СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Графика в техническом творчестве"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Графика в техническом творчестве"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Графика в техническом творчестве»


Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования



Возраст обучающихся: 13 - 16 лет

Срок реализации: 3 года

Количество часов: 102 часа


Автор-составитель:

Антонова Т.Л.

учитель

МОУ «СОШ №25 при МаГК» г. Магнитогорска















Магнитогорск, 2020

Содержание



I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………2

    1. Актуальность программы…...………………………………………………………..2

    2. Цель и задачи программы…………………………………………………………….3

    3. Форма и режим занятий……………………………………………………………....4

II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

«Графика в техническом творчестве»……………………………………………………………………………………………4

III. Учебно-тематический план………………………………………………………….................6

IV. Содержание программы………………………………………………..…………………...9

V. Методическое обеспечение программы …………………………………...............................10

VI. Система оценки достижения результатов……………………………………..……………...11

  1. Пояснительная записка

1.1

Актуальность

Изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на графическую подготовку школьников. В современных условиях профессиональной подготовки учащиеся после выпуска из школы, и в связи с особенностями запросов города и градообразующего предприятия, графическую подготовку обучающихся необходимо вести более расширено. В связи с этим «Черчение» понимается как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической информации об объектах, и правила выполнения, чтения некоторых видов графической документации.

Данная программа направлена на постепенный перевод обучающихся с пространственно-чувственного языка изображения (донесения информации окружающим) на графический язык общения. Важным компонентом программы являются творческие формы уроков и заданий, что позволит завлечь учащихся столь не простым предметом. Специфика детей этого возраста доказывает их заинтересованность предметами, развивающими пространственно-творческие способности. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышает интерес к изучению предмета и качество обучения. Ознакомление обучающихся с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания средствами черчения.

Программа дополнительного образования «Графика в техническом творчестве» направлена на формирование и развитие графиче­ской культуры учащимися, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений:

1. Основой программы является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определен­ной деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению ти­повых и нетиповых (требующих применения знаний в новых услови­ях) задач. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса.

2. Графическая деятельность обучающихся неотделима от развития их мышления. На занятиях черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техниче­ское, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируется аналитические и сози­дательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий учитывается чтобы объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особен­ностей и более четкая организация формы, что облегчает её анализ и графическое отображение. В процессе обучения осуще­ствляется межпредметная связь черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, и други­ми дисциплинами.

4. При обучении черчению учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.)

5. Нa упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.


Программа «Графика в техническом творчестве» составлена на основе программ МОРФ Москва «Просвещение» 2000:

Занятия про­водятся во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся не менее 10-15 человек.


Программа включает в себя 102 занятия и рассчитана на три года обучения.



1.2.


Цель и задачи программы

Приобщение обучающихся к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства осуществляется на основе усвоения приемов логического мышления.


  • изучение графического языка общения;

  • освоение основ правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

  • развитие логического и пространственного мышления, статистических, динамических, пространственных представлений;

  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов и ориентироваться в пространстве.


В процессе обучения черче­нию ставятся задачи:

  1. сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскостей проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямо­угольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;

  2. ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения черте­жей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  3. обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

  4. развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической дея­тельностью;

  5. прививать культуру графического труда.


1.3.


Форма и режим занятий.

Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия в классе:

  • индивидуально - групповые (консультации и практические занятия);

  • групповые (при изучении, закреплении, повторении практического и теоретического материала);

  • коллективные (массовые) – выполнение коллективных работ (только в 7 классе).

которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.
































II

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Графика в техническом творчестве»

В результате изучения программы обучающийся научится:

  • понимать технологические понятия;

  • уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять ортогональные чертежи, эскизы; строить аксонометрические проекции; строить развёртки и выполнять моделирование; соблюдать требова­ния к оформлению эскизов и чертежей;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инст­рументов, приспособлений и компьютерной техники; чте­ния и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.




В результате прохождения программного материала к концу 7 класса обучающиеся должны знать:

Правила выполнения и оформление чертежей (линии чертежа, и шрифт, оформление формата, построение ортогонального чертежа)

Уметь:

Пользоваться чертёжными инструментами и принадлежностями.

Выполнять чертеж: правильно оформлять и заполнять форматы, строить три вида детали с отверстиями, срезами и вырезами

В результате прохождения программного материала к концу 8 класса обучающиеся должны знать:

Правила построения аксонометрических проекций плоскогранных тел и тел вращения. Правила выполнения сечений и простых разрезов

Уметь:

Выполнять чертежи с построением трех видов и аксонометрических проекций. Выполнять на чертежах сечения и простые разрезы.

В результате прохождения программного материала к концу 9 класса обучающиеся должны знать:

основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

условные изображения и обозначения резьбы.

об изображениях соединений деталей;

об особенностях выполнения строительных чертежей.

Уметь:

выполнять необходимые разрезы и сечения;

правильно выбирать главное изображение и число изображений;

выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

читать несложные строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами, справочной литературой и учебником;

применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).



УУД


Выпускник получит возможность для формирования:


Личностные универсальные учебные действия:

  • способность вырабатывать свою жизненную позицию;

  • выбирать дальнейший образовательный маршрут;


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • самостоятельно планировать алгоритм выполнения учебного задания, корректировать работу по ходу его выполнения;

  • самостоятельно оценивать свою работу;

  • применять графические знания в новых ситуациях;


Познавательные универсальные учебные действия:

  • читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

  • развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;

  • самостоятельно, пользоваться учебными материалами;


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности







III

Учебно–тематический план.


7 класс


Задачи:

1. Повторение правил линейной и воздушной перспективы: построения тел вращения и тел призматической формы.

2. Изучение правил написания букв и цифр чертежного шрифта и знакомство с видами шрифта национального характера.

3. Изучение и выполнение пиктограмм.

4. Изучение и закрепление правил начертания линий разного назначения.

5. Изучение и закрепление правил деления окружности на равные части и правил построения сопряжений.

6. Знакомство с центральным проецированием и прямоугольным проецированием.

7. Изучение правил построения и оформления чертежей


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Геометрические тела. Перспективное построение тел.

8



1.

Линейная перспектива.

2

+

+

2.

Линейная и воздушная перспектива.

1

+

+

3.

Конструктивное построение тел вращения

2

+

+

4.

Конструктивное построение тел призматической формы.

2


+

5.

Конструктивное построение пирамид.

1


+


Раздел № 2

Шрифт

8



6

Особенности чертёжного шрифта.

2

+

+

7

Практическая работа «Шрифтовые композиции»

1


+

8

История шрифта. Его национальные особенности

2

+

+

9

Проект: «Новогодний плакат»

2


+

10

Язык пиктографического шрифта.

1

+

+


Раздел № 3

Удивительные линии.

2



11

Возможности линии рисунка и чертежа

1

+

+

12

Практическая работа: «Выполнение конструктивного рисунка натюрморта помощью линий чертежа».

1


+


Раздел №4

Геометрические построения

5



13

Деление окружности на равные части

1

+

+

14

Практическая работа: «Геометрический орнаментальный рисунок».

2


+

15

Сопряжения.

1

+

+

16

Практическая работа:

«Изящная ваза»

1


+


Раздел №5

Загадочные проекции

11



17

Луч определяет проекцию

1

+


18

Чертёж и рисунок

1

+


19

Построение чертежа плоской детали.

1

+

+

20

Проекции геометрических тел.

2

+

+

21

Практическая работа: «Проекции геометрических тел».

1


+

22

Практическая работа: «Проекции тел вращения».

1


+

23

Решение проекционных задач: Построение чертежа куба с призматическим и цилиндрическим отверстиями.

2


+

24

Решение проекционных задач: Построение чертежа прямоугольной призмы с вырезом и срезом.

2


+





8 класс

Задачи:

1. Закрепление правил построения трех видов детали, нанесения размеров и правил оформления чертежей.

2. Изучение и закрепление правил построения аксонометрических проекций.

3. Изучение и закрепление правил выполнения сечений.

4. Изучение и закрепление правил выполнения простых разрезов.


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Повторение. Проецирование. Чертеж детали.

2



1.

Повторение. Построение трёх проекций детали.

1

+

+

2.

Повторение. «Чертёж детали»

1


+


Раздел № 2

Аксонометрические проекции.

24



3

Трёхмерное изображение: аксонометрические проекции. Правила построения: куб

1

+


4

Правила построения в аксонометрических проекциях: прямоугольная призма, пирамида.

1

+


5

Построение аксонометрических проекций призматических деталей

2


+

6

Построение аксонометрических проекций призматических деталей с вырезами

2

+

+

7

Построение аксонометрических проекций призматических деталей с отверстиями

2

+

+

8

Практическая работа: построение аксонометрических проекций детали

1


+

9

Аксонометрические проекции окружности. Правила построения овалов.

1

+


10

Построение аксонометрических проекций тел вращения: цилиндр, конус, усеченный конус

2

+

+

11

Построение аксонометрических проекций геометрических тел с отверстиями.

2

+

+

12

Формообразование. Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм)

1

+

+

13

Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм) с вырезами

2

+

+

14

Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм) с отверстием

2

+

+

15

Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение трех геометрических форм) с вырезами

2

+

+

16

Практическая работа: Построение изометрической проекции детали по чертежу.

2


+

17

Практическая работа: Построение диметрической проекции детали по чертежу.

1


+


Раздел №4

Сечения и разрезы

8



18

Сечения. Наложенные и вынесенные сечения.

1

+


19

Вынесенные сечения. Особые случаи выполнения.

1

+


20

Разрезы. Простые разрезы: фронтальный, горизонтальный, профильный.

3


+

21

Соединение половины вида с половиной разреза

1

+

+

22

Тонкие стенки и ребра жесткости в разрезах

1

+

+

23

Разрезы в аксонометрических проекциях

1

+

+





9 класс



п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Введение (Вводное занятие)

1

+

+

Основы технологии машиностроения и конструирования

Литье и обработка металлов давлением

5



2

Литье и обработка металлов давлением

1

+


3

Обработка резанием. Сварка

1

+


4

Термическая и химико-термическая обработка

1

+


5

Конструкционные материалы

1

+

+

6

Выполнение тематических заданий

1

+

+

Взаимозаменяемость и технические измерения

2



7

Взаимозаменяемость. Технические измерения

1

+

+

8

Выполнение тематических заданий

1

+

+

Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей

2



9

Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей

1

+


10

Выполнение тематических заданий

1


+

Общие сведения о конструировании и технологии машиностроения

2



11

Чтение технологической документации, разработка упрощенного технологического процесса изготовления несложной детали.

1

+


12

Выполнение тематических заданий

1


+

Резьба

3



13

Классификация резьбы, изготовление и контроль. Понятие и представления

1

+


14

Практическая работа. Чтение и изображение деталей с резьбой. Работа со справочной литературой

1

+

+

15

Изображение резьбы. Конструктивные элементы резьбы

1


+

Эскизы и чертежи деталей

2



16

Эскизы и рабочие чертежи деталей

1

+

+

17

Графическая работа «Чертеж детали».

1


+

Соединение деталей машин

4



18

Общие сведения о соединениях. Понятие и представления

1

+


19

Разъёмные соединения

1

+

+

20

Неразъёмные соединения

1

+

+

21

Графическая работа «Крепежные изделия и их соединения».

1


+

Сборочные чертежи. Передачи и механизмы

2



22

Передачи и механизмы. Типовые составные части изделий. Сборочные чертежи и спецификация. Схемы

1

+


23

Практическая работа. Выполнение тематических заданий

1

+

+

Технический проект. Разработка комплекта конструкторской документации сборочной единицы

5



24

Технический проект. Понятие и представления.


1

+


25

Выполнение эскизов. Подбор конструкционных материалов. Выбор параметров шероховатости поверхностей

1


+

26

Выполнение рабочих чертежей деталей

1


+

27

Выполнение сборочного чертежа. Составление и оформление спецификации

1


+

28

Защита технического проекта

1

+

+

Архитектурно-строительное и топографическое черчение

4



29

Общие сведения о строительных чертежах. Части зданий и их изображение

1

+


30

Особенности оформления архитектурно-строительных чертежей. Условные изображения и обозначения на архитектурно-строительных чертежах.

1

+

+

31

Практическая работа. Выполнение тематических заданий

1


+

32

Чертежи коммуникаций. Практическая работа. Чтение чертежей коммуникаций

1

+

+

Топографическое черчение

2



33

Общие сведения о топографических чертежах. Способы изображений на топографических чертежах

1

+

+

34

Условные знаки, применяемые в топографических чертежах. Чтение топографических карт

1

+

+



IV

Содержание программы

7 класс (34 часа)

Раздел 1: Геометрические тела. Перспективное построение тел. (8 часов)

Правила построения линейной и воздушной перспективы. Построение геометрических плоскогранных тел и тел вращения. Особенности построения конуса, усеченного конуса, цилиндра и шара. Построенияе куба, прямоугольных призм с четырехугольным и шестиугольным основаниями.

Раздел 2: Шрифт (8 часов)

История развития шрифта, шрифт как художественное выражение национальной особенности. Чертёжный шрифт: особенности написания, правила выполнения шрифтовой композиции. История развития пиктограммы и ее виды.

Раздел 3: Удивительные линии. (2 часов)

Линии чертежа: начертание, назначение.

Раздел 4: Геометрические построения (5 часов)

Деление отрезка, угла и окружности на равные части. Сопряжения. Орнамент в круге.

Раздел 5: Загадочные проекции (11 часов)

Сходства и различия графического художественного рисунка, аксонометрической проекции и чертежа одной детали. Прямоугольное параллельное проецирование как способ построения чертежа. Прямоугольное параллельное проецирование на одну и две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную. Виды чертежа.

8 класс (34 часа)

Раздел 1: Повторение. Проецирование. Чертеж детали (2 часа)

Повторение метода проецирования на три плоскости проекций. Построение третьего вида по двум заданным. Повторение правил оформления и выполнения чертежей. Повторение правил нанесения размеров.

Раздел 2: Аксонометрические проекции (24 часа)

Виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрическая и косоугольная фронтально диметрическая. Способы построения аксонометрических проекций. Построение призматических тел в аксонометрических проекциях. Построение окружности в аксонометрических проекциях: построение цилиндров, конусов, усеченных конусов, шара. Анализ сложных форм – формообразование. Построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух и трех геометрических форм с вырезами, цилиндрическими отверстиями.

Раздел 3: Сечения и разрезы (8ч)

Определение и назначение сечений. Сечение как способ выявления поперечной формы предмета. Наложенные и вынесенные сечения. Правила выполнения и обозначения разрезов. Соединения половины вида и половины разреза. Условное изображение тонких стенок и ребер жесткости в разрезе.


9класс(34часа)

Раздел1. Введение (Вводное занятие)(1 час)

Организация рабочего места и техника безопасности при выполнении чертежных работ. Повторение теоретического материала пройденного в прошлом учебном году.

Раздел 2.Основы технологии машиностроения и конструирования

Литье и обработка металлов давлением (5 часов)

Литейное производство. Определение.

Обработка металлов давлением. Определение.

Понятие о процессе резания металлов.

Сущность процесса сварки. Основные виды сварки. Виды сварных соединений

Термическая обработка металлов. Определение.

Химико-термическая обработка. Определение.

Общие сведения о материалах, применяемых в машиностроении. Конструкционные материалы.

Область применения и обозначения на чертежах.

Раздел 3. Взаимозаменяемость и технические измерения (2 часа)

Принцип взаимозаменяемости в машиностроении.

Средства измерения и контроля в машиностроении.

Раздел 4.Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей (2 часа)

Основные виды отклонений и допуски формы и расположения поверхностей по ГОСТ 24642 – 81 и ГОСТ 24643 – 81. Указание на чертежах предельных отклонений формы и расположения поверхностей ГОСТ 2.308 – 79.

Раздел 5. Общие сведения о конструировании и технологии машиностроения (2 часа)

Конструирование изделий как творческий процесс со свойственными ему закономерностями построения и развития. Особенности процесса конструирования: многовариантность решений, необходимость согласования принимаемых решений с общими и специфическими требованиями, предъявляемыми к конструкциям. Технологическая документация. Единая система технологической документации ЕСТД. Маршрутная карта, операционная карта, карта эскизов и другие технологические документы.

Раздел 6. Резьба (3 часа)

Резьба. Определение. Классификация резьбы. Способы изготовления и контроля резьбы. Стандартные и нестандартные виды резьбы. Обозначение резьбы.

Раздел 7 . Эскизы и чертежи деталей (2 часа)

Эскиз. Определение. Правила выполнения эскизов. Чтение и выполнение эскизов и чертежей деталей с применением необходимых видов, разрезов, сечений, выносных элементов, условностей и упрощений.

Раздел 8 . Соединение деталей машин (4 часа)

Общие сведения о соединении деталей машин. Разъемные и неразъемные соединения. Подвижные и неподвижные соединения.

Раздел 9. Сборочные чертежи. Передачи и механизмы (2 часа)

Общие сведения о передачах в машинах и станках.

Сборочный чертеж. Определение. Виды и назначение сборочных чертежей. Общие сведения о схемах.

Раздел 10. Технический проект. Разработка комплекта конструкторской документации сборочной единицы (5 часов)

Выбор темы (объекта) проектирования

Технический проект. Понятие и представления. Выполнение эскизов .Подбор конструкционных материалов. Выполнение сборочного чертежа

Раздел 11.Архитектурно-строительное и топографическое черчение

(4 часа)

Виды строительных чертежей – архитектурно-строительные, инженерно-строительные, топографические. Техническая документация для строительства здания. Руководящие документы при выполнении и оформлении строительных чертежей – стандарты ЕСКД, строительные нормы и правила (СН и П) и др.

Раздел 12 . Топографическое черчение (2 часа)

Топографические чертежи – топографические карты, планы, профили местности. Геодезия. Картография. Топография. Топографическая съёмка. Рельеф земной поверхности.















V

Методическое обеспечение программы



1. "Черчение. 9 класс. Учебник. ФГОС"

Автор: Ботвинников Александр Давыдович, Вышнепольский Игорь Самуилович, Виноградов Виктор Никонович

Издательство: Дрофа, Астрель, 2019 г.

2. "Черчение. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова и др" Автор: Виноградов Виктор Никонович, Вышнепольский Игорь Самуилович Издательство: АСТ, 2019 г.

3. "Черчение. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. ФГОС" Автор: Вышнепольский Владимир Игоревич Издательство: АСТ, 2019 г.






























VI


Система оценки достижения результатов обучающегося при выполнении заданий



Формы контроля знаний:


В процессе изучения программы «Графика в техническом творчестве» обучающиеся по каждой теме выполняют:

практические работы (для закрепления своих знаний и умений)

В конце каждого раздела выполняют:

творческий проект (для педагогического анализа полученных обучающимся знаний).


уровень

Критерии оценивания

Высокий уровень


  • полностью овладел программным материалом по теме, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;

  • выполняет обязательные практические и графические работы

  • аккуратно выполняет работы;

  • твердо знает все изученные условные изображения и обозначения,

  • ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности, которые легко исправляет с помощью учителя.


Средний уровень


  • полностью овладел основным программным материалом пол теме, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления;

  • правила изображения и условные обозначения знает;

  • сравнительно аккуратно выполняет работы;

  • выполняет обязательные практические и графические работы;

  • при выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.


Низкий уровень

  • основной материал знает не твердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя;

  • знает большинство изученных условностей изображения и обозначения,

  • обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно;

  • в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.



Календарно – поурочное планирование по программе дополнительного образования «Графика в техническом творчестве»

на 2020 – 2021 учебный год

7 класс.


Дата проведения

Коррекция


Тема

Основное содержание занятия

Практическая работа,

вид контроля


план

факт






Геометрические тела. Перспективное построение тел.

1-2




Линейная перспектива.

Повторение понятия линейная и воздушная перспектива. Правила построения линейной перспективы.


Графические упражнения «Перспективное изображение на плоскости улицы города»


3




Линейная и воздушная перспектива.

Правила построения простых геометрических фигур лежащих в горизонтальной плоскости: квадрат, круг, прямоугольник.

Графические упражнения «Перспективное построение на плоскости простых геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник».


4 -

5




Конструктивное построение тел вращения

Что такое тело вращения? Изучение правил построения тел вращения. Особенности построения конуса и цилиндра.

Графические упражнения «Конструктивное построение тел вращения: конуса и цилиндра».





Конструктивное построение тел вращения

Закрепление правил построения тел вращения. Особенности построения усеченного конуса и шара.

Графические упражнения «Конструктивное построение тел вращения: усеченного конуса и шара».



6 - 7




Конструктивное

построение тел призматической формы.

Что такое тела призматической формы? Изучение правила построения куба, прямоугольных призм с четырехугольным и шестиугольным основаниями.

Графические упражнения «Конструктивное построение тел призматической формы»

8




Конструктивное

построение пирамид.

Изучение и закрепление правила построения пирамиды с квадратным и шестиугольным основанием.


Графические упражнения «Конструктивное построение тел призматической формы»





Шрифт

9 -

10




Особенности чертёжного шрифта.


Особенности написания букв и цифр чертежного шрифта. Понятия: прописная и строчная буквы. Размеры букв чертежного шрифта: высота, ширина, толщина линии.

Правила размещения букв, слов и строк. Изображение букв и цифр чертежного шрифта №10 по сетке.




Изображение букв и цифр чертежного шрифта №7 и 5 по сетке. Написание фамилии, имени чертежным шрифтом.

11




Практическая работа «Шрифтовые композиции»

Правила выполнения шрифтовой композиции: расстояние между нижними линейками строк, расстояние между буквами в словах, расстояние между словами.

Закрепление навыков выполнения чертежного шрифта.

Подготовка листа к работе: разделение листа на строки, расчет ширины букв и слов. Написание стихотворения чертежным шрифтом.


12 -13




История шрифта. Его национальные особенности.

Что такое шрифт? История развития шрифта, шрифт как художественное выражение национальной особенности: немецкий шрифт, русская вязь, русский каллиграфический шрифт.


Изображение названия страны или города, используя национальные характерные особенности каллиграфии.

Создание монограммы.

Работа с оформительскими перьями и тушью.

14-15




Проект: «Новогодний плакат»

Особенности выполнения плакатов: размешение текста, рисунка. Соответствие текста, рисунка, цветового решения плаката.

Разработка эскиза плаката с использованием рекламно-оформительского шрифта.

Коллективная работа: Новогодний плакат.

16




Язык пиктографического шрифта.


Что такое пиктограммы? Знак как носитель информации, как предупреждение, как указание. История развития пиктограммы и ее виды.

Эскизы пиктограмм для образовательного учреждения

17




Возможности линии рисунка и чертежа

Удивительные линии. (2 часов)Как обозначить то что видим и то что не видим. Какая линия показывает симметричность предмета или отдельных элементов. Изучение правил начертания линий.


Начертание линий разного назначения. Эскиз бытовых предметов

18




Практическая работа: «Выполнение конструктивного рисунка натюрморта помощью линий чертежа».

Группа геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел.

Выполнение конструктивного рисунка натюрморта из двух предметов с помощью линий чертежа

19




Деление окружности на равные части.

Геометрические построения (5 часов)Правила построения окружностей на чертежах: построение штрихпунктирных центровых линий, проведение окружности по циркулю. деление окружности на равные части при помощи треугольников и циркуля


Деление окружности на 2,4 и 8 3, 6, 12 частей (деление на секторы, построение равносторонних многоугольников).

20 - 21




Практическая работа: «Геометрический орнаментальный рисунок».

Что такое орнамент. Геометрический орнамент в полосе, в круге, в квадрате и т.д. Паркетный орнамент как пример применения делений окружности на равные части.

Эскиз орнамента в круге с тоновым или цветным решением.






Эскиз рисунка паркета с тоновым или цветным решением.


22




Сопряжения.

Что такое сопряжения. Правила построений сопряжений. Использование сопряжений при проектировании игрушек, посуды, автомобилей и т.д.

Построение сопряжений: угла, прямой и окружности, окружностей.


23




Практическая работа:

«Изящная ваза»

Построении вазы с элементами сопряжений и геометрическим орнаментом.






Загадочные проекции

24




Луч определяет проекцию

Тень как проекция предмета, где все лучи выходят из одной точки (центральное проецирование). Построение падающих теней на горизонтальную плоскость земли.


Композиция «Пейзаж. Солнечный день»: лист с печатной основой дополнить построением теней.

25




Чертёж и рисунок

В чем сходства и различия графического художественного рисунка, аксонометрической проекции и чертежа одной детали.


Игра: Найдите сходства и отличия художественного рисунка и чертежа.

26




Построение чертежа плоской детали.

Знакомство с аппаратом проецирование. Прямоугольное параллельное проецирование плоской фигуры на одну плоскость проекций.


Построение чертежа несимметричной и симметричной плоских деталей.

27 -28




Проекции геометрических тел.

Знакомство с аппаратом проецирование. Прямоугольное параллельное проецирование на одну и две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную. Виды чертежа.

Построение проекций геометрических тел: куб, прямоугольная призма.

29




Практическая работа: «Проекции геометрических тел».

Построение проекций геометрических тел: шестиугольная призма и четырехугольная правильная пирамида.


30




Практическая работа: «Проекции тел вращения».



Построение проекций тел вращения: цилиндр, конус, усеченный конус.


31 - 32




Решение проекционных задач: Построение чертежа куба с призматическим и цилиндрическим отверстиями.


Закрепление знаний: построению проекций геометрических тел на три плоскости проекций. Выявление конструктивных особенностей деталей и построение их на видах чертежа.


Решение проекционных задач.

Построение чертежа куба с призматическим отверстием.

Построение чертежа прямоугольной призмы с вырезом и срезом.

Построение чертежа «кольца».


33 - 34




Решение проекционных задач: Построение чертежа прямоугольной призмы с вырезом и срезом.



Резерное время – 1 час

















Календарно – поурочное планирование по программе дополнительного образования «Графика в техническом творчестве»

на 2020– 2021 учебный год

8 класс.

ур

Дата проведения

Коррекция


Тема


Основное содержание занятия

Практическая работа,

вид контроля


план

факт


Повторение. Проецирование. Чертеж детали.

1




Повторение. Построение трёх проекций детали.


Повторение метода проецирования на три плоскости проекций. Построение третьего вида по двум заданным. Повторение правил оформления и выполнения чертежей. Повторение правил нанесения размеров.


Построение чертежа детали.

2




Повторение. «Чертёж детали»


Построение третьего вида детали по двум заданным (формат А4).





Аксонометрические проекции.

3




Трёхмерное изображение: аксонометрические проекции. Правила построения: куб


Виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрическая и косоугольная фронтально диметрическая. Способы построения осей аксонометрических проекций. Способы построения плоских фигур: треугольника и шестиугольника в аксонометрических проекциях. Построение прямоугольной призмы (параллелепипеда) и пирамиды в аксонометрических проекциях.


Построение плоских фигур в аксонометрических проекциях. Построения куба

4




Правила построения в аксонометрических проекциях: прямоугольная призма, пирамида.

Построение чертежа и аксонометрических проекций прямоугольной призмы и пирамиды

5 - 6




Построение аксонометрических проекций призматических деталей


Повторение метода проецирования ортогонального чертежа. Выполнение видов плоскогранных деталей и построение их аксонометрических проекцияй.

Правила выполнение на чертеже и аксонометрии призматических вырезов и плоскогранных срезов. Правила выполнения чертежей и аксонометрии деталей имеющих призматические отверстия и углубления

Построение аксонометрических проекций плоскогранных деталей

7 - 8




Построение аксонометрических проекций призматических деталей с вырезами

Построение аксонометрических проекций плоскогранных деталей с вырезами

9 - 10




Построение аксонометрических проекций призматических деталей с отверстиями


Построение аксонометрических проекций призматических деталей с отверстиями

11




Практическая работа: построение аксонометрических проекций детали


Построение аксонометрических проекций призматических деталей с отверстием и вырезом.

12




Аксонометрические проекции окружности. Правила построения овалов.

Построение окружностей в аксонометрических проекциях Алгоритм построения окружностей (овалов) в изометрической проекции на трех плоскостях.

Построение окружности в диметрической проекции во фронтальной плоскости и построения окружностей (овалов) в изометрической проекции на трех плоскостях.

13 - 14




Построение аксонометрических проекций тел вращения: цилиндр, конус, усеченный конус


Построения аксонометрических проекций цилиндров, конусов, усеченных конусов, шара. Закрепление алгоритма построения окружностей в изометрической проекции

Построение цилиндров в диметрии.

Построение изометрических проекций цилиндра, конуса, (усеченного конуса)

15 - 16




Построение аксонометрических проекций геометрических тел с отверстиями.

Способ построения изометрической проекции шестигранной прямоугольной призмы. Закрепление способов построения аксонометрий детали. Закрепление алгоритма построения окружностей в изометрической проекции.


Выполнение чертежа ( три вида и изометрическая и диметрическая проекции) шестигранной призмы с цилиндрическим отверстием.

17




Формообразование. Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм)

Анализ сложных форм – формообразование. Построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух геометрических форм. Закрепление алгоритма построения окружностей в изометрической проекции.

Построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух геометрических форм (прямоугольная призма и цилиндр)

18 - 19




Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм) с вырезами


Закрепление навыков построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух геометрических форм. Последовательность выполнения конструктивных особенностей деталей (вырезы, отверстия)

Закрепление алгоритма построения окружностей в изометрической проекции.

Построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух геометрических форм имеющей плоскогранные вырезы.

20 - 21




Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение двух геометрических форм) с отверстием

Построения аксонометрических проекций детали состоящей из двух геометрических форм с цилиндрическими отверстиями

22 - 23




Построение чертежа и аксонометрической проекции детали (соединение трех геометрических форм) с вырезами


Закрепление навыков построения аксонометрических проекций детали состоящей из трёх геометрических форм.

Построение чертежа и аксонометрической проекции детали, состоящей из трех геометрических форм и имеющей вырезы.

24 - 25




Практическая работа: Построение изометрической проекции детали по чертежу.


Повторение выполнение третьего вида чертежа по двум заданным. Закрепление навыков построения аксонометрических проекций.

Выполнение чертежа (три вида и изометрическая проекция)

26




Практическая работа: Построение диметрической проекции детали по чертежу.

Выполнение чертежа (три вида и диметрическая проекция)





Сечения и разрезы

27




Сечения. Наложенные и вынесенные сечения.

Общие сведения о сечениях. Определение и назначение сечений. Сечение как способ выявления поперечной формы предмета. Наложенные сечения: симметричные и несимметричные. Обозначение сечений.

Выполнение наложенных сечений.

28




Вынесенные сечения. Особые случаи выполнения.

Вынесенные сечения. Место расположения вынесенных сечений на чертеже. Обозначение вынесенных сечений. Правила выполнения особых случаев вынесенных сечений.


Построение и обозначение вынесенных сечений.

29 -31




Разрезы. Простые разрезы: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Определение, назначение и способ получения разрезов. Правила выполнения разрезов. Обозначение разрезов. Штриховка. Место расположения разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.


Выполнение простых разрезов: фронтального по контуру главного вида, горизонтального по контуру вида сверху, профильного по контуру вида сбоку (листы с печатной основой).

32




Соединение половины вида с половиной разреза

Правила соединения половины вида и половины разреза. Дополнение половины главного вида половиной разреза по наглядному изображению.


Завершение чертежа половиной вида и разреза, опираясь на вид сверху и вид слева.

33




Тонкие стенки и ребра жесткости в разрезах

Условное изображение тонких стенок и ребер жесткости в разрезе. Определение тонких стенок и ребер жесткости на чертеже.


Выполнение чертежа детали имеющую тонкую стенку

34







Разрезы в аксонометрических проекциях.





Резерное время – 1 час

Повторение аксонометрических проекций. Построение разреза в аксонометрии (выреза 1/4 детали). Правила нанесения штриховки в разрезе диметрической и изометрической проекциях.

Построение изометрической и диметрической проекций детали и выполнение разреза (выреза 1/4 детали).




Календарно – поурочное планирование по программе дополнительного образования «Графика в техническом творчестве»

на 2020– 2021 учебный год

9 класс.

ур

Дата проведения

Коррекция


Тема


Основное содержание занятия

Практическая работа,

вид контроля


план

факт


Введение (Вводное занятие)(1 час)


1




Введение (Вводное занятие)

Организация рабочего места и техника безопасности при выполнении чертежных работ. Повторение теоретического материала пройденного в прошлом учебном году.


практическая работа (Выполнение тематических заданий).






Основы технологии машиностроения и конструирования

Литье и обработка металлов давлением (5 часов)


2




Литейное производство

Определение. Свойства литейных сплавов – жидкотекучесть, усадка, ликвация. Приготовление жидкого металла. Температура заливки. Виды литья: литье в песчаные (земляные) формы, литье в металлические формы – кокиле, литье под давлением, центробежное литье и др. Достоинства и недостатки. Обработка металлов давлением. Определение. Способы обработки металлов давлением: прокатка, волочение, прессование, ковка, штамповка. Достоинства и недостатки.

практическая работа (Обозначение конструкционных материалов на чертежах деталей и в технической документации).

3




Понятие о процессе резания металлов.

Виды обработки резанием. Металлорежущие станки. Токарная обработка. Токарные резцы для различных видов обработки. Геометрия резца. Виды токарных работ. Фрезерная обработка. Фрезы. Виды фрезерования. Сверление. Сверла. Рассверливание отверстий. Другие виды обработки отверстий: зенкерование, зенкование, развертывание, раскатывание.

практическая работа (Обозначение конструкционных материалов на чертежах деталей и в технической документации).

4




Сущность процесса сварки.

Виды сварных соединений, в зависимости от расположения свариваемых деталей по ГОСТ 2601 – 74. Стандарты, регламентирующие основные типы, конструктивные элементы и условные обозначения сварных соединений. Условное изображение и обозначение швов сварных соединений ГОСТ 2.312 – 72. Чтение чертежей сварных соединений.


практическая работа (Обозначение конструкционных материалов на чертежах деталей и в технической документации).

5




Термическая обработка металлов.

Определение. Виды термообработки: отжиг, закалка, отпуск, нормализация, улучшение.

Химико-термическая обработка. Определение. Виды химико-термической обработки: цементация, азотирование, цианирование (нитроцементация), диффузионная металлизация.


практическая работа (Обозначение конструкционных материалов на чертежах деталей и в технической документации).

6




Общие сведения о материалах, применяемых в машиностроении.

Конструкционные материалы. Металлы и неметаллы. Физические, химические, механические и технологические свойства металлов. Черные металлы – чугуны и стали. Чугуны. Классификация, маркировка, свойства и область применения. Стали. Классификация стали. Конструкционные углеродистые и легированные стали. Инструментальные углеродистые и легированные стали. Область применения и обозначения сталей на чертежах. Твердые сплавы. Цветные металлы и сплавы. Легкие цветные металлы и сплавы. Тяжелые цветные металлы и сплавы. Область применения и обозначения на чертежах. Неметаллические материалы. Область применения и обозначения на чертежах.



практическая работа (Обозначение конструкционных материалов на чертежах деталей и в технической документации).






Взаимозаменяемость и технические измерения 2ч


7-8




Принцип взаимозаменяемости в машиностроении.

Определение взаимозаменяемости по ГОСТ 18831 – 73. Виды взаимозаменяемости. Необходимость взаимозаменяемости. Понятие о точности изготовления детали. Причины неточности. Размеры: номинальные, действительные и предельные. Ряды нормальных линейных размеров ГОСТ 6636 – 73. Отклонения. Допуск. Поле допуска. Графические изображения полей допусков. Посадки с зазором, с натягом и переходные. Характеристики посадок и их назначение. Системы допусков и посадок. Единая система допусков и посадок ЕСДП. Квалитеты. Рекомендуемые посадки на конкретные сопряжения. Связь вида обработки и степени точности (квалитета).

Средства измерения и контроля в машиностроении. Штангенинструменты. Микрометрические инструменты. Индикаторы часового типа. Калибры – скобы и пробки. Резьбомеры. Радиусомеры. Угломеры. Шаблоны. Эталоны. Техника измерений. Прямые и косвенные измерения. Измерения и контроль деталей.


практическая работа (Выполнение тематических заданий с использованием ИКТ. Измерение и контроль деталей).





Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей 2ч

9-10




Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей

Основные виды отклонений и допуски формы и расположения поверхностей по ГОСТ 24642 – 81 и ГОСТ 24643 – 81. Указание на чертежах предельных отклонений формы и расположения поверхностей ГОСТ 2.308 – 79.

Шероховатость поверхностей. Параметры шероховатости по ГОСТ 2789 – 73 – Ra, Rz, R max, S, Sm, t p. Соответствие степени точности и шероховатости поверхности. Связь чистоты поверхности и метода обработки. Оптимальная шероховатость поверхностей деталей при разных способах их образования. Нанесение на чертежах обозначений шероховатости поверхностей по ГОСТ 2.309 – 73.


Выполнение тематических заданий. Чтение и выполнение чертежей деталей с нанесением и обозначением шероховатости поверхностей





Общие сведения о конструировании и технологии машиностроения 2ч

11-12




Чтение технологической документации, разработка упрощенного технологического процесса изготовления несложной детали.

Особенности процесса конструирования: многовариантность решений, необходимость согласования принимаемых решений с общими и специфическими требованиями, предъявляемыми к конструкциям. Стадии разработки конструкторской документации по ГОСТ 2.103 – 68. Техническое предложение. Эскизный проект. Технический проект. Рабочая конструкторская документация. Этапы выполнения работ на каждой из стадий. Конструктивно-технологические особенности. Технологическая документация. Единая система технологической документации ЕСТД. Маршрутная карта, операционная карта, карта эскизов и другие технологические документы.


Чтение технологической документации, разработка упрощенного технологического процесса изготовления несложной детали





Резьба 3ч

13




Классификация резьбы, изготовление и контроль. Понятие и представления

Резьба. Определение. Классификация резьбы. Способы изготовления и контроля резьбы. Стандартные и нестандартные виды резьбы. Обозначение резьбы. Выход резьбы – сбеги, недорезы, проточки, фаски по ГОСТ 27148 – 86. Изображение резьбы. Конструктивные элементы резьб .


Чтение и изображение деталей с резьбой. Работа со справочной литературой. Изображение резьбы

14




Практическая работа. Чтение и изображение деталей с резьбой. Работа со справочной литературой

15




Изображение резьбы. Конструктивные элементы резьбы





Эскизы и чертежи деталей 2ч

16




Эскизы и рабочие чертежи деталей

Эскиз. Определение. Правила выполнения эскизов. Чтение и выполнение эскизов и чертежей деталей с применением необходимых видов, разрезов, сечений, выносных элементов, условностей и упрощений. Чертеж детали. Требования к рабочим чертежам деталей по ГОСТ 2.109 – 73.


Выполнение эскизов деталей.

Графическая работа «Чертеж детали»

17




Графическая работа «Чертеж детали».





Соединение деталей машин 4ч

18




Общие сведения о соединениях. Понятие и представления

Общие сведения о соединении деталей машин. Разъемные и неразъемные соединения. Подвижные и неподвижные соединения. Стандартные шпонки, шлицы, штифты, шплинты. Шпоночные, шлицевые, штифтовые и шплинтовые соединения деталей машин и их изображение на чертежах. ГОСТ 2.313 – 82.

Соединения резьбовые и их изображение на чертежах. Стандартные крепежные резьбовые изделия – болты, винты, шпильки, гайки, фитинги.

Разъёмные соединения. Методы стопорения резьбовых соединений. Стандартные шайбы. Болтовое соединение. Винтовое соединение. Шпилечное соединение. Трубное соединение. Действительные и упрощенные изображения крепежных деталей и их соединений. Изображения упрощенные и условные крепежных деталей ГОСТ 2.315 – 68.

Неразъемные соединения (кроме сварки). Соединения деталей заклепками, склеиванием, пайкой, сшиванием, металлическими скобками. Стандартные заклепки. Условные изображения и обозначения неразъемных соединений


Выполнение тематических заданий. Графическая работа «Крепежные изделия и их соединения»

19




Разъёмные соединения

20




Неразъёмные соединения

21




Графическая работа «Крепежные изделия и их соединения».





Сборочные чертежи. Передачи и механизмы 2ч

22-23




Передачи и механизмы. Типовые составные части изделий. Сборочные чертежи и спецификация. Схемы

Общие сведения о передачах в машинах и станках. Обозначение передач на кинематических схемах по ГОСТ 2.770 – 68. Условные изображения зубчатых колес, реек, червяков и звездочек цепных передач ГОСТ 2.402 – 75. Правила выполнения рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес ГОСТ 2.403 – 75. Выполнение эскиза цилиндрического прямозубого зубчатого колеса. Определение модуля, числа зубьев, длины общей нормали, подсчет основных параметров. Знакомство с чертежами конических зубчатых колес, червячных колес, червяков.

Изображение на сборочных чертежах типовых составных частей изделий. Изображение подшипников качения по ГОСТ 2.420 – 75. Изображение уплотнительных и смазочных устройств. Изображение пружин. Деталирование сборочного чертежа.

Сборочный чертеж. Определение. Виды и назначение сборочных чертежей. Требования к сборочным чертежам по ГОСТ 2.109 – 73. Оформление сборочного чертежа. Изображения, размеры, номера позиций, условности и упрощения на сборочном чертеже. Спецификация ГОСТ 2.108 – 68. Правила оформления и составления спецификации.

Общие сведения о схемах. Назначение схем. Виды и типы схем, их обозначение, а так же общие требования к выполнению схем по ГОСТ 2.701 – 68. Особенности схем различных типов. Кинематические схемы. Правила выполнения кинематических схем по ГОСТ 2. 703 – 68. Условные графические обозначения на кинематических схемах по ГОСТ 2.770 – 68.


Чтение и выполнение кинематических схем. Выполнение тематических заданий с использованием ИКТ. Чтение и деталирование сборочных чертежей.





Технический проект. Разработка комплекта конструкторской документации сборочной единицы 5ч

24




Технический проект. Понятие и представления.


Выбор темы (объекта) проектирования

Технический проект. Понятие и представления. Выполнение эскизов .Подбор конструкционных материалов. Выполнение сборочного чертежа


Выбор темы проекта. Постановка целей и задач. Подбор конструкционных материалов.

Выполнение рабочих чертежей деталей. Защита технического проекта

25




Выполнение эскизов. Подбор конструкционных материалов. Выбор параметров шероховатости поверхностей

26




Выполнение рабочих чертежей деталей

27




Выполнение сборочного чертежа. Составление и оформление спецификации

28




Защита технического проекта





Архитектурно-строительное и топографическое черчение4ч

29




Общие сведения о строительных чертежах. Части зданий и их изображение

Виды строительных чертежей – архитектурно-строительные, инженерно-строительные, топографические. Техническая документация для строительства здания. Руководящие документы при выполнении и оформлении строительных чертежей – стандарты ЕСКД, строительные нормы и правила (СН и П) и др. Прогрессивные строительные материалы и конструкции. Изображения на строительных чертежах – главный фасад, дворовый фасад, боковой фасад, план крыши, план этажа, план фундамента, вертикальные (продольные, поперечные) разрезы.

Фундамент. Конструкции фундаментов – ленточные, столбчатые, сплошные и свайные. Технология возведения фундаментов. Монолитные и сборные фундаменты. Стены. Материалы для стен. Стены внутренние и наружные. Части наружной стены – цоколь и карниз. Стены несущие (капитальные), самонесущие, не несущие. Перегородки. Перекрытия междуэтажные, чердачные, надподвальные. Крыша. Крыши чердачные и бесчердачные. Крыши скатные и плоские. Крыши односкатные, двухскатные, четырехскатные (вальмовые, шатровые, щипцовые, полувальмовые). Лестницы. Лестницы наружные и внутренние. Состав внутренних лестниц – марши и лестничные площадки. Элементы марша – проступь, подступенок, фризовые ступени.

Форматы, масштабы, линии, изображения на строительных чертежах. Размеры на строительных чертежах. Модульная координация размеров в строительстве (МКРС). Объёмно-планировочные элементы здания. Модульные координационные оси.

Графические обозначения материалов на строительных чертежах в сечениях и видах (фасадах) согласно ГОСТ 2.306-68. Условные графические изображения для вычерчивания генеральных планов. Условные обозначения элементов зданий – проёмов, окон, дверей, пандусов, лестниц, дымоходов, вентиляционных каналов и др. элементов в соответствии с ГОСТ 21.107-78. Условные обозначения санитарно-технических устройств по ГОСТ 2.786-70. Условные обозначения печей, плит, котлов, холодильников, мебели.

Генеральный план, его разработка, чтение и его выполнение. Алгоритм чтения генерального плана. Алгоритм составления и выполнения генерального плана. Чертежи фасадов зданий, их чтение и выполнение. Алгоритм чтения фасада здания. Алгоритм выполнения фасада здания. Планы зданий, их чтение и выполнение. Алгоритм чтения плана здания. Алгоритм выполнения плана здания. Разрезы зданий, их чтение и выполнение. Алгоритм чтения разреза здания. Алгоритм выполнения чертежа разреза здания. Алгоритм чтения комплекта архитектурно-строительной документации.

Чертежи и схемы водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения, электрических сетей. Генеральные планы коммуникаций. Чертежи внутренних систем коммуникаций. Условные графические обозначения на чертежах и схемах коммуникаций. Электрические схемы осветительного и силового оборудования, телефонных и радиосетей.


Знакомство со строительной документацией. Выполнение тематических заданий с использованием ИКТ. Чтение и выполнение архитектурно-строительных чертежей. Чтение чертежей коммуникаций

30




Особенности оформления архитектурно-строительных чертежей. Условные изображения и обозначения на архитектурно-строительных чертежах.

31




Практическая работа. Выполнение тематических заданий


32




Чертежи коммуникаций. Практическая работа. Чтение чертежей коммуникаций





Топографическое черчение 2ч

33




Общие сведения о топографических чертежах. Способы изображений на топографических чертежах

Топографические чертежи – топографические карты, планы, профили местности. Геодезия. Картография. Топография. Топографическая съёмка. Рельеф земной поверхности.

Построение топографических карт и планов. Уровенная поверхность Земли. Рельеф и ситуация местности. Контурный и топографический план местности. Генеральный план местности. Профили местности. Масштабы топографических чертежей. Численный и линейный масштаб карты. Изображение рельефа местности. Абсолютная и относительная высота. Высота сечения. Абсолютные и числовые отметки. Элементы рельефа – вершина, седловина, обрыв, уступ, лощина (долина, балка), хребет (отрог, увал), водораздельная линия, водосборная линия (тальвег).

Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Контурные, линейные и точечные условные знаки. Пояснительные надписи – собственные названия, числовые данные. Условные знаки для топографической карты – геодезические пункты, населённые пункты и их подписи, промышленные, сельскохозяйственные и социально культурные объекты, железные дороги, шоссейные и грунтовые дороги, ограждения, гидрография, рельеф, растительность, грунты.

Алгоритм чтения топографических карт.


Выполнение тематических заданий с использованием ИКТ.Вычерчивание условных знаков и фрагментов карт. Чтение топографических карт

34




Условные знаки, применяемые в топографических чертежах. Чтение топографических карт





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!