Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено
заседании МО методическим директором школы
учителей советом Приказ №__________
естественно- «__» ______2022г. От «___» _______2022г
исторического Протокол №_____ __________________
цикла Руководитель Печать школы
«__» ______2022г. Методсовета
Протокол №_____ _______________
Руководитель МО:
________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Зеленая лаборатория»
для 5-7 класса с использованием
оборудования центра «Точка роста»
на 2022 – 2023 учебный год
Составила:
учитель биологии
Ячменева А.И
2022
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6 и 7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-7 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий:
практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (4 часа)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (4 часа)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Московской области.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Проект «Редкие растения Забайкалья»
Раздел 3. Практическая зоология (6 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Забайкалья»
Раздел 4. Биопрактикум (2 часа)
Учебно -исследовательская деятельность. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции.
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематический план
Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Лаборатория Левенгука | 4 |
Практическая ботаника | 4 |
Практическая зоология | 6 |
Биопрактикум | 2 |
Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема занятий | Форма проведения |
| 1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ. | Беседа |
Лаборатория Левенгука (4 часа) | |
| 2 | Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование | Практическая работа «Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования» |
| 3 | Знакомство с устройством микроскопа. | Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов» |
| 4 | Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов | Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». |
| 5 | Мини-исследование «Микромир» | Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа» |
Практическая ботаника (4 часа) | |
| 6 | Определяем и классифицируем | Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». |
| 7 | Морфологическое описание растений | Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками). |
| 8 | Определение растений в безлиственном состоянии | Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии». |
| 9 | Редкие растения Забайкалья | Проектная деятельность |
Практическая зоология (6 часов) | |
| 10 | Система животного мира | Творческая мастерская |
| 11 | Определяем и классифицируем | Практическая работа по определению животных |
| 12 | Определяем животных по следам и контуру | Практическая работа «Определение животных по следам и контуру» |
| 13 | Определение экологической группы животных по внешнему виду | Лабораторный практикум «Определение экологической группы животных по внешнему виду». |
| 14 | Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке» | Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек |
| 15 | Проект «Красная книга Забайкалья » | Проектная деятельность |
Биопрактикум (2 часа) | |
| 16 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. |
| 17 | Экологический практикум. | Исследовательская деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях. |
| | Итого: 17 часов | |
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
цифровая лаборатория по биологии;
помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.
— М.: Просвещение, 1991.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
Микроскопы;
Цифровая лаборатория «Releon»;
Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.