Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/ / «___» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/ / Приказ от «__» августа 2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
3 класс
Пороховой Ирины Геннадьевны, высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/ /
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «____» августа 2018г.
Председатель МС _________/ /
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «_____» августа 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ …… (1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ ….. на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ …… на 2018/2019 учебный год.-
- авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: С.А. Болотова. Азбука Смоленского края. - Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2006.
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
I. Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные:
● Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
● Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
● Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
● Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
● Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
● Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
● Формирование потребностей, ценностей и чувств.
● Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
● Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
● Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
● Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
● Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
● Использование знаково-символических средств представления информации.
● Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
● Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
● Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
● Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
● Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместно деятельности; задавать вопросы.
Предметные:
● Понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
● Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
● Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
● Освоение доступных способов изучения природы и общества.
● Развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.
I. Содержание курса
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Теор. | Практ. |
| Вводное занятие | 1 | 1 | |
1 | Раздел 1 . Мир истории. | 17 | 10 | 7 |
| Жилище и предметы быта. | 2 | 1 | 1 |
| Как одевались в старину. | 3 | 3 | |
| Что ели наши предки. | 2 | 1 | 1 |
| Праздники. | 3 | 2 | 1 |
| Письменность. | 3 | 1 | 2 |
| Храмы и монастыри. | 2 | 1 | 1 |
| Культура Смоленской области | 2 | 1 | 1 |
2 | Раздел 2. Мир культуры. | 16 | 10 | 6 |
| Наши предки. | 2 | 1 | 1 |
| Города Смоленщины. | 1 | 1 | |
| Герб и флаг области. | 2 | 1 | 1 |
| Смоленская крепостная стена. | 2 | 1 | 1 |
| Военное прошлое. | 5 | 4 | 1 |
| Наши земляки. | 3 | 1 | 1 |
| КВН по Азбуке Смоленского края. | 1 | | 1 |
| Итого: | 34 | 21 | 13 |
Содержание курса
Вводный урок (1ч.)
Раздел 1 . Мир истории.(18 ч.)
Жилище и предметы быта.
Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.
Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь
Пр. р.№1. «Изготовление макета избы».
Как одевались в старину. Одежда. Головные уборы.
Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Как одевались в старину. Обувь. Украшения.
Как одевались в старину. Детская одежда.
Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Пр. р.№2. «Русская кухня»
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.
Игры, хороводы.
Пр. р.№3. «Игры, хороводы».
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности
Экскурсия в школьную библиотеку
Пр. р.№4. «Изготовление книжки-малышки».
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Экскурсия. Посещение Храма Георгия Победоносца.
Культура Смоленской области.
Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др.
Проверь себя.
Раздел 2. Мир истории (16часов)
Наши предки.
Территория наших предков, их занятия.
«Из варяг в греки».
Великие водные пути через Смоленск.
Города Смоленщины.
Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
Герб и флаг области.
Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево.
Пр. р. №5 по теме «Герб и флаг области».
Смоленская крепостная стена.
Экскурсия: «Смоленская крепостная стена»
Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.
Военное прошлое.
Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;
Суровые годы с фашизмом
Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»
Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов
Отечественная война 1812г
Война с Германией 1941-1945г.
Награды Смоленщины.
Места боевой славы. Экскурсия: «Памятники города Смоленска»
Наши земляки.
Пр. р.№6. «Наши земляки».
Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский
Проверь себя.
КВН по Азбуке Смоленского края.
Оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:
участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск тематических газет
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Юный краевед» в 3 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ | Тема | Дата |
план | факт. |
| Блок 3. Мир культуры (18 часов) | | |
| 1 четверть. | | |
1 | Вводный урок | | |
2 | Жилище и предметы быта. | | |
3 | Пр. р.№1. «Изготовление макета избы». | | |
4 | Как одевались в старину. Одежда. Головные уборы. | | |
5 | Как одевались в старину. Обувь. Украшения. | | |
6 | Как одевались в старину. Детская одежда. | | |
7 | Что ели наши предки. | | |
8 | Пр. р.№2. «Русская кухня» | | |
9 | Праздники. | | |
| 2 четверть | | |
10 | Игры, хороводы. | | |
11 | Пр. р.№3. «Игры, хороводы». | | |
12 | Письменность. | | |
13 | Экскурсия в школьную библиотеку | | |
14 | Пр. р.№4. «Изготовление книжки-малышки». | | |
15 | Храмы и монастыри. | | |
16 | Экскурсия. Посещение Храма Георгия Победоносца. | | |
| 3 четверть | | |
17 | Культура Смоленской области. | | |
18 | Проверь себя. | | |
| Блок 2. Мир истории (16часов) | | |
19 | Наши предки. | | |
20 | «Из варяг в греки». | | |
21 | Города Смоленщины. | | |
22 | Герб и флаг области. | | |
23 | Пр. р. №5 по теме «Герб и флаг области». | | |
24 | Смоленская крепостная стена. | | |
25 | Экскурсия: «Смоленская крепостная стена» | | |
26 | Военное прошлое. | | |
| 4 четверть | | |
27 | Отечественная война 1812г | | |
28 | Война с Германией 1941-1945г. | | |
29 | Награды Смоленщины. | | |
30 | Места боевой славы. Экскурсия: «Памятники города Смоленска» | | |
31 | Наши земляки. | | |
32 | Пр. р.№6. «Наши земляки». | | |
33 | Проверь себя. | | |
34 | КВН по Азбуке Смоленского края. | | |
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
План. | Факт. |
|
1 | Старые и новые слова в языке. | | |
2 | Сокровища бабушкиного сундука. | | |
|
3 | 1.«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | | |
4 | 2. Важные мелочи. | | |
5 | 3. Требуется определение. | | |
6 | 4.Важные обстоятельства. | | |
7 | 5.Необходимо дополнить. | | |
8 | 6.«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж». | | |
9 | 7.Стройтесь в ряд! | | |
10 | 8.Запятые, по местам! | | |
11 | 9.Готовимся к олимпиаде. | | |
12 | 10. Готовимся к олимпиаде. | | |
3. Лабиринты грамматики (2 ч.) |
13 | Слово о грамматике | | |
14 | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | | |
4.О существительных по существу (12 ч.) |
15 | 1.«Лебедь белая плывёт». | | |
16 | 2.Может ли род быть общим? | | |
17 | 3.Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | | |
18 | 4.Как быть, если нет окончания? | | |
19 | 5.Один, два, много. | | |
20 | 6.Почему именительный падеж назвали именительным? | | |
21 | 7.Как «работает» родительный падеж? | | |
22 | 8.«Щедрый падеж». | | |
23 | 9.Винительный падеж-великий маскировщик. | | |
24 | 10. Падеж-работяга. | | |
25 | 11. Любимая «работа» предложного падежа. | | |
26 | 12. Кому принадлежат имена собственные? | | |
5.Такие разные признаки предметов (8 ч.) |
27 | 1.Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | | |
28 | 2.«Красны девицы» и «добры молодцы». | | |
29 | 3.Всё познаётся в сравнении. | | |
30 | 4.Всегда ли «умный-умнейший»: сравниваем и оцениваем. | | |
31 | 5.Что из чего и для чего? | | |
32 | 6.Что кому принадлежит? | | |
33 | 7.Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | | |
34 | 8.«Крокодиловы слёзы». | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990