Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «28» августа 2021г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2021г. № 300 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «30» августа 2021г. Председатель МС _________/А.Ю. Бурлаева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юный краевед»
2 «А и «Б» классы
с. Пригорское,
2021/2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 2 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год;
авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2003 г.
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).
Направление: духовно-нравственное.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;
миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
потребность беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
вежливость и опрятность, скромность и приветливость.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Познавательные УУД:
формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы.
Учащиеся получат возможность для формирования:
любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Вводное занятие (1 ч.)
Стартовая диагностика знаний учащихся о культуре родного края
2. Жилище и предметы быта (4 ч.)
Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Практическая работа: рассматривание предметов быта.
3. Как одевались в старину (6 ч.)
Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Практическая работа: рассматривание предметов, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков.
4. Что ели наши предки (3 ч.)
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Практическая работа: рассматривание разнообразия пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время.
5. Праздники (2 ч.)
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.
Практическая работа: выставка рисунков о празднике родного города;
6. Игры и хороводы (3 ч.)
Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.
Практическая работа: разучивание игр и хороводов.
7. Письменность (4 ч.)
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
8. Храмы и монастыри (3 ч.)
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры;
9. Культура Смоленщины сегодня (7 ч.)
Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.
Практическая работа: виртуальные экскурсии по музеям родного края, составление правил поведения у памятников истории и культуры.
10. Промежуточная аттестация (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Тест.
Формы и виды деятельности
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юные краеведы» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
индивидуальная;
парная;
групповая;
фронтальная;
виртуальная экскурсия.
Оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:
участие в конкурсах, викторинах, турнирах,
выпуск тематических газет;
промежуточная аттестация (тест).
III. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них: |
теория | практика | количество часов с учётом РПВ |
1 | Вводное занятие | 1 | | 1 | |
2 | Жилища и предметы быта | 4 | 2 | 2 | |
3 | Как одевались в старину | 6 | 4 | 2 | |
4 | Что ели наши предки | 3 | 2 | 1 | |
5 | Праздники | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Игры и хороводы | 3 | 0,5 | 2,5 | |
7 | Письменность | 4 | 3 | 1 | |
8 | Храмы и монастыри | 3 | 2 | 1 | |
9 | Культура Смоленщины сегодня | 7 | 6 | 1 | 0,5 |
10 | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | |
Итого: | 34 | 20 | 14 | 0,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Методические материалы для учителя:
1. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». Болотова С.А. – Смоленск: СОИУУ, 2003
2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2003.
3. Карта Смоленской области.
Учебные материалы для обучающихся:
1. С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть 3. Мир культуры: учебное пособие по краеведению для начальной школы. - Смоленск: Русич, 2012.
Технические средства обучения и оборудование: