СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный краевед"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП курса внеурочной деятельности "Юный раевед", 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный краевед"3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «29» августа 2022г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/



ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

«30» августа 2022г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2022г. № 289

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1 «29» августа 2022г.

Председатель МС

_________/А.Ю. Бурлаева/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К.Костиди/

«30» августа 2022г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юный краевед»

3 класс




Пороховая Ирина Геннадьевна














с. Пригорское,

2022/2023 учебный год





Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

4. Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

5. Письмом Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;

6.Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).

6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

7. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

8. Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

9.Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном».

10. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

11. Рабочей программой воспитания, утвержденная приказом МБОУ Пригорской СШ от 31.08.2022 № 289;

12. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822

13.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.

14.Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год

15. Календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год.

.16. Авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2003 г.

Рабочая программа по курсу «Краеведы» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год).

Направление: социальное.

I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

  • любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;

  • миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • потребность беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • вежливость и опрятность, скромность и приветливость.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Познавательные УУД:

  • формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

  • формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



II. Содержание курса внеурочной деятельности


1. Мир культуры (13часов)

1.1 Быт наших предков (6часов)

Жилище и предметы быта.

Стартовая диагностика знаний учащихся о культуре родного края

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Практическая работа: рассматривание предметов быта.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Практическая работа: рассматривание предметов, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков.

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Практическая работа: рассматривание разнообразия пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.

Практическая работа:  выставка рисунков о празднике родного города;

Игры, хороводы.

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.

Практическая работа: разучивание игр и хороводов.

1.2 Письменность (2часа)

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

Экскурсия в школьную библиотеку.

1.3 Храмы и монастыри (2часа)

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры;

Экскурсия. Посещение Храма Георгия Победоносца.

1.4 Культура Смоленской области (3часа)

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.

Практическая работа: виртуальные экскурсии по музеям родного края, составление правил поведения у памятников истории и культуры.

2. Мир истории (20часов)

2.1 Наши предки (3 часа)

Территория наших предков, их занятия.

«Из варяг в греки».

Великие водные пути через Смоленск.

Города Смоленщины.

Практическая работа: Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

2.2 Герб и флаг области (2часа)

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска.

Практическая работа: Пр. р. №2 по теме «Герб и флаг области».

2.3 Смоленская крепостная стена (3часа)

1Смоленская крепостная стена. Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громов

Экскурсия: «Смоленская крепостная стена»

2.4 Военное прошлое (7часов)

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

Отечественная война 1812г

Война с Германией 1941-1945г.

Награды Смоленщины.

Места боевой славы.

Экскурсия: «Памятники города Смоленска»

2.5 Наши земляки (5часов)

Наши земляки. Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

Экскурсия в школьный музей

Экскурсия к памятнику Н.М. Шкурлова

Экскурсия к памятнику «Памяти героев».

КВН по Азбуке Смоленского края.

10. Промежуточная аттестация (1 ч.)

Промежуточная аттестация. Тест.


Формы и виды деятельности

Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юный краевед» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • фронтальная;

  • виртуальная экскурсия.


Оценка планируемых результатов


Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:

  • участие в конкурсах, викторинах, турнирах,

  • выпуск тематических газет;

  • промежуточная аттестация (тест).



III. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания


п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них:

теория

практика

количество часов с учётом РПВ

1.

Мир культуры

13

8

5


1.1

Быт наших предков

6

4

2


1.2

Письменность

2

1

1


1.3

Храмы и монастыри

2

1

1


1.4

Культура Смоленской области

3

2

1


2.

Мир истории

20

12

8


2.1

Наши предки

3

2

1


2.2

Герб и флаг области

2

1

1


2.3

Смоленская крепостная стена

3

2

1

0,5

2.4

Военное прошлое

7

5

2


2.5

Наши земляки.

5

2

3


3.

Промежуточная аттестация

1


1


3.1

Промежуточная аттестация

1


1


Итого:

34

20

14

0,5










Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Методические материалы для учителя:

1. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». Болотова С.А. – Смоленск: СОИУУ, 2003

2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2003.

3. Карта Смоленской области.


Учебные материалы для обучающихся:

1. С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть 3. Мир культуры: учебное пособие по краеведению для начальной школы. - Смоленск: Русич, 2012.


Технические средства обучения и оборудование:

  • Проектор

  • Ноутбук учителя