СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Кладовая Буквоеда", 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Кладовая Буквоеда", 7 класс»

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Кладовая Буквоеда»


Метапредметные результаты обучения

самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Личностные результаты обучения

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Предметные результаты обучения

 совершенствовать речевую деятельность (аудирование, чтение, говорение и письмо), понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;  использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка; расширять научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоить базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка; проводить различные виды анализа слова (фонетического, этимологического, лексического). обогащать активный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладеть основными стилистическими ресурсами лексики языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;


Содержание курса внеурочной деятельности «Кладовая Буквоеда»

7 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ - УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА (2Ч)

Введение. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ (2Ч)

Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМА (2Ч)

Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. Работа с этимологическим словарём.


ФОНЕТИКА.ЗВУКОВАЯ ЖИЗНЬ СЛОВА (2Ч)

Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.


КАК РОЖДАЮТСЯ И ЖИВУТ СЛОВА (3Ч)

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.


ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ (3Ч)

Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.


ЯВЛЕНИЕ СИНОНИМИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (2Ч)

Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.


РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ (4Ч)

Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.


КАК ВАС ЗОВУТ? ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ПРОЗВИЩА (2Ч)

Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.


СЕКРЕТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ (3Ч)

Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности.


ВСЕГДА ЛИ МЫ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО (2Ч)

Орфоэпия. Речь и культура общения.


РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ И ЕЁ ПРИНЦИПЫ (3Ч)

История русской орфографии. Можно ли обойтись без орфографических правил


ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ (3Ч)

История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых?



ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2Ч)

Подведение итогов. Индивидуальные проекты обучающихся и их защита.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Кладовая Буквоеда»

7 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

п/п

Тема

Виды деятельности

1-2

Языкознание – удивительная наука.

Работают над конспектом статьи. Составляют буклет «Русские лингвисты»

3-4

Происхождение слов.


Готовят сообщения. Работают со статьей этимологического словаря.

5-6

Происхождение и развитие письма.

Работают с художественными текстами, с этимологическим словарём.

7-8

Фонетика. Звуковая жизнь слова.

Активизируют знания об основных понятиях фонетик. Готовят сообщения. Игра «Фонетическое лото»

9-11

Как рождаются и живут слова

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии, определяют лексическое значение слов. Готовят сообщения. Игра «Лексический марафон»

12-14

Омонимы и многозначность.

Работают с рисунками, которые основаны на многозначности слова: различают однозначные и многозначные слова

15-16

Явление синонимии в русском языке.

Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов, составляю словосочетания с синонимами, подбирают синонимы к данным в задании словам, составляю словарики синонимов

Составляют кроссворд по теме «Синонимы»

17-20

Русская фразеология.

Осознают основные понятия фразеологии, находят фразеологизмы в текстах упражнений и в словарях. Создают коллективный проект

21-22

Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища.

Работают с художественными текстами. Составляют словарь имен. Создают проект


23-25


Секреты географических названий

Готовят сообщения. Создают групповой проект

26-27


Всегда ли мы правильно говорим?

Выполняют упражнения. Составляют орфоэпический словарик.

28-30


Русская орфография и ее принципы

Готовят сообщение о русской орфографии. Выполняют упражнения. Работают над созданием презентации «Занимательная орфография»

31-33

Особенности русской пунктуации.

Готовят сообщение о русской пунктуации. Выполняют упражнения. Работают над созданием презентации «История русской пунктуации»

34-35

Итоговое занятие

Повторяют и обобщают материал. Готовят индивидуальные проекты и защищают их


























Обучающие должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.


Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского народов.