познавательный интерес к прошлому своей Малой Родины;
изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность (при помощи педагога);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др.;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Тема занятия | Основное содержание темы | Форма организации | Характеристика основных видов деятельности |
Вводное занятие. «Тюменский край – сибирская земля» | Тюменская область – субъект РФ. Символы Тюменской области. Органы государственной власти Тюменской области. | занятие-диалог | Объяснять смысл понятий «Родина», «россиянин», «гражданин», «малая Родина». Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. |
Раздел 1. Историческое прошлое нашего края |
Тюменский край в древности. | Наиболее известные археологические памятники на территории нашего края: озеро Андреевское (окрестности Тюмени), Ингальская долина (на границах Исетского, Ялуторовского, Заводоуковского, Упоровского районов), Барсова гора (окрестности Сургута). Эпоха первых металлургов. | занятие-практикум | Характеризовать известные археологические памятники на территории нашего края Объяснять смысл понятий «палеолит», «мезолит», «неолит», «бронзовый век», «железный век» . |
Древнеугорское население нашего края. | Древнейшие жители Земли Тюменской - предки угорских народов или вогулов (ханты и манси). Основные занятия древнейших жителей Тюменской области. Быт и жилища. Верования. | занятие-диалог | Рассказывать об основных занятиях древнейших жителей Тюменской области. Описывать быт и жилище древнеугорского населения. |
Сибирские татары и их появление в Западной Сибири. | Хозяйство и быт сибирских татар. Чимги-Тура - столица Тюменского ханства вассального государства Золотой Орды. | занятие-практикум | Описывать хозяйство и быт сибирских татар. Приводить исторические сведения о Золотой Орде и ее вассалах. |
Поход Ермака в Сибирь и начало русской колонизации. | Поход Ермака Тимофеевича и победа над Кучумом. Гибель Ермака. | занятие-проблема | Приводить исторические сведения о походе Ермака в Сибирь. Проводить поиск информации для сообщений. |
Основание русских городов и острогов. | День рождения Тюмени - 29 июля 1586 года. Происхождение названия Тюмень. Основатели Тюмени - воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. Основание Тобольска. Строительство Ялуторовского, Устьямского (Вагайского), Исетского, Абатского острогов. Начало сибирского пашенного земледелия. Первые ремесленные и торговые центры. | занятие-диалог | Приводить исторические сведения о названии Тюмень, застройках, занятиях людей. Рассказывать об основании Тюмени, Тобольска и других городов и острогов. Проводить поиск информации для сообщений. |
Культура первых русских поселенцев | Школы и образование. Литература XVII века. Церковная архитектура XVII века. Иконопись. | занятие-презентация | Проводить поиск информации для сообщений. Описывать храмы и соборы Тюмени, Тобольска. |
«Российское могущество Сибирью прирастать будет». | Вольные хлебопашцы. От мелкого производства к мануфактуре. Нравы, обычаи, традиции. | занятие-диалог | Рассказывать об основных событиях периода. Проводить поиск информации для сообщений. |
Сибирская ссылка. | Меньшиков в Сибири. Князья Долгорукие. А. Н. Радищев. Декабристы в нашем крае. | занятие-игра | Проводить поиск информации для сообщений. Рассказывать об основных событиях периода. |
«Знаменитые» земляки» | Д. И. Менделеев, П. А. Словцов, П. П. Ершов, А. А. Алябьев и др. | занятие-презентация | Проводить поиск информации для сообщений. Рассказывать о знаменитых земляках.и их творениях. |
Тюменский край в вихре революции и гражданской войны. | Приход большевиков к власти в октябре 1917 года и изменения в системе управления. Гражданская война: белые и красные. Герои гражданской войны в Тюменском крае. | занятие-диалог | Объяснять смысл понятий «революция», «большевики», «гражданская война», «красные», «белые». Рассказывать об основных событиях периода. Проводить поиск информации для сообщений. |
Наш край в годы коллективизации. | История колхозного строительства. Ликвидация кулачества как класса. Судьбы раскулаченных. | занятие - экскурсия | Рассказывать об основных событиях периода Объяснять смысл понятий «колхоз», «коллективизация», «кулак». Изучить архивные документы времен коллективизации. |
Тюменский край в годы Великой Отечественной войны. | Грозные 40-е годы. Помощь работников тыла фронту. Образование Тюменской области. Фронт и тыл. | занятие-игра | Рассказывать об основных событиях периода. Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну. |
Тюменский край в 50-90-е гг. XX в. | Новый индустриальный центр страны. Агрокомплекс области. Образование и культура в 50-90-е гг. XX в. | занятие-диалог | Рассказывать об основных событиях периода. Проводить поиск информации для сообщений. |
Люди и судьбы. | Леонид Окунев, актёр театра и кино, заслуженный артист России, художественный руководитель и директор театра «Ангажемент»; Татьяна Абрамова, актриса театра и кино, эстрадная певица; Алексей Чумаков, певец, музыкант, телеведущий; Константин Одегов, режиссёр документального и игрового кино, киноактёр, продюсер, журналист и другие | занятие-презентация | Проводить поиск информации для сообщений. Рассказывать о людях, прославивших Тюмень |
Раздел 2. Наш край сегодня, завтра. |
Природа родного края. | Флора и фауна Тюменской области. Редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу. Природные богатства Тюменского края: нефть и газ, а также торф, руда, драгоценные камни, запасы пресной воды, минеральные воды, лес, пушнина. | занятие-диалог | Характеризовать растительный и животный мир Тюменской области. Уметь называть редкие виды растений и животных. |
Тюмень – столица нефтяного и газового края. | Берёзовское газовое месторождение - первое в Западной Сибири. Шаимское нефтяное месторождение. Открытие в 1963 году Самотлорского месторождения нефти. | занятие-практикум | Рассказывать об основных событиях периода Проводить поиск информации для сообщений. |
Тюмень – культурная столица Западной Сибири. | Драматический театр, молодёжный театр «Ангажемент», Театр кукол; филармония, Дом национальных культур «Строитель»; кинотеатр «Премьер», Синема - Парк в ТРЦ «Гудвин», Дом кино «Космос»; Музейный комплекс им. И.Я. Словцова (музеи: «Городская Дума», «Дом Машарова», «Усадьба Колокольниковых», археологический музей на оз. Андреевском); областная научная библиотека; цирк. | занятие-экскурсия | Проводить поиск информации для сообщений. Рассказывать об объектах культуры Тюмени. |
Тюмень литературная. | Ершов П. П. (1815-1869) - поэт-сказочник, прозаик, драматург. Крапивин В. П. Константин Лагунов (1924-2001), известный тюменский писатель, авторболее 50 книг, в т. ч. 12 романов. Анатолий Омельчук - журналист, писатель, литературный критик, краевед. | занятие-презентация | Проводить поиск информации для сообщений. Рассказывать о деятелях культуры Тюменской области. |
Тюмень многонациональная. | Древнейшее население Тюменской области – предки хантов, манси, ненцев, селькупов. Тюркские племена, сибирские татары. В XVI веке с похода Ермака началось освоение Сибири русскими. Согласно последним данным, на территории Тюменской области проживает более 150 национальностей: русские, татары, украинцы, башкиры, азербайджанцы, чуваши, ненцы, немцы, ханты, казахи,молдаване, армяне, кумыки, лезгины, чеченцы, манси, коми, мордва и др. Самые многочисленные из них – русские, татары, украинцы. | занятие-диалог | Формировать культуру межнациональных отношений и толерантность. Проводить поиск информации для сообщений. |
Достопримечательности Тюмени. | Набережная реки Туры. Мост влюбленных. Сквер сибирских кошек. Знаменский кафедральный собор. Памятник В. И. Ленину. Гилевская роща. Спасская церковь и другие. | презентация проекта | Проводить поиск информации для сообщений. Защищать проекты. |
Достопримечательности Тобольска. | Тобольский Кремль. Абалакский мужской монастырь. Памятник Ермаку. Церковь Петра и Павла. Памятник С. У. Ремезову. Храм Архангела Михаила и другие. | презентация проекта | Проводить поиск информации для сообщений. Защищать проекты. |
Будущее нашего края. | | конкурс сочинений | |
Будущее нашего края. | | конкурс рисунков | |