СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся класса «Хочу всё знать »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся класса «Хочу всё знать »»





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для обучающихся класса

«Хочу всё знать »






Срок реализации 1 год



Разработчики программы

учителя начальных классов

Кабанова И. А.























Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу всё знать» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру. Данная программа призвана продолжить развитие познавательных способностей обучающихся. В результате реализации программы ребята достигают значительных успехов в своём развитии, учатся полученные умения применять в учебной работе. Дополнительные сведения из различных областей жизни будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. Программа разработана на основе:

• Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

• Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

Цель: комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;

  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;

  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации;

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

Познавательный аспект.

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

  • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений .

Условия реализации программы

Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Бобровская СОШ №1 курс рассчитан на 34 часа в 3 – 4 классах (0,5 ч. в неделю, 34 учебные недели)



I. Общая характеристика учебного курса

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

• решение логических задач по разным отраслям знаний;

• работа с различными источниками информации;

• составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса



II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).



Личностные:

• расширение возможностей для творческого развития личности;

• установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные:

умение слышать и слушать партнёра;

уважать своё и чужое мнение;

учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по

различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта;

преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности;

умение ставить вопросы и находить ответы;

планирование своих действий под руководством учителя;

приобщение к исследовательской и проектной работе;

умение делать выводы и обобщения.


К концу учебного года ученик научится:

• владеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;

• мысленно устанавливать сходства и различия предметов;

• объединять предметы в группы ( самостоятельно или с помощью учителя);

• делить целое на части;

• составить описательный рассказ о явлениях;

• самостоятельно или с помощью учителя делать умозаключения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ученик получит возможность научиться:

• владеть основными логическими операциями;

• устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

• объединять и распределять предметы по группам;

• свободно оперировать обобщающими понятиями;

• мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

• находить закономерности в явлениях, уметь их описывать;

• при помощи суждений делать умозаключения; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.


III. Содержание курса внеурочной деятельности

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены блоками.

3 класс

  1. Удивительный мир природы (6 часов)

Режим дня. Планета Земля. Далеко ли до Солнца? Россия – Родина моя. Про зелёные леса и лесные чудеса. Диспут «Охранять природу – значит охранять Родину!» Кто как зимует.

  1. Заниматика (5 часов)

Логические задачи. Шарады. Ребусы. Сколько весит килограмм? Геометрия вокруг нас. Решение нестандартных задач. Игра «Весёлый счёт».

  1. Этот удивительный русский язык (5 часов)

Книги – помощники (словари, справочники, энциклопедии). Трудно ли быть грамотным? Фразеологизмы, пословицы и поговорки в нашей речи. Почему мы так говорим. Праздник славянской письменности и культуры.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Интеллектуальный марафон.



  1. класс



  1. Удивительный мир природы (6 часов)

Что такое семь чудес света?

Географические открытия в древности. Великие путешественники.

Животные-рекордсмены. Интересные сведения о животных и их особенностях. 

Загадки растений.

Хлеб - великое чудо Земли.

Проект «Наши лекари…»

  1. Заниматика (5 часов)

Интересные факты в числах.

Загадки- смекалки. Ребусы.

Решение олимпиадных задач.

Решение комбинаторных задач

Математическая викторина.

  1. Этот удивительный русский язык (5 часов)

Крылатые слова и афоризмы

Ох уж эти фразеологизмы!...

Русские пословицы и поговорки

Работаем над рифмами

Ассорти для любителей русского языка

  1. Итоговое занятие (1 час)

Интеллектуальный марафон.







IV. Тематическое планирование.

3 класс

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Удивительный мир природы (6 часов)

1

Режим дня.


1

Составление режима дня школьника; формирование правильных привычек

2

Планета Земля. Далеко ли до Солнца?

1

Определение формы земли, движение вокруг Солнца и собственной оси; формирование предпосылок научного мировоззрения

3

Россия – Родина моя.

1

Формирование умения различать государственную символику РФ и своего региона, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его центр.

4

Про зелёные леса и лесные чудеса.

1

Формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе; привитие любви к родной природе; работа в команде

5

Диспут «Охранять природу – значит охранять Родину!»

1

Учатся видеть и понимать проблему защиты окружающей среды 

6

Кто как зимует.

1

Выяснение, где и как зимуют птицы, растения и животные 

Заниматика (5 часов)

7

Логические задачи. Шарады. Ребусы.

1

Решение занимательных задач.

8

Сколько весит килограмм?

1

Знакомство с научно-популярной литературой.

9

Геометрия вокруг нас.

1

Формирование умения работать самостоятельно

10

Решение нестандартных задач.

1

Решение нестандартных задач.

11

Игра «Весёлый счёт».

1

Учатся работать в парах, в группах

Этот удивительный русский язык (5 часов)

12

Книги – помощники (словари, справочники, энциклопедии).

1

Знакомство со словарями, справочниками, энциклопедиями

13

Трудно ли быть грамотным?

1

Работа с памятками

14

Фразеологизмы, пословицы и поговорки в нашей речи.

1

Объяснение значений пословиц и поговорок, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

15

Почему мы так говорим.

1

Наблюдение  за особенностями собственной речи и умение оценивать её. 

16

Праздник славянской письменности и культуры.

1

Просмотр фильма «Деятельность 

Святых Кирилла и Мефодия» 

Итоговое занятие (1 час)

17

Интеллектуальный марафон.

1

 Развитие познавательной

 деятельности 





4 класс

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Удивительный мир природы (6 часов)

1

Что такое семь чудес света?




1

Знакомство с чудесами света

2

Географические открытия в древности. Великие путешественники.

1

Формирование представлений о географических открытиях и великих путешественниках

3

Животные-рекордсмены. Интересные сведения о животных и их особенностях. 


1

Знакомство с интересными фактами из жизни животных

4

Загадки растений.


1

Формирование представления учащихся о жизни растений; привитие любви к родной природе; работа в команде

5

Хлеб - великое чудо Земли.


1

Учатся видеть, понимать, бережно относиться к хлебу

6

Проект «Наши лекари…»

1

Выяснение представлений о лекарственных растениях 

Заниматика (5 часов)

7

Интересные факты в числах.


1

Знакомство с научно-популярной литературой.

8

Загадки- смекалки. Ребусы.


1

Решение задач на развитие логического мышления

9

Решение олимпиадных задач.


1

Формирование умения работать самостоятельно

10

Решение комбинаторных задач


1

Решение нестандартных задач.

11

Математическая викторина.


1

Учатся работать в парах, в группах

Этот удивительный русский язык (5 часов)

12

Крылатые слова и афоризмы


1

Знакомство с крылатыми выражениями и афоризмами

13

Ох уж эти фразеологизмы!...


1

Знакомство со смысловым значением фразеологизмов

14

Русские пословицы и поговорки


1

Объяснение значений пословиц и поговорок.

15

Работаем над рифмами


1

Наблюдение  за особенностями рифмы, подбор рифм к словам 

16

Ассорти для любителей русского языка


1

Развитие познавательных способностей 

Итоговое занятие (1 час)

17

Интеллектуальный марафон.

1

 Развитие познавательной

 деятельности 



V. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1. О.А.Захарова «Математика в практических заданиях» М. «Академкнига» 2012г.

2. О.А.Захарова «Практические задачи по математике» М. « Академкнига» 2012г.

3.Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова «Учимся решать комбинаторные задачи» Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2011год

3.Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.Москва «ВАКО» 2010год

4.Н.В.Матасова «Занимательный материал к урокам русского языка» Волгоград 2005год3. 5.Г.В.Раицкая «Олимпиадные задания» 1-4 кл. Самара «Учебная литература» 2010год.

6. Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002.

7. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.

8.Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

9.Языканова Е.В Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс –

  М.: Издательство «Экзамен», 2014г.

Приложение

Контрольно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема

Тип урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Удивительный мир природы (6 часов)

1

Режим дня.

УОНЗ




2

Планета Земля. Далеко ли до Солнца?

УОНЗ




3

Россия – Родина моя.

УОНЗ




4

Про зелёные леса и лесные чудеса.

УОНЗ




5

Диспут «Охранять природу – значит охранять Родину!»

УОНЗ




6

Кто как зимует.

УОНЗ




Заниматика (5 часов)

7

Логические задачи. Шарады. Ребусы.

УОНЗ




8

Сколько весит килограмм?

УОНЗ




9

Геометрия вокруг нас.

УОНЗ




10

Решение нестандартных задач.

УРК




11

Игра «Весёлый счёт».

УРК




Этот удивительный русский язык (5 часов)

12

Книги – помощники (словари, справочники, энциклопедии).

УОНЗ




13

Трудно ли быть грамотным?

УОНЗ




14

Фразеологизмы, пословицы и поговорки в нашей речи.

УОНЗ




15

Почему мы так говорим.





16

Праздник славянской письменности и культуры.

УРК




Итоговое занятие (1 час)

17

Интеллектуальный марафон.

УРК

 



















Приложение

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема

Тип урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Удивительный мир природы (6 часов)

1

Что такое семь чудес света?


УОНЗ




2

Географические открытия в древности. Великие путешественники.


УОНЗ




3

Животные-рекордсмены. Интересные сведения о животных и их особенностях. 


УОНЗ




4

Загадки растений.


УОНЗ




5

Хлеб - великое чудо Земли.


УОНЗ




6

Проект «Наши лекари…»


УРК




Заниматика (5 часов)

7

Интересные факты в числах.


УОНЗ




8

Загадки- смекалки. Ребусы.


УОНЗ




9

Решение олимпиадных задач.


УОНЗ




10


Решение комбинаторных задач

УРК




11

Математическая викторина.

УРК




Этот удивительный русский язык (5 часов)

12

Крылатые слова и афоризмы


УОНЗ




13

Ох уж эти фразеологизмы!...


УОНЗ




14

Русские пословицы и поговорки


УОНЗ




15

Работаем над рифмами


УОНЗ




16

Ассорти для любителей русского языка

УРК




Итоговое занятие (1 час)

17

Интеллектуальный марафон.

УРК