СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психологическая азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Психологическая азбука" разработана на основе программы И. В. Вачковой, Т. А. Аржакаевой, А. Х. Поповой "Психологическая азбука"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психологическая азбука"»

Пояснительная записка

Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Психологическая

азбука» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской

  • Федерации».

  • ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), с изменениями и дополнениями

  • Федеральным Законом от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребёнка РФ».

  • Федеральным Законом от 24 июня 1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральным Законом от

24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних».

  • Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательных программ начального общего,

основного общего и среднего общего образования».

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 N 09-3564

«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных

программ».

  • Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 №ВБ-976/04 «О реализации

курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,

дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных

образовательных технологий».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

№189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября

2020  № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи»».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)

безвредности для человека факторов среды обитания»».

  • Методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты

прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24

«О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

  • ООП ООО МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.

  • Уставом МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько.

  • Локальными актами МБОУ «Лицей №24» им. П.С. Приходько

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана на основе программы И.В. Вачковой, Т.А. Аржакаевой, А.Х. Поповой «Психологическая азбука». В качестве дополнения к данной программе используются игровые и развивающие материалы: «Семейка Гномс» (игра для развития эмоциональной сферы, Генезис 2014 год), «Азбука настроений» (игровые материалы для детей 6 – 10 лет, Когито-центр 2008 год).

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования множества психических новообразований, а так же важнейших навыков учебной и мыслительной деятельности; так же на данном возрастном этапе ребенок осваивает новые формы взаимодействий и коммуникаций, примеряет на себя новые ролевые положения. Учитывая объем и значимость различных аспектов развития младшего школьника, очень важно обеспечить условия для всестороннего, полного и гармоничного становления его личности.

Обеспечение своевременного и успешного развития познавательной сферы ребенка, сохранение его психического здоровья, эмоциональной и личностной сферы в условиях современного мира не всегда представляется легкой задачей: обилие получаемой со всех сторон информации (не всегда контролируемой), различные стрессовые факторы, возможные неблагополучные социальные условия нередко являются сложным испытанием и для взрослого человека. Поэтому очень важно обеспечить комфортные условия развития и самопознания для ребенка на самых ранних этапах.

Данная программа является комбинированной и проводится в виде комплексных занятий, направленных на такие аспекты развития как познавательные процессы, коммуникативные навыки, самопознание, сохранение психологического здоровья младших школьников. На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Цель программы:

- развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задачи:

- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

- учить методам и приемам познания себя;

- учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

- помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

- познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

- познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

- научить детей осознавать и называть собственные переживания;

- помочь осознать свои задатки и способности;

- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Ценностные ориентиры содержания курса:

- ценность ребенка как самостоятельной личности;

-развитие самосознания детей в процессе организованного самоузнавания и взаимоузнавания;

- формирование уважения и воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

- сотрудничество с окружающими, умение работать в коллективе;

- нравственный выбор и ответственность: социализация ребенка в школьном коллективе.

Методологическое обеспечение программы:

- игровой метод;

- экспрессивные методы (используются для отслеживания чувств и умения реагировать на них);

- работа с образами (чтение, рассказывание и разыгрывание историй и ситуаций; рисование, создание бумажных скульптур);

- работа с телом (движение, физические упражнения, танец, поединок на старых газетах);

- работа с текстами с элементами критического мышления – чтение с остановками;

- совместные проекты;

- групповые дискуссии;

- релаксационные методы.

Занятия подразумевают в себе игровые, тренинговые элементы, подвижные упражнения, релаксационные процедуры, письменные и устные задания. Различные упражнения и задания выполняются в группой и/или индивидуальной форме. Имеют место групповые обсуждения.

В 2021-2022 учебном году программа реализуется в 3 классе МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько и рассчитана на 35 часов, учитывая особенности календаря и расписания занятий текущего учебного года.

Формы представления результатов:

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.


Планируемые результаты:

в сфере личностных универсальных учебных действий:

- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы.

в сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.


Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Психологическая азбука»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Введение в психологию общения (4 часа)

1

Новая встреча с психологией

1

презентация

02.09


2

Начало путешествия в Страну Общения

1

исследование

09.09


3

Что взять с собой в путешествие?

1

беседа-опрос

16.09


4

Что я знаю о себе?

1

игра

23.09


Раздел 2. Психология отношений: Ты Я Он /Она = Мы (10 часов)

5

Как и почему начинаются споры?

1

выполнение упражнений

30.09


6

Сказка о конфликте и контакте

1

беседа-опрос

07.10


7

Качества, важные для общения

1

исследование

14.10


8

Какие мы в общении?

1

выполнение упражнений

21.10


9

Я общительный или замкнутый?

1

исследование

28.10


10

Королевство Разорванных Связей

1

игра

11.11


11

Свои и чужие

1

игра

18.11


12

Робинзоны

1

игра

25.11


13

Девчонки + мальчишки =…

1

конкурс

02.12


14

Друзья и недруги

1

выполнение упражнений, игра

09.12


Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы (9 часов)

15

Дружба – это…

1

игра-соревнование

16.12


16

Мы – дружная команда

1

игра-соревнование

23.12


17

Правила доброжелательного общения

1

выполнение упражнений

13.01


18

Дружная страна

1

выполнение заданий

20.01


19

Как мы все похожи!

1

выполнение упражнений

27.01


20

Какие мы все разные!

1

выполнение упражнений

03.02


21

Сказка о Другой Точке Зрения

1

выполнение упражнений, игра

10.02


22

Скажи мне, кто твой друг…

1

выполнение упражнений, игра

17.02


23

Скажи мне, кто твой друг…

1

игра

24.02


Раздел 4. Поддержка в общении (3 часа)

24

Комплимент – это…

1

опросник «круг значимости»

03.03


25

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

игра,

беседа-опрос

10.03


26

Давайте говорить друг другу комплименты

1

выполнение упражнений

17.03


Раздел 5. Сочувствие и сопереживание (9 часов)

27

Как мы переживаем эмоции?

1

беседа, подведение итогов

24.03


28

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

выполнение заданий

07.04


29

Как мы понимаем эмоции других?

1

игра,

беседа-опрос

14.04


30

Как мы умеем сопереживать!

1

игра,

беседа-опрос

21.04


31

Подготовка творческого проекта

1

выполнение заданий

28.04


32

Защита проекта

1

выполнение заданий

05.05


33

Защита проекта

1

выполнение заданий

12.05


34

Итоговое занятие

1

беседа, подведение итогов

19.05



35

Итоговое занятие

1

беседа, подведение итогов

26.05


Итого - 35 ч.


Содержание тем курса

Раздел 1. Введение в психологию общения (4 часа)

- пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества;

- осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей;

- развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно;

- пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения.

Раздел 2. Психология отношений: Ты Я Он /Она = Мы (10 часов)

- осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно;

- развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия;

- понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия;

- мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей;

- осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие толерантного отношения к другим;

- осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу;

- осознание ценности дружеских отношение между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению.

Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы (9 часов)

- знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности;

- развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения;

- закрепление правил общения, развитие способности самовыражения;

- развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других;

- развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения , осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения;

- развитие взаимопонимания, развитие толетарного отношения;

- осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я.

Раздел 4. Поддержка в общении (3 часа)

- знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки;

- осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения.

Раздел 5. Сочувствие и сопереживание (7 часов)

- ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения;

- осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции;

- развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства;

- развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала.


Материально-техническое и учебно-методологическое обеспечение:

Для осуществления образовательного процесса по программе «Социальная гостиная» необходимы следующие принадлежности:

- компьютер, принтер, медиапроектор.

Занятия проводятся в учебных кабинетах.


Список используемой литературы:

1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4- 10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995. – М.: Просвещение, 2009.

4. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.


Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!