикета.

Норма

Наблюдение над нормами этикетными.



9.

Письма.

Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется.


1

Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета.


Работа с пословицами, раскрытие их значений.



10-11.

Формулы речевого этикета.

2

Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения.


Наблюдение над текстом



12.

Языковой паспорт человека.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.


Ситуации



13.

Этикет личной переписки.

1

Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.


Создание ситуаций и подбор этикетных формул.



14.

Зачем, кому, о чем и как писать письма.

1

Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.





15.

Поздравительные письма.

1

Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.

Ситуация просьбы




16.

Практикум по написанию писем. «Напиши мне письмо…»

1


Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.





17-19.

Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими.


Правила и законы общения.

Почему нужны правила общения.


3

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Уметь делать комплименты. Уметь соблюдать правила общения по телефону.. Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета

.

Комплимент

Виртуальная дискуссия. Диалог по телефону



20.

Понятие ролевого поведения.

Семь наших «Я».

1

Уметь отличать сленг от литературного языка.

Сленг




21.

Общение со старшими.

1

Уметь пользоваться этимологическим словарем.

Этимология

Словарные статьи.



22.

Роль сына, дочери, внука.

Загляните в мамины глаза.

1

Уметь использовать речевые формулы.


Разбор типичных коммуникативных неудач



23.

Сотрудничество.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Формы общения.

Беседа



24.

Общение с младшими.

Раздели печаль и радость другого.

1

Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Работа с текстом



25-26.

Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и самопознания.

Общение с ровесниками.

Роль друга, подруги.

2

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая

Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.

Культура общения, вербальное и невербальное общение.

Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.



27.

Ролевое поведение

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

1

Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы.

Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.

Речевой этикет

Создание диалога



28.

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

1

Уметь делать комплименты.

Норма

Наблюдение над нормами этикетными.



29.

Поведение в театре.

1

Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.

Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.

Наблюдение над речевыми ситуациями.



30.

Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…

Мы принимаем гостей.

1

Уметь соблюдать правила общения по телефону.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Беседа



31.

Мы приходим в гости.

1

Уметь отличать сленг от литературного языка.


Работа с пословицами, раскрытие их значений.



32-33.

Поведение за столом. Как развлечь гостей.

2


Уметь пользоваться этимологическим словарем. Уметь использовать речевые формулы.


Наблюдение над текстом. Беседа



34.

Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Формы общения.

Беседа