СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биология в экспериментах». для 9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по предмету

«Биология» 9 классы

« Биология в экспериментах»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биология в экспериментах». для 9 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»




Рассмотрена Согласована: Утверждена:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /

Протокол № 1 от2020г. ____________ /Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2020 г.




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Биология в экспериментах».

для 9 классов

на 2020-2021 учебный год

количество недель 34, количество часов в неделю 1 час,

количество часов в год - 34 часов,

учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна














г. Нефтеюганск

Программа курса внеурочной деятельности по предмету

«Биология» 9 классы

« Биология в экспериментах»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».

Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.

Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.),Москва, изд-во «Просвещение».


Направление: общеинтеллектуальное.

Актуальность программы

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшейценности.

Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 5-8 классов. Среди отличительных особенностей данной программы можно назватьследующие:

охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии.





Цель и задачи

Цель: формирование у учащихся интересакизучению живых организмов, так как много интересной информации остается за страницамиучебника.

Задачи программы:

ОбразовательныеРасширять кругозор, что является необходимым для любого культурногочеловека.

Способствовать популяризации у обучающихся биологическихзнаний.

Знакомить с биологическимиспециальностями.

Развивающие

Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами,сравнения.

Развитие навыков общение икоммуникации.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

Воспитывать интерес к миру живыхсуществ.

Воспитывать ответственное отношение к порученномуделу.

Отличительные особенности

Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности:

имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенностидетей;

групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкойинформации;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видамдеятельности.

Возраст обучающихся

Программа внеурочной деятельности «Биология в экспериментах » предназначена для обучающихся 11-15лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана для обучающихся 9 классов, 34 часа.

Формы занятий

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, опыты, эксперименты, практические работы, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

знания основных принципов и правил отношения к живойприроде;

познавательный интерес к изучению живойприроды;

интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делатьвыводы).

Метапредметные результаты:

Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы вдругую.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать своюпозицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной)сфере:

Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,размножение).

Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами ивирусами.

Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематическойгруппе.

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранениябиосферы.

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основесравнения.

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение ихрезультатов.

В ценностно-ориентационнойсфере:

Знание основных правил поведения вприроде.

Анализ и оценка последствий деятельности человека вприроде.

В сфере трудовойдеятельности:

Знание и соблюдение правил работы в кабинетебиологии.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой,микроскопом).

В эстетическойсфере:

Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живойприроды.

Возможные результаты: составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов,рисунков.


Календарно-тематическое планирование






9 класс

1

Вводное занятиеПравила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием

Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием.

1

Устный зачет

2

Я - иссдедовательМетоды изучения биологических объектов.

Методы изучения биологических объектов.


1

Устный опрос

3

Я - иссдедовательУвеличительные приборы.

Увеличительные приборы.

1


4

Я - иссдедовательМикроскоп. Устройство микроскопа,

правила работы с ним.

Микроскоп. Устройство микроскопа,

правила работы с ним.

1


5

Я - иссдедовательОвладение методикой работы с микроскопом

Овладение методикой работы с микроскопом.

1


6

Я - иссдедовательОвладение методикой работы с микроскопом

Овладение методикой работы с микроскопом.

1


7

Я – цитолог.Клетка – структурная единица

живого организма.


Клетка – структурная единица

живого организма.



1

Конспект. Оформление результатов л/р.

8

Я – цитолог.Клетка: строение, состав, свойства.

Клетка: строение, состав, свойства.

1


9

Я – цитолог.Микропрепараты. Фиксированный препарат. Практическая работа

Микропрепараты. Фиксированный препарат. Практическая работа

1

Отчет по практической работе

10

Я – цитолог.Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка». Практическая работа

Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка». Практическая работа

1

Отчет по практической работе

11

Я – цитолог.Изучение бактериальной клетки.

Изучение бактериальной клетки.

1


12

Я – цитолог.Изучение растительной клетки.

Изучение растительной клетки.

1


13

Я – цитолог.Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Практическая работа

Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Практическая работа

1

Отчет по практической работе

14

Я – цитолог.Изучение животной

клетки.

Изучение животной

клетки.

1


15

Я – цитолог.Изучение грибной клетки. Споры.

Изучение грибной клетки. Споры.

1


16

Я – цитолог.Половые клетки растений..

Половые клетки растений..

1


17

Я – цитолог.Половые клетки животных

Половые клетки животных

1


18

Я - микологМикроскопические грибы

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его подмикроскопом.

Микроскопические грибы


1

Отчет по практической работе

19-20

Я - микологПриготовление микропрепарата дрожжей и изучение его подмикроскопом.

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его подмикроскопом.

2


21-22

Я - микологВыращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

2


23

Я - гистологПонятие «ткань».

Понятие «ткань».



24-25

Я - гистологРастительные ткани: покровная, проводящая.

Растительные ткани: покровная, проводящая.

2


26-27

Я - гистологРастительные ткани: механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная.

Растительные ткани: механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная.

2


28-29

Я - гистологЖивотные ткани: эпителиальная и ее разновидности.

Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности.

2


30-31

Я - гистологЖивотные ткани:соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая).

Животные ткани:соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая).

2


32-33

Я - гистологЖивотные ткани: мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная).

Животные ткани: мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная).

2


34

Я - гистологЖивотные ткани:нервная. Отчеты обучающихся.

Животные ткани:нервная. Отчеты обучающихся.

1

Отчет по практической работе


Итого


34



Содержание курса

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.Дендрология- раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и ихчастей.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Методконтроля;

Объяснительно-иллюстративный;

Исследовательский;

Творческий.

Формы подведенияитогов

Участие в конкурсныхмероприятиях;

Выступления детей назанятиях;

Контрольныезанятия;

Создание различных творческихработ;

Защита исследовательских работ, проектов.

Техническое оснащение занятий

Для реализации программы имеется:

Ноутбук, мультимедийныйпроектор, экран,микроскопы, лупы, комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторныхработ.

Список используемой учебно-методической литературы

Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС,2003.

В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако,2014.

В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.

М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы

. Волгоград:. Учитель,2005г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!