Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Психологическая
азбука» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), с изменениями и дополнениями
ребёнка РФ».
Федеральным Законом от 24 июня 1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральным Законом от
24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ».
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
№189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»».
прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24
«О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
ООП ООО МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Уставом МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.
Локальными актами МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана на основе программы И.В. Вачковой, Т.А. Аржакаевой, А.Х. Поповой «Психологическая азбука». В качестве дополнения к данной программе используются игровые и развивающие материалы: «Семейка Гномс» (игра для развития эмоциональной сферы, Генезис 2014 год), «Азбука настроений» (игровые материалы для детей 6 – 10 лет, Когито-центр 2008 год).
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования множества психических новообразований, а так же важнейших навыков учебной и мыслительной деятельности; так же на данном возрастном этапе ребенок осваивает новые формы взаимодействий и коммуникаций, примеряет на себя новые ролевые положения. Учитывая объем и значимость различных аспектов развития младшего школьника, очень важно обеспечить условия для всестороннего, полного и гармоничного становления его личности.
Обеспечение своевременного и успешного развития познавательной сферы ребенка, сохранение его психического здоровья, эмоциональной и личностной сферы в условиях современного мира не всегда представляется легкой задачей: обилие получаемой со всех сторон информации (не всегда контролируемой), различные стрессовые факторы, возможные неблагополучные социальные условия нередко являются сложным испытанием и для взрослого человека. Поэтому очень важно обеспечить комфортные условия развития и самопознания для ребенка на самых ранних этапах.
Данная программа является комбинированной и проводится в виде комплексных занятий, направленных на такие аспекты развития как познавательные процессы, коммуникативные навыки, самопознание, сохранение психологического здоровья младших школьников. На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Цель программы:
- развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Задачи:
- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- учить методам и приемам познания себя;
- учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
- помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
- научить детей осознавать и называть собственные переживания;
- помочь осознать свои задатки и способности;
- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Ценностные ориентиры содержания курса:
- ценность ребенка как самостоятельной личности;
-развитие самосознания детей в процессе организованного самоузнавания и взаимоузнавания;
- формирование уважения и воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- сотрудничество с окружающими, умение работать в коллективе;
- нравственный выбор и ответственность: социализация ребенка в школьном коллективе.
Методологическое обеспечение программы:
- игровой метод;
- экспрессивные методы (используются для отслеживания чувств и умения реагировать на них);
- работа с образами (чтение, рассказывание и разыгрывание историй и ситуаций; рисование, создание бумажных скульптур);
- работа с телом (движение, физические упражнения, танец, поединок на старых газетах);
- работа с текстами с элементами критического мышления – чтение с остановками;
- совместные проекты;
- групповые дискуссии;
- релаксационные методы.
Занятия подразумевают в себе игровые, тренинговые элементы, подвижные упражнения, релаксационные процедуры, письменные и устные задания. Различные упражнения и задания выполняются в группой и/или индивидуальной форме. Имеют место групповые обсуждения.
В 2021-2022 учебном году программа реализуется в 3 классе МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько и рассчитана на 35 часов, учитывая особенности календаря и расписания занятий текущего учебного года.
Формы представления результатов:
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Планируемые результаты:
в сфере личностных универсальных учебных действий:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы.
в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Психологическая азбука»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение в психологию общения (4 часа) |
1 | Новая встреча с психологией | 1 | презентация | 02.09 | |
2 | Начало путешествия в Страну Общения | 1 | исследование | 09.09 | |
3 | Что взять с собой в путешествие? | 1 | беседа-опрос | 16.09 | |
4 | Что я знаю о себе? | 1 | игра | 23.09 | |
Раздел 2. Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы (10 часов) |
5 | Как и почему начинаются споры? | 1 | выполнение упражнений | 30.09 | |
6 | Сказка о конфликте и контакте | 1 | беседа-опрос | 07.10 | |
7 | Качества, важные для общения | 1 | исследование | 14.10 | |
8 | Какие мы в общении? | 1 | выполнение упражнений | 21.10 | |
9 | Я общительный или замкнутый? | 1 | исследование | 28.10 | |
10 | Королевство Разорванных Связей | 1 | игра | 11.11 | |
11 | Свои и чужие | 1 | игра | 18.11 | |
12 | Робинзоны | 1 | игра | 25.11 | |
13 | Девчонки + мальчишки =… | 1 | конкурс | 02.12 | |
14 | Друзья и недруги | 1 | выполнение упражнений, игра | 09.12 | |
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы (9 часов) |
15 | Дружба – это… | 1 | игра-соревнование | 16.12 | |
16 | Мы – дружная команда | 1 | игра-соревнование | 23.12 | |
17 | Правила доброжелательного общения | 1 | выполнение упражнений | 13.01 | |
18 | Дружная страна | 1 | выполнение заданий | 20.01 | |
19 | Как мы все похожи! | 1 | выполнение упражнений | 27.01 | |
20 | Какие мы все разные! | 1 | выполнение упражнений | 03.02 | |
21 | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | выполнение упражнений, игра | 10.02 | |
22 | Скажи мне, кто твой друг… | 1 | выполнение упражнений, игра | 17.02 | |
23 | Скажи мне, кто твой друг… | 1 | игра | 24.02 | |
Раздел 4. Поддержка в общении (3 часа) |
24 | Комплимент – это… | 1 | опросник «круг значимости» | 03.03 | |
25 | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 | игра, беседа-опрос | 10.03 | |
26 | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | выполнение упражнений | 17.03 | |
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание (9 часов) |
27 | Как мы переживаем эмоции? | 1 | беседа, подведение итогов | 24.03 | |
28 | Мы умеем выражать свои эмоции! | 1 | выполнение заданий | 07.04 | |
29 | Как мы понимаем эмоции других? | 1 | игра, беседа-опрос | 14.04 | |
30 | Как мы умеем сопереживать! | 1 | игра, беседа-опрос | 21.04 | |
31 | Подготовка творческого проекта | 1 | выполнение заданий | 28.04 | |
32 | Защита проекта | 1 | выполнение заданий | 05.05 | |
33 | Защита проекта | 1 | выполнение заданий | 12.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | беседа, подведение итогов | 19.05 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | беседа, подведение итогов | 26.05 | |
Итого - 35 ч. |
Содержание тем курса
Раздел 1. Введение в психологию общения (4 часа)
- пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества;
- осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей;
- развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно;
- пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения.
Раздел 2. Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы (10 часов)
- осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно;
- развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия;
- понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия;
- мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей;
- осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие толерантного отношения к другим;
- осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу;
- осознание ценности дружеских отношение между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению.
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы (9 часов)
- знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности;
- развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения;
- закрепление правил общения, развитие способности самовыражения;
- развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других;
- развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения , осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения;
- развитие взаимопонимания, развитие толетарного отношения;
- осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я.
Раздел 4. Поддержка в общении (3 часа)
- знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки;
- осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения.
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание (7 часов)
- ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения;
- осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции;
- развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства;
- развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала.
Материально-техническое и учебно-методологическое обеспечение:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Социальная гостиная» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, медиапроектор.
Занятия проводятся в учебных кабинетах.
Список используемой литературы:
1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4- 10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995. – М.: Просвещение, 2009.
4. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.