СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я живу в России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я живу в России»»

Программа «Я живу в России»

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия

  • Творческие конкурсы

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания


Программа “Я живу в России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • -формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • -воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

  • -формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • -формировать уважение к членам семьи;

  • -воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

  • -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

  • Предполагаемый результат деятельности:

  • -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

  • - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

  • -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Организация работы по программе “Я живу в России” предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России

В конце каждого года занятий программа предусматривает практический выход в форме:

викторин, конкурсов, проектов «Защитники Отечества в моей семье», «Улицы посёлка моими глазами», «Зима в посёлке», выставки рисунков, фотовыставки.


Содержание программы

1 класс «Маленькие Россияне»

1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Дары природы.

История моего города, школы.

Экскурсии в музеи

4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Экскурсии по школе, по школьному двору.

5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?





2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”– формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

5.“Я и мое Отечество – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя»

1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.

Мои любимые книги. Дети войны.

4.“Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья.

5.“Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Символы Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.



4 класс «Я – гражданин России»

1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом, «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья.

3.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник– День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ

Планируемые результаты освоения программы


Личностные:

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

  • доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.




Календарно-тематическое планирование

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 ч

Тема

Содержание

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводный урок

Беседа



2

Россия – родина моя

Беседа + презентация



3

23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты?

Беседа. Экскурсия к памятным местам



4

Экскурсия в музей



5

Экскурсия по школе




6-7

Что я знаю о школе? Школе – 100 лет. История школы.

Беседа, презентация



Экскурсия в школьный музей



8

Рисунок «Моя школа»

Выставка рисунков



9

История школы в лицах. Кто работает в школе?

Беседа



10

День народного единства

Беседа, презентация



11

Государственные символы РФ

Презентация по теме, беседа



12

День матери. Конкурс рисунков

Беседа. Выставка рисунков



13-14

Гимн России

Знакомство и разучивание




15

Флаг и герб России. День флага

Беседа, презентация, творческое задание



16-17

Родной край – частица России. Символика края.

Презентация по теме, беседа




18

День добрых волшебников

Кормушки



19

Великая отечественная война. Что я о ней знаю?

Беседа, презентация



20

День воинской славы России (полное снятие блокады Ленинграда)

Беседа, презентация



21

Путешествие по городам-героям

Беседа, презентация



22

День защитника Отечества

Беседа, презентация



23

Мои родные – защитники Отечества

Фотовыставка



24

Дети в годы ВОВ

Беседа, презентация



25

Экскурсия в районный краеведческий музей




26

День космонавтики

Беседа



27

День Земли

Игра



28

Мой посёлок в годы войны

Экскурсия



29

Экскурсия к памятнику солдата-освободителя




30

С чего начинается Родина? КВН

Игра



31

Что мы узнали и чему научились

Беседа, викторина



32

Резервные уроки




33



Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019 – 2020 учебный год по предмету «Русский язык» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков №32 и №33 были объединены.


Календарно-тематическое планирование

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа

Тема

Содержание

Дата

С чего начинается Родина?

Беседа по теме, прослушивание и разучивание песни «С чего начинается Родина?»

04.09

11.09

23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты?

Беседа. Экскурсия к памятным местам.

18.09

Экскурсия в краеведческий музей.

25.09

Животные Смоленского края

Беседа. Презентация.

02.10

Животные леса

Презентация. Викторина.

09.10

Птицы – наши друзья

Беседа. Кроссворд.

16.10

Охрана животных. Красная книга.

Беседа.

23.10

Место моего края на карте. Символы Смоленского края (герб, гимн, флаг). Знакомство с символами родного посёлка

(герб, флаг, гимн).

Презентация по теме, беседа.

06.11

Растения Смоленского края.

Презентация по теме, беседа.

13.11

Деревья края.

Презентация по теме, беседа.

20.11

Лекарственные растения края.

Презентация по теме, беседа.

27.11

Грибы.

Презентация по теме, беседа.

04.12

Опасности леса.

Презентация по теме, викторина.

11.12

Правила поведения в лесу.

Урок – игра.

18.12

Праздники.

Беседа.

25.12

День добрых волшебников.

Изготовление и вывешивание кормушек.

15.01

Школа вежливости.

Игра.

22.01

«Моя семья – моя малая Родина

Беседа.

29.01

История моей семьи в фотографиях.

Беседа, фотовыставка.

05.02

Музей Нахимова.

Виртуальная экскурсия.

12.02

Об отце говорю с уважением

Поклон тебе, солдат России.

Беседа, конкурс рисунков.

Презентация.

19.02

Сержант Армейкин приглашает.

Игра.

26.02

Моя милая мамочка.

Презентация, фотовыставка.

05.03

Жилища и предметы быта края.

Беседа. Презентация.

12.03

Одежда наших предков.

Беседа. Презентация.

19.03

Что ели наши предки?

Беседа. Презентация.

02.04

Мой посёлок.

Экскурсия по посёлку.

09.04

Улицы с «говорящими названиями».

Беседа.

16.04

«Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков, фотографий.

23.04

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Экскурсия в музей.

30.04

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

Рассказ-беседа.

07.05

Знай и люби свой край.

Викторина.

14.05

Мой край.

Выставка рисунков.

21.05

Календарно-тематическое планирование

3 класс «Россия – Родина моя» - 34 часа

Тема


1

Я – человек. Урок милосердия и доброты. Памяти детям Беслана.


2

1812 год. Герои Отечественной войны


3

23 сентября – День посёлка


4

Конкурс рисунков «Мы за мир»


5

Видео прогулка по Смоленской крепости


6

Наши предки


7

Из варяг в греки


8

Города Смоленщины


9

Флаги России


10

Герб и флаг области, района.


11

Военное прошлое Смоленщины. Монголо-татарское нашествие


12

Военное прошлое Смоленщины. Война 1609-1611


13

День Героев Отечества


14

Конституция – закон РФ.


15

Военное прошлое Смоленщины. Война 1812


16

Военное прошлое Смоленщины. Война 1941-1945


17

Акция «Покормите птиц зимой


18

Снятие блокады Ленинграда 1944


19

Подготовка к проекту «Зима в посёлке»


20

Подготовка к проекту «Зима в посёлке»


21

Защита проекта «Зима в посёлке»


22

День защитника Отечества


23

Награды Смоленска


24

Места боевой славы


25

О подвигах женщин в военное время


26

Экскурсия в историко-краеведческий музей. Герои ВОВ – наши земляки.


27

День авиации и космонавтики


28

Ю.А.Гагарин – наш земляк


29

Район в годы Великой Отечественной войны


30

Экскурсия по памятным местам посёлка


31

Дети в годы Великой Отечественной войны


32

Животные в годы Великой Отечественной войны


33

Конкурс рисунков «Мой край»


34

Викторина «Знай и люби свой край»





Календарно-тематическое планирование

4 класс «Я – гражданин России» - 34 часа

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Беслан. Мы помним



2

История моего поселка (экскурсия в музей)



3

Мой поселок (экскурсия по памятным местам)



4



5

День освобождения Смоленщины



6

Отечественная война1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение



7

Смоленск родной. Смоленск любимый



8

Как Смоленск спасал Россию (День народного единства)



9

Международный день толерантности



10

Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины



11

День правовых знаний



12

Поклон тебе, солдат России



13

Кем быть?



14

Пожарным можешь ты не быть



15

Как настоящее связано с прошлым



16

Как воскресить прошлое. Археология.



17

Покормите птиц



18

Трагедия Холокоста



19

Блокадный Ленинград



20

Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами»



21

Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами»



22

Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами»



23

Работа над проектом "Улицы посёлка моими глазами»



24

Защита проекта "Улицы посёлка моими глазами»



25

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России



26

День космонавтики.



27

Великая Отечественная война. Герои фронта и тыла



28

Великая Отечественная война. Города-герои.



29

Детство, опаленное войной



30

Всё о войне



31

Ордена и медали Великой Отечественной войны



32

Викторина «Мой край»



33

Резерв



34

Резерв






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!