Программа «Я живу в России»
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я живу в России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Организация работы по программе “Я живу в России” предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России
В конце каждого года занятий программа предусматривает практический выход в форме:
викторин, конкурсов, проектов «Защитники Отечества в моей семье», «Улицы посёлка моими глазами», «Зима в посёлке», выставки рисунков, фотовыставки.
Содержание программы
1 класс «Маленькие Россияне»
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Дары природы.
История моего города, школы.
Экскурсии в музеи
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Экскурсии по школе, по школьному двору.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”– формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
5.“Я и мое Отечество – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя»
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны.
4.“Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья.
5.“Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Символы Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
4 класс «Я – гражданин России»
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом, «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2.“Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья.
3.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник– День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Календарно-тематическое планирование
1 класс «Маленькие Россияне» - 33 ч
№ | Тема | Содержание | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводный урок | Беседа | | |
2 | Россия – родина моя | Беседа + презентация | | |
3 | 23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты? | Беседа. Экскурсия к памятным местам | | |
4 | Экскурсия в музей | | |
5 | Экскурсия по школе | | | |
6-7 | Что я знаю о школе? Школе – 100 лет. История школы. | Беседа, презентация | | |
Экскурсия в школьный музей | | |
8 | Рисунок «Моя школа» | Выставка рисунков | | |
9 | История школы в лицах. Кто работает в школе? | Беседа | | |
10 | День народного единства | Беседа, презентация | | |
11 | Государственные символы РФ | Презентация по теме, беседа | | |
12 | День матери. Конкурс рисунков | Беседа. Выставка рисунков | | |
13-14 | Гимн России | Знакомство и разучивание | | |
|
15 | Флаг и герб России. День флага | Беседа, презентация, творческое задание | | |
16-17 | Родной край – частица России. Символика края. | Презентация по теме, беседа | | |
|
18 | День добрых волшебников | Кормушки | | |
19 | Великая отечественная война. Что я о ней знаю? | Беседа, презентация | | |
20 | День воинской славы России (полное снятие блокады Ленинграда) | Беседа, презентация | | |
21 | Путешествие по городам-героям | Беседа, презентация | | |
22 | День защитника Отечества | Беседа, презентация | | |
23 | Мои родные – защитники Отечества | Фотовыставка | | |
24 | Дети в годы ВОВ | Беседа, презентация | | |
25 | Экскурсия в районный краеведческий музей | | | |
26 | День космонавтики | Беседа | | |
27 | День Земли | Игра | | |
28 | Мой посёлок в годы войны | Экскурсия | | |
29 | Экскурсия к памятнику солдата-освободителя | | | |
30 | С чего начинается Родина? КВН | Игра | | |
31 | Что мы узнали и чему научились | Беседа, викторина | | |
32 | Резервные уроки | | | |
33 | | |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019 – 2020 учебный год по предмету «Русский язык» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков №32 и №33 были объединены.
Календарно-тематическое планирование
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа
№ | Тема | Содержание | Дата |
| С чего начинается Родина? | Беседа по теме, прослушивание и разучивание песни «С чего начинается Родина?» | 04.09 |
| 11.09 |
| 23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты? | Беседа. Экскурсия к памятным местам. | 18.09 |
| Экскурсия в краеведческий музей. | 25.09 |
| Животные Смоленского края | Беседа. Презентация. | 02.10 |
| Животные леса | Презентация. Викторина. | 09.10 |
| Птицы – наши друзья | Беседа. Кроссворд. | 16.10 |
| Охрана животных. Красная книга. | Беседа. | 23.10 |
| Место моего края на карте. Символы Смоленского края (герб, гимн, флаг). Знакомство с символами родного посёлка (герб, флаг, гимн). | Презентация по теме, беседа. | 06.11 |
| Растения Смоленского края. | Презентация по теме, беседа. | 13.11 |
| Деревья края. | Презентация по теме, беседа. | 20.11 |
| Лекарственные растения края. | Презентация по теме, беседа. | 27.11 |
| Грибы. | Презентация по теме, беседа. | 04.12 |
| Опасности леса. | Презентация по теме, викторина. | 11.12 |
| Правила поведения в лесу. | Урок – игра. | 18.12 |
| Праздники. | Беседа. | 25.12 |
| День добрых волшебников. | Изготовление и вывешивание кормушек. | 15.01 |
| Школа вежливости. | Игра. | 22.01 |
| «Моя семья – моя малая Родина | Беседа. | 29.01 |
| История моей семьи в фотографиях. | Беседа, фотовыставка. | 05.02 |
| Музей Нахимова. | Виртуальная экскурсия. | 12.02 |
| Об отце говорю с уважением Поклон тебе, солдат России. | Беседа, конкурс рисунков. Презентация. | 19.02 |
| Сержант Армейкин приглашает. | Игра. | 26.02 |
| Моя милая мамочка. | Презентация, фотовыставка. | 05.03 |
| Жилища и предметы быта края. | Беседа. Презентация. | 12.03 |
| Одежда наших предков. | Беседа. Презентация. | 19.03 |
| Что ели наши предки? | Беседа. Презентация. | 02.04 |
| Мой посёлок. | Экскурсия по посёлку. | 09.04 |
| Улицы с «говорящими названиями». | Беседа. | 16.04 |
| «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков, фотографий. | 23.04 |
| След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | Экскурсия в музей. | 30.04 |
| Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | Рассказ-беседа. | 07.05 |
| Знай и люби свой край. | Викторина. | 14.05 |
| Мой край. | Выставка рисунков. | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс «Россия – Родина моя» - 34 часа
№ | Тема | |
1 | Я – человек. Урок милосердия и доброты. Памяти детям Беслана. | |
2 | 1812 год. Герои Отечественной войны | |
3 | 23 сентября – День посёлка | |
4 | Конкурс рисунков «Мы за мир» | |
5 | Видео прогулка по Смоленской крепости | |
6 | Наши предки | |
7 | Из варяг в греки | |
8 | Города Смоленщины | |
9 | Флаги России | |
10 | Герб и флаг области, района. | |
11 | Военное прошлое Смоленщины. Монголо-татарское нашествие | |
12 | Военное прошлое Смоленщины. Война 1609-1611 | |
13 | День Героев Отечества | |
14 | Конституция – закон РФ. | |
15 | Военное прошлое Смоленщины. Война 1812 | |
16 | Военное прошлое Смоленщины. Война 1941-1945 | |
17 | Акция «Покормите птиц зимой | |
18 | Снятие блокады Ленинграда 1944 | |
19 | Подготовка к проекту «Зима в посёлке» | |
20 | Подготовка к проекту «Зима в посёлке» | |
21 | Защита проекта «Зима в посёлке» | |
22 | День защитника Отечества | |
23 | Награды Смоленска | |
24 | Места боевой славы | |
25 | О подвигах женщин в военное время | |
26 | Экскурсия в историко-краеведческий музей. Герои ВОВ – наши земляки. | |
27 | День авиации и космонавтики | |
28 | Ю.А.Гагарин – наш земляк | |
29 | Район в годы Великой Отечественной войны | |
30 | Экскурсия по памятным местам посёлка | |
31 | Дети в годы Великой Отечественной войны | |
32 | Животные в годы Великой Отечественной войны | |
33 | Конкурс рисунков «Мой край» | |
34 | Викторина «Знай и люби свой край» | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс «Я – гражданин России» - 34 часа
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Беслан. Мы помним | | |
2 | История моего поселка (экскурсия в музей) | | |
3 | Мой поселок (экскурсия по памятным местам) | | |
4 | | |
5 | День освобождения Смоленщины | | |
6 | Отечественная война1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение | | |
7 | Смоленск родной. Смоленск любимый | | |
8 | Как Смоленск спасал Россию (День народного единства) | | |
9 | Международный день толерантности | | |
10 | Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины | | |
11 | День правовых знаний | | |
12 | Поклон тебе, солдат России | | |
13 | Кем быть? | | |
14 | Пожарным можешь ты не быть | | |
15 | Как настоящее связано с прошлым | | |
16 | Как воскресить прошлое. Археология. | | |
17 | Покормите птиц | | |
18 | Трагедия Холокоста | | |
19 | Блокадный Ленинград | | |
20 | Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами» | | |
21 | Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами» | | |
22 | Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами» | | |
23 | Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами» | | |
24 | Защита проекта "Улицы посёлка моими глазами» | | |
25 | Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России | | |
26 | День космонавтики. | | |
27 | Великая Отечественная война. Герои фронта и тыла | | |
28 | Великая Отечественная война. Города-герои. | | |
29 | Детство, опаленное войной | | |
30 | Всё о войне | | |
31 | Ордена и медали Великой Отечественной войны | | |
32 | Викторина «Мой край» | | |
33 | Резерв | | |
34 | Резерв | | |