СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6-7 классы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс «Основы финансовой грамотности» для 6-7 классов вводится в учебный план и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Данный курс относится к компоненту общеобразовательного учреждения, реализуется обязательным курсом (в рамках расписания учебных занятий).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6-7 классы»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ____________/К.С. Голосов/

Приказ от «_____»__________202__г. №________






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

6-7 классы







Срок реализации: 1 год




Автор:

Гуськова Елена Юрьевна,

учитель математики










2022 год





Пояснительная записка



Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) ), авторской программой Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсица, Ю.Н. Корлюговой, А.В. Половниковой «Финансовая грамотность. 5-7 классы» (2018) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6-7 классов в сфере экономики семьи.



Место предмета в учебном плане

Учебный курс «Основы финансовой грамотности»  для 6-7 классов вводится в учебный план и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Данный курс относится к компоненту общеобразовательного учреждения, реализуется обязательным курсом (в рамках расписания учебных занятий).

Согласно учебному плану МОКУ ООШ № 13 д. Мухино программа курса внеурочной

деятельности для 6-7 классов «Финансовая грамотность». Курс рассчитан на 34 часа – по 1 часу в неделю.























Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических

проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:

сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое

поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных

экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её

развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической

информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных

видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных стать ях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием

общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и

умозаключению);

  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием

интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая

грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по

финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,

экономических отношений в семье и обществе;

  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных

знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий

по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,

восстановления и активизации.

Коммуникативные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и

позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения

учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,

товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о

роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической

информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной

экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на

простых примерах;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение

путей их решения;

  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация

познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
















Содержание учебного курса

 

Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч)

Занятия Налоги.

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия:

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.

Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Компетенции:

  • объяснять, почему государство собирает налоги;

  • приводить примеры налогов;

  • описывать, как и когда платятся налоги;

  • рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

  • объяснять, почему вводятся акцизные налоги;

  • описывать последствия невыплаты налогов для граждан;

  • приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие Социальные пособия.

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия:

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

Компетенции:

  • объяснять, почему существуют социальные выплаты;

  • описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры

пособий;

  • находить информацию о социальных выплатах.

Занятия. Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 ч.)

Занятие Банковские услуги.

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия:

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.






Компетенции:

  • приводить примеры банковских услуг;

  • описывать условия вкладов и кредитов;

  • объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу;

  • объяснять, почему и как страхуются вклады;

  • находить информацию о вкладах и кредитах;

  • объяснять причины и последствия решений о взятии кредита;

  • объяснять условия кредита, приводить примеры;

  • рассчитывать проценты по депозитам и кредитам;

  • объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие Собственный бизнес.

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Основные понятия:

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Компетенции:

  • сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

  • объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый

бизнес;

  • объяснять, что такое бизнес-план;

  • приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие Валюта в современном мире.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия:

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Компетенции:

  • приводить примеры валют разных стран;

  • объяснять, что такое валютный курс;

  • находить информацию о валютных курсах;

  • проводить расчёты с валютными курсами.











Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6-7 классы

раздела

Название темы (раздела)

Количество часов

всего

Контр.

работы


Пр., лаб. работы

1

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

6

2

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

18

1

10

Итого:

34

2

16



































Календарно-тематическое планирование



№ урока

Тема раздела, урока

Дата

план

факт

Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства



2

Что такое налоги и почему их надо платить



3

Какие бывают налоги



4

Учимся считать налоги



5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»



6

Сравниваем налоги граждан разных стран



7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства



8

Как работает налоговая служба



9

Учебные мини-проекты «Налоги»



10

Что такое социальные пособия и какие они бывают



11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ



12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»



13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди



14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»



15

Обобщение результатов изучения раздела



16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»



Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов)

17

Для чего нужны банки



18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома



19

Какие бывают вклады



20

Что такое кредиты и надо ли их брать



21

Изучаем сайт Центрального банка РФ



22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья



23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы



24

Как работает банк



25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»



26

Что мы знаем о бизнесе



27

Как открыть фирму



28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы



29

Ролевая игра «Открываем фирму»



30

Что такое валюта и для чего она нужна



31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях



32

Обобщение результатов изучения раздела



33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»



34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Ролевая игра «Открываем фирму»






РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей-предметников.

протокол от «______»________________202_ года №_____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________202__г.