РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Класс: 3-й класс
Планирование составлено на основе:
Авторской программы «Математика с увлечением» М.В.Буряк,
Е.Н. Карышевой, 2016 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Ученик научится
целостно воспринимать окружающий мир;
выполнять рефлексивную самооценку, анализировать свои действия и управлять ими;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
формировать математическую компетентность;
бережно относиться к природе, понимать красоту окружающего мира.
Ученик получит возможность научиться
развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения;
приобретать и расширять знания и способы действий, творчески подходить к выполнению заданий;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность суждений, умения преодолевать трудности —весьма важных качеств в практической деятельности любого человека. Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Ученик получит возможность научиться:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать
причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Ученик научится:
объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные
отношения между объектами; устанавливать закономерность следования объектов
(чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять
недостающие вней элементы; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
расширенной области применения;
знаково-символической форме (на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Ученик получит возможность научиться:
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать
на себя ответственность за результаты своих действий;
формировать навыки информационнокоммуникационной компетенции;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковотворческих заданий.
Предметные результаты
Ученик научится
использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладевать основами логического, алгоритмического и пространственного мышления,
математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки
наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки);
приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно познавательных и учебнопрактических задач;
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать
данные,
выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора.
Ученик получит возможность научиться
узнавать тела вращения;
восстанавливать рисунок на гранях куба, на развертке куба;
находить видимые и невидимые линии на кубе;
конструировать из геометрических фигур;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать логические задания;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
последовательно рассуждать, доказывать;
контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
познакомиться с растительным и животным миром степи и лесостепи и природоохранными действиями в данной природной зоне.
Коммуникативные
Ученик научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы
для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Ученик получит возможность научиться:
умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями
других участников, работающих в паре, в группе;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Арифметические действия над числами в пределах 100
Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Четные и нечетные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000
Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Величины и их измерение
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами.
Текстовые задачи
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы геометрии
Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»).
Элементы алгебры
Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства.
Работа с информацией
Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преобладающей формой организации занятий являются познавательные экскурсии, викторины, олимпиады, дидактические театры, тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задание на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление цепочки пимеров («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: складывание фигуры из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Формы проблемноценностного общения – это этические беседы, проблемноценностные дискуссии, тематические диспуты.
3.Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 | Арифметические действия над числами в пределах 100. | 11ч |
2 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 1ч |
3 | Арифметические действия над числами в пределах 1000. | 3ч |
4 | Величины и их измерения. | 2ч |
5 | Текстовые задачи. | 3ч |
6 | Элементы геометрии. | 12ч |
7 | Элементы алгебры. | 1ч |
8 | Итоговое повторение. | 1ч |
| ИТОГО: | 34ч |
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Арифметические действия в пределах 100. Удивительная степь. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Цветочный ковер». | 1 | | |
2 | Решение задач. Растения эфемеры. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Верно-неверно». | 1 | | |
3 | Обозначение геометрических фигур буквами. Степные растения. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее». | 1 | | |
4 | Таблицы. Цветочный ковёр степи. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
5 | Грани куба. Степные насекомые. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру бабочки из деталей конструктора «Колумбово яйцо», восстановление недостающего рисунка на гранях куба. | 1 | | |
6 | Ломаная линия. Муравей-жнец степной. Степная дыбка. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Построй ломаную линию» | 1 | | |
7 | Чётные и нечётные числа. Земноводные степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру лягушки из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
8 | Решение задач. Пресмыкающиеся степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Выполнять задания логического характера с использованием заданного условия. | 1 | | |
9 | Тела вращения. Болотная черепаха. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру черепахи из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
10 | Площадь прямоугольника. Рыбы водоёмов степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
11 | Развёртка куба. Хищные рыбы степных водоёмов. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Разерни куб». | 1 | | |
12 | Порядок выполнения действий. Многообразие степных птиц. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Объедини в группы». | 1 | | |
13 | Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Перепел. Стрепет. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Лишний» куб». | 1 | | |
14 | Единицы времени. Хищные птицы степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо» | 1 | | |
15 | Видимые и невидимые линии. Журавль-красавка. Дрофа. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру журавля из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
16 | Доли. Птицы степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Раздели квадрат». | 1 | | |
17 | Внетабличное умножение и деление. Утки степей. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру летящей утки из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
18 | Симметричные фигуры. Суслик. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Построй фигуру» | 1 | | |
19 | Умножение двузначных чисел на однозначное. Сурок. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Определи видимые и невидимые грани при повороте кубика». | 1 | | |
20 | Выражения с двумя переменными. Хомяк. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру хомяка из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
21 | Деление двузначных чисел на однозначное. Тушканчик. | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру тушканчика из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
22 | Нахождение неизвестных компонентов. Барсук. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Построй фигуру» | 1 | | |
23 | Деление с остатком. Ондатра. Степной хорёк. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Определи видимые и невидимые линии в объемных телах». | 1 | | |
24 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Степной ёж. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Определи видимые и невидимые линии в объемных телах». | 1 | | |
25 | Сравнение трёхзначных чисел. Речной бобр. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Составь фигуру» | 1 | | |
26 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Крот. Цокор. Слепыш. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Построй фигуру» | 1 | | |
27 | Единицы массы. Степная лисица. | Творческие задания для самостоятельной работы. Собирать фигуру степной лисицы из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
28 | Виды треугольников. Манул. | Творческие задания для самостоятельной работы. Собирать фигуру кота из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
29 | Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Кулан. | Творческие задания для самостоятельной работы. Собирать фигуру кулана из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
30 | Решение задач. Косуля. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Построй фигуру» | 1 | | |
31 | Деление окружности на равные части. Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру дзерена из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
32 | Перпендикулярность прямых. Государственный природный заповедник «Оренбургский». | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Составь фигуру» | 1 | | |
33 | Параллельность прямых. Государственный природный заповедник «Ростовский» | Творческие задания для самостоятельной работы. Складывать фигуру мустанга из деталей конструктора «Колумбово яйцо». | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Узнай животного». | 1 | | |