Администрация города Челябинска
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска»
(МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска)
Худякова ул., д.22, г. Челябинск, 454080
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практическая экология
для младших школьников»
(социальное направление, 1 класс)
Учитель: Верхозина С.А.
2023 – 2024 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В серии «Экология, окружающий мир и человек» для начального общего образования создан учебно-методический комплект «Практическая экология для младших школьников». Комплект является неотъемлемой частью регионального экологического проекта «Экологическое просвещение младших школьников Челябинской области как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью». Учебно-методический комплект издается по инициативе Министерства экологии Челябинской области и при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности будет разработана для 1 класса и состоит из разделов: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.
В данной Рабочей программе курса внеурочной деятельности представлен материал для 1 класса. Результаты освоения курса внеурочной деятельности представлены в форме личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Предметные результаты представлены в двух уровнях: обучающийся научится и обучающийся получит возможность научиться. Все результаты (личностные, метапредметные и предметные) сформулированы с учётом региональных особенностей.
Для проведения внеурочных занятий в первом классе разработаны следующие составляющие учебно-методического комплекта: Григорьева Е. В. Практическая экология для младших школьников: учебное пособие по курсу внеурочной деятельности для обучающихся первых классов начального общего образования / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 64 с., в том числе 12 стр. приложения к занятиям. (Экология, окружающий мир и человек) Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсу
внеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология для младших школьников», 1-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М. Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора. — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 72 с. (Экология, окружающий мир и человек)
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников»
Личностные результаты (к концу 1 класса):
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– сформированность уважительного отношения к природе родного края;
– воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды родного края;
– формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
– сформированность установки на принятие ценности природного мира родного края;
– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Метапредметные результаты (к концу 1 класса):
– сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
– сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
– сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включая электронные, цифровые);
– сформированность умения планировать и выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя;
– сформированность умений формулировать собственное мнение.
Предметные результаты (к концу 1 класса):
Обучающийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
– использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
– узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
– использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального кружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно - следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
(с указанием форм организации и видов деятельности)
1 класс (33ч, 1 час в неделю)
Раздел «Мир природы» Планета Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология.
Формы занятий: прогулка, проблемное обсуждение и беседа,
викторина, фотовыставка.
Практическая деятельность: выбор объектов для долгосрочного
наблюдения за их изменениями по сезонам года; фотографирование
объектов для наблюдения.
Раздел «Осенние события в мире природы» Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь. Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина, пигменты. Берёза, листопад, причины листопада. Окраска листьев сирени осенью, листовая и цветочная почки, почечные чешуйки. Насекомое божья коровка, питание, особенности поведения в холодное время года. Отличия окраски самца и самки утки-кряквы, их приспособленность к водной среде, особенности добывания корма, утки перелётные и оседлые.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом об экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Зимние события в мире природы» Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы. Особенности расположения хвоинок сосны, отличие хвои сосны от листьев берёзы, значение воскового налёта, покрывающего хвою в зимний период. Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя, распространение плодов и семян берёзы. Зимние силуэты ивы, дуба, липы, зимний покой деревьев и кустарников, пробуждение лиственных деревьев, процессы их питания и развития. Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек. Золотой и серебряный караси, особенности строения тела, питания и зимовки карасей. Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки. Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период. Обыкновенный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки. Кочующие птицы нашей местности, полная песня большой синицы – перелом зимы, особенности строения тела, питания и зимовки синиц, подкормка птиц.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом об экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Весенние события в мире природы» Роль снега в жизни травянистых растений, первоцветы в Челябинской области, особенности строения надземной и подземной частей мать-и-мачехи, приспособленность растения к условиям жизни. Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы, особенности их внешнего вида, размножения, питания и цикла жизни. Ласточки – перелётные птицы, деревенская, береговая и городская ласточки, особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование. Птичьи гнёзда, особенности гнёзд разных птиц, выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом об экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Экологический календарь: всемирные, международные и всероссийские праздники»
Экологический календарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территориях отдельных регионов и на всём земном шаре.
27 сентября – Всемирный день туризма: пропаганда туризма и здорового образа жизни, правила поведения в природе, ориентирование на местности, сбор мусора, наблюдение взаимосвязей в реальной природной среде.
1 октября – Международные дни наблюдения птиц: привлечение внимания к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.
4 октября – Всемирный день защиты животных: многообразие животных в Челябинской области и в целом на планете, особенности жизнедеятельности некоторых животных, значение национальных парков и зоопарков в сохранении и возможности наблюдения за животными.
26 октября – Международный день без бумаги: способы получения бумаги, возможности школьников в сохранении природных ресурсов, современные безбумажные технологии. Учимся разделять мусор: виды мусора и способы его сбора, доставки на полигоны, возможности школьников в рациональном использовании ресурсов.
12 ноября – Синичкин день: представление об отличиях в поведении зимующих и кочующих птиц нашей местности, способы подкормки зимующих птиц родного края.
14 марта – Международный день рек: представление о реках, морях, океанах на планете; самые крупные реки России и Челябинской области, роль воды в жизни человека, способы охраны водных богатств.
20 марта – День Земли: способы охраны обитателей живой природы, экологические акции, планета как общий «дом».
1 апреля – Международный день птиц: видовое разнообразие птиц, перелетные птицы Челябинской области, жизнь птиц в весенний период.
13 мая – Всероссийский день посадки леса: проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, лесные хозяйства Челябинской области, способы посадки деревьев и кустарников.
Формы занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом об экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников»
1 класс
№ | Дата | Тема | Кол – во часов | Примечание |
Мир природы (2часа) |
1 | | Зачем изучать изменения в природе родного края? | 1 | |
2 | | Экологический календарь: для чего он нужен? | 1 | |
Осенние события в мире природы (12 часов) |
1 | | Экологический календарь: 27 сентября - Всемирный день туризма. | 1 | |
2 | | Экологический календарь: 1 октября – Международные дни наблюдения птиц. | 1 | |
3 | | Какими бывают облака и дожди осенью. | 1 | |
4 | | Экологический календарь: 4 октября – Всемирный день защиты животных. | 1 | |
5 | | Почему осенью листья разноцветные? | 1 | |
6 | | Зачем берёзы листья сбрасывают? | 1 | |
7 | | Экологический календарь: 26 октября – Международный день без бумаги. | 1 | |
8 | | Что сирень в почках заготовила? | 1 | |
9 | | Учимся разделять мусор. | 1 | |
10 | | Что божьи коровки делают осенью? | 1 | |
11 | | Экологический календарь: 12 ноября – Синичкин день. | 1 | |
12 | | Почему утки улетают? | 1 | |
Зимние события в мире природы (10 часов) |
1 | | Про снежинки и снежную крупу. | 1 | |
2 | | Почему сосна хвоинки не сбрасывает? | 1 | |
3 | | Что берёза на снег разбросала? | 1 | |
4 | | Можно ли зимой «разбудить» дерево? | 1 | |
5 | | Где зимуют лягушки? | 1 | |
6 | | Почему карасю холод не страшен? | 1 | |
7 | | Как сороки зимуют? | 1 | |
8 | | Чьи следы на снегу? | 1 | |
9 | | Почему зимой ежа не встретишь? | 1 | |
10 | | Как синичка зиму провожает? | 1 | |
Весенние события в мире природы (9) |
1 | | Экологический календарь: 14 марта – Международный день рек. | 1 | |
2 | | Как узнать о приходе весны? | 1 | |
3 | | Экологический календарь: 20 марта – День Земли. | 1 | |
4 | | Чья жизнь была под снегом? | 1 | |
5 | | Какие превращения ждут бабочку? | 1 | |
6 | | Откуда прилетели ласточки? | 1 | |
7 | | Экологический календарь: 1 апреля – международный день птиц. | 1 | |
8 | | Из чего птицы гнёзда строят? | 1 | |
9 | | Экологический календарь: 13 мая – Всероссийский день посадки леса. | 1 | |