СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный краевед"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный краевед" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный краевед"3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «28» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/



ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

«31» августа 2021г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2021г. № 300

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1 «30» августа 2021г.

Председатель МС

_________/А.Ю. Бурлаева/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К.Костиди/

«30» августа 2021г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юный краевед»

2 «А и «Б» классы





















с. Пригорское,

2021/2022 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 2 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16  от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

  • приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

  • Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;

  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;

  • учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год;

  • авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2003 г.


Рабочая программа по курсу «Юный краевед» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).

Направление: духовно-нравственное.



I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

  • любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;

  • миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • потребность беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • вежливость и опрятность, скромность и приветливость.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Познавательные УУД:

  • формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

  • формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



II. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Вводное занятие (1 ч.)

Стартовая диагностика знаний учащихся о культуре родного края

2. Жилище и предметы быта (4 ч.)

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Практическая работа: рассматривание предметов быта.

3. Как одевались в старину (6 ч.)

Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Практическая работа: рассматривание предметов, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков.

4. Что ели наши предки (3 ч.)

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Практическая работа: рассматривание разнообразия пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время.

5. Праздники (2 ч.)

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.

Практическая работа:  выставка рисунков о празднике родного города;

6. Игры и хороводы (3 ч.)

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.

Практическая работа: разучивание игр и хороводов.

7. Письменность (4 ч.)

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

8. Храмы и монастыри (3 ч.)

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры;

9. Культура Смоленщины сегодня (7 ч.)

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.

Практическая работа: виртуальные экскурсии по музеям родного края, составление правил поведения у памятников истории и культуры.

10. Промежуточная аттестация (1 ч.)

Промежуточная аттестация. Тест.


Формы и виды деятельности

Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юные краеведы» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • фронтальная;

  • виртуальная экскурсия.


Оценка планируемых результатов


Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:

  • участие в конкурсах, викторинах, турнирах,

  • выпуск тематических газет;

  • промежуточная аттестация (тест).



III. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания


п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них:

теория

практика

количество часов с учётом РПВ

1

Вводное занятие

1


1


2

Жилища и предметы быта

4

2

2


3

Как одевались в старину

6

4

2


4

Что ели наши предки

3

2

1


5

Праздники

2

0,5

1,5


6

Игры и хороводы

3

0,5

2,5


7

Письменность

4

3

1


8

Храмы и монастыри

3

2

1


9

Культура Смоленщины сегодня

7

6

1

0,5

10

Промежуточная аттестация

1


1


Итого:

34

20

14

0,5





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Методические материалы для учителя:

1. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». Болотова С.А. – Смоленск: СОИУУ, 2003

2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2003.

3. Карта Смоленской области.


Учебные материалы для обучающихся:

1. С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть 3. Мир культуры: учебное пособие по краеведению для начальной школы. - Смоленск: Русич, 2012.


Технические средства обучения и оборудование:

  • Проектор

  • Ноутбук учителя