Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МОУ «Ратчинская СОШ»
№____ от ___ августа 2017г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир животных»
для 7 класса
Составитель
Назарова Е.В.,учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 г.
Вступительная часть .
Программа внеурочкой деятельности «Удивительный мир животных» разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС,а также в соответствии со следующими нормативными документами:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
• Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105
• Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
• Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
Настоящая программа имеет предметную направленность и составлена на основе УМК А.А.Казаченко, Т.Н.Трунцевой – М.ВАКО,2016 . Предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Цели программы:
1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, животного мира влияния человека на окружающую среду;
2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции животного мира.
Задачи :
дать ребёнку системные знания о животном мире ;
научить применять на практике полученные знания;
формировать представления о краеведческой работе;
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
На занятиях учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Эта работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла.
Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение курса «Удивительный мир животных» отводится 34 часа (1 час в неделю) ,34 учебные недели. Продолжительность - 45 минут.
Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности являются:
Личностные:
● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
● бережное отношение к природе;
● творческую активность к познанию окружающего мира;
● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Метапредметные:
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные экологические проблемы;
● экологическую ситуацию родной деревни, района и области;
● особенности животного мира Московской области, Воскресенского района, редкие и охраняемые животные родного края;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека
● оценивать экологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой.
Содержание курса внеурочной деятельности для 7 класса
1.Введение ( 1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами курса.
2.Удивительный мир животных ( 33 часа)
Кто такие насекомые? Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Насекомые – вредители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.
Жизнь в водоемах. Рыбы и рыбий язык.
Видовой состав и разнообразие птиц Московской области. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Экскурсия. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Птичьи разговоры. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Игра «Летает – не летает».
Земноводные. Игра «Знаешь ли ты этих животных»?
Пресмыкающиеся.
Видовое многообразие млекопитающих Московской области. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Домашние и дикие животные. Правовая охрана диких животных. Лекарственные животные. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц.
Большой экологический экзамен.
Итоговое занятие. Защита проектов
Календарно- тематическое планирование для 7 класса «Удивительный мир животных»
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Планируемые сроки | Скорректированные сроки | |
| | Введение – 1 час | | |
1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами курса . | 01.09-07.09 | |
| | Удивительный мир животных – 33 часа | | |
2 | 1 | Кто такие насекомые? | 08.09-14.09 | |
3 | 2 | Муравьи-друзья леса, санитары леса. | 15.09-21.09 | |
4 | 3 | Охрана муравейников. Методика их расселения. | 22.09-28.09 | |
5 | 4 | Хищные насекомые, их роль в природе(жужелицы, божьи коровки, осы) | 29.09-05.10 | |
6 | 5 | Насекомые - опылители. | 06.10-11.10 | |
7 | 6 | Насекомые – вредители. | 16.10-20.10 | |
8 | 7 | Пчела медоносная, ботовая, шмели. | 23.10-27.10 | |
9 | 8 | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. | 30.10-03.11 | |
10 | 9 | Охрана насекомых. | 06.11-10.11 | |
11 | 10 | Жизнь в водоемах. | 13.11-17.11 | |
12 | 11 | Рыбы и рыбий язык. | 27.11-01.12 | |
13 | 12 | Видовой состав и разнообразие птиц Московской области. | 04.12-08.12 | |
14 | 13 | Причины перелетов птиц. | 11.12-15.12 | |
15 | 14 | Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | 18.12-22.12 | |
16 | 15 | Охрана птиц. | 25.12-29.12 | |
17 | 16 | Изучение видового состава зимующих птиц. | 09.01-15.01 | |
18 | 17 | Экскурсия. Наблюдения за наиболее интересными явлениями из жизни птиц. | 16.01-22.01 | |
19 | 18 | Птичьи разговоры. | 23.01-29.01 | |
20 | 19 | Изготовление и развешивание кормушек для птиц. | 30.01-05.02 | |
21 | 20 | Игра «Летает – не летает». | 06.02 -12.02 | |
22 | 21 | Земноводные. | | 13.02-21.02 | |
23 | 22 | Пресмыкающиеся. Игра «Знаешь ли ты этих животных»? | | 26.02-02.03 | |
24 | 23 | Видовое многообразие млекопитающих Московской области. | 05.03-09.03 | |
25 | 24 | Особенности отношений «Хищник – жертва». | 12.03-16.03 | |
26 | 25 | Что значит «вредное» и «полезное» животное? | 19.03-23.03 | |
27 | 26 | Домашние и дикие животные. | 26.03-30.03 | |
28 | 27 | Правовая охрана диких животных. | 02.04-06.04 | |
29 | 28 | Лекарственные животные. | 16.04-20.04 | |
30 | 29 | Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | 23.04-27.04 | |
31 | 30 | Практическая работа №1 «По следам животных и птиц» | 30.04-04.05 | |
32 | 31 | Подкормка животных и птиц. | 07.05-11.05 | |
33 | 32 | Большой экологический экзамен. | 14.05-18.05 | |
34 | 33 | Итоговое занятие. Защита проекта | 21.05-25.05 | |
Итого часов |
По программе | 34 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР _____________ (Кочергина И.Н.)
«_____» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
Протокол № __от_____________2017 г.
Руководитель ШМО _______(Лендова О.П.)