СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Виртуальная география России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление «Общеинтеллектуальное»

Для 8 класса

Возрастная группа – 14-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Виртуальная география России»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № __





ПРИНЯТО

Педагогическим советом
МАОУ лицей № __

Протокол № от « » августа 202 г.


Утверждаю:

Директор МАОУ лицей № ___

________

Приказ № от





Рабочая программа курса

внеурочной деятельности по географии

«Виртуальная география России»

Направление «Общеинтеллектуальное»

Для 8 класса

Возрастная группа – 14-15 лет





Составитель:

Учитель Макерова И.В.





Екатеринбург

2022





  1. Пояснительная записка

Содержание учебного онлайн курса внеурочной деятельности по географии «Виртуальная география России» соответствует требованиям ФГОС, требованиям Примерной основной образовательной программы и рабочих программ по предмету. Курс ориентирован на формирование у учащихся целостного и многоаспектного географического образа своей страны, развитие у них социально значимых качеств и выработку ценностных ориентаций к географическому знанию как научной отрасли и области будущей профессиональной деятельности.

Место внеурочной деятельности в учебном плане

Курс внеурочной деятельности направлен на реализацию социального направления во внеурочной деятельности и относится к части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Он рассчитан для 8-х классов на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю.


Цель курса:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и ее отдельных регионов.


Задачи курса:

  • развитие у школьников представления о России как о совокупности разнообразных территорий и, вместе с тем, субъекте мирового географического пространства, месте и роли России в современном мире;

  • формирование представлений о природных, социально-экономических объектах, процессах и явлениях, развивающихся в пространстве и во времени;

  • формирование у школьников информационных умений, позволяющих компетентно работать с разными источниками географической информации и решать задачи практической значимости;

  • продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При составлении материалов онлайн курса учитывался системно-деятельностный подход в обучении, ориентированный на такие компоненты учебной деятельности, как познавательная мотивация, учебная задача, способы решения поставленной задачи или проблемы, самоконтроль и самооценка. В ходе работы учащегося с учебным онлайн курсом достигаются планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


К планируемым личностным результатам курса «Виртуальная география России» относятся:

  • ценностные ориентации учащихся, отражающие осознание себя как жителя планеты Земля и конкретного региона;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • уважительное отношение к другим народам, их культуре, традициям; готовность следовать этическим нормам поведения при решении практических задач;

  • осознание роли географического знания в практической жизни каждого человека.

Метапредметные результаты курса «Виртуальные экскурсии по России» направлены на развитие следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

  • Умение выбирать средства для реализации цели деятельности и применять их на практике;

  • Умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности и оценивать ее результаты;

  • Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные УУД:

  • Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации в зависимости от цели деятельности;

  • Умения преобразовывать различные виды географической информации (из текста в картографическую, графическую, табличную и наоборот);

  • Умение критически оценивать содержание географической информации в различных источниках;

  • Умение сохранять и осуществлять презентацию результатов деятельности;

  • Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

  • Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • Умение отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • Умение использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • Умение выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • Умение использовать информацию с учетом этических норм.

Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему в основной школе раскрыть свои личные творческие способности.

Интернет-уроки составлены в соответствии с требованиями Фундаментального ядра содержания образования. Одновременно с этим предложены материалы повышенного и максимального уровня для обеспечения индивидуального подхода и принципа вариативности.

    1. Содержание освоения курса внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности по географии «Виртуальные экскурсии по России» простроено на основе информационного ресурса «Мобильное электронное образование», основной формой обучения являются интернет-уроки. На данных уроках обучение предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся:

проектная; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.

Формы деятельности:

участие в играх, выполнение упражнений, составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений), изготовление наглядных пособий, оформление альбомов, составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, анализ текста, участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах», использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов, выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции, подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций, исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.

Формы подведения итогов:

тестирование по материалам программы;

занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

индивидуальное моделирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, презентаций и других творческих работ.

Содержание курса «Виртуальные экскурсии по России».

Введение.
Географическое пространство России. Границы России Размеры территории.

Часовые пояса Географическое положение Россия в мире.
Освоение и изучение территории России.
Административно-территориальное деление. Районирование — основной метод географических исследований. Административно-территориальное устройство России.
Природные условия и ресурсы.
Рельеф и недра России. Формирование земной коры на территории России. Рельеф России. Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов. Изменение рельефа под воздействием внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование. Земная кора и человек.
Климат России. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат. Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны Распределение температуры воздуха по территории России. Распределение осадков и увлажнения по территории России Климатические пояса и области Климат и человек
Моря и внутренние воды России Особенности природы морей. Реки. Озёра, водохранилища, болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Вода и человек.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы и человек
Почвы. Почвы и факторы их образования. Почвы и человек.
Природно-хозяйственные зоны. Природные районы и природно-хозяйственные зоны. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре. Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Засушливые территории России. Горные области.
Особо охраняемые территории. Охрана природы и особо охраняемые территории
Население России Численность населения. Почему снижается численность населения. Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы Языки Религии Размещение населения Города России. Урбанизация Сельские поселения и сельское население Миграции населения. География миграций


Тематическое планирование курса «Виртуальная география России»


Название интернет-урока

Кол-во часов

Практическая работа

1

Введение

2

1

2

Географическое пространство России

3

2

3

Освоение и изучение территории России

3

2

4

Природные условия и ресурсы

1

1

5

Рельеф и недра России

2

2

6

Климат России

3

2

7

Моря и внутренние воды России

3

2

8

Растительный и животный мир

2

2

9

Почвы

2

2

10

Природно-хозяйственные зоны

5

4

11

Особо охраняемые территории

2

1

12

Население России

6

1

13

Резерв

1

-

Итого

35

22



Тематическое планирование курса «Виртуальная география России»


Название интернет-урока

Кол-во часов

Практическая работа

Формы

Введение (2 часа), 1

1

Введение

1


интернет-урок

2

Границы России

1

1.Хорошо ли иметь такие протяжённые границы и так много соседей? Ответьте на этот вопрос в форме эссе.

интернет-урок

эссе

Географическое пространство России (3 часа), 2

3

Географическое положение

1

2.Познакомьтесь с интерактивной схемой и вы сможете сформулировать существенные признаки, определяющие каждый вид географического положения. Результаты работы представьте в таблице.

интернет-урок проблемно-ценностное и досуговое общение

4

Россия в мире

1

3.Проанализируйте данные таблицы, сравните пригодные для проживания территории в разных странах и вы узнаете о связи размеров территории с новым понятием «жизненное пространство».

интернет-урок анализ и синтез статистических материалов

5

Творческое задание

1


Работа с интерактивными картами. Создание презентации

Освоение и изучение территории России (3 часа), 2

6

Освоение и изучение территории России

1

4.предстоит составить подробный отчет о путешествии с одним из путешественников и первооткрывателей на родину: как происходит освоение северо-востока Евразии к её центральной и северной частям, кого встретили на своем пути, с какими трудностями столкнулись. Как изменилась карта России в результате путешествия?

интернет-урок Создаём отчёт о путешествии

дискуссия

7

Районирование — основной метод географических исследований

1

5.Вам предложили поучаствовать в создании новой сетки административно-территориального деления России. Что в административно-территориальном устройстве нашей страны вы предложили бы изменить? Почему?

интернет-урок Выдвигаем гипотезу

8

Тематическая проверочная работа

1


интернет-урок Тест

Природные условия и ресурсы (1час), 1

9

Природные условия и ресурсы

1

6. Какими факторами определяется природно-ресурсный потенциал нашей страны?

интернет-урок

проводим экспертизу

Рельеф и недра России (2 часа), 2

10

Минеральные ресурсы и их использование

1

7.При поиске полезных ископаемых можно использовать современные методы (например, космический), новую сверхчувствительную технику, но большинство геологов для поиска новых месторождений предпочитает использовать геологическую и тектоническую карты. Почему?

интернет-урок

Создаем карту

11

Земная кора и человек

1

8.Рельеф оказывает влияние на размещение населения России и его хозяйственную деятельность. Где бы вы предпочли жить — на равнинах или в горах? Почему?

интернет-урок

Создаем карту

Климат России (3 часа), 2

12

Географическое положение и климат

1

9. задача — предположить, как изменится климат России под влиянием изменённых факторов. Какие при этом могут возникнуть погодные аномалии, а в каких случаях их можно будет избежать?

интернет-урок

Прогнозируем

13

Климат и человек

1

10. Составьте климатическую карту с учётом ваших изменений. Докажите, что изменённый вами климат будет более благоприятен для человека и его хозяйственной деятельности.

интернет-урок

прогнозируем

14

Творческая работа

1


интернет-урок

Отчет по теме (карта)

Моря и внутренние воды России (3 часа), 2

15

Моря и внутренние воды России Особенности природы морей. Реки. Озёра, водохранилища, болота.

1

11. В разделе про моря и внутренние воды вам необходимо разработать макет внутренних вод России, какими они станут в далёком будущем. Для написания технического задания для разработчиков вам необходимо дать содержательное описание того, как будут выглядеть реки, озёра и моря России через 10 000 лет. Помимо описания, вам нужно составить карту России, на которой показать все возможные будущие изменения гидросферы в пределах нашей страны.

интернет-урок

создаем карту

16

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Вода и человек.

1


интернет-урок

создаем карту

17

Творческий урок

1

12. Создание макета внутренних вод России

Создание макета

Досуговое общение

Растительный и животный мир (2 часа), 2

18

Растительный и животный мир.

1

13. Опишите, как изменятся ареалы их распространения и приспособленность к новым, более тёплым условиям среды обитания. Какие могут появиться новые виды растений и животных? Сделайте описание новых растений и животных с их особенными приспособлениями к новым условиям для художников и разработчиков спецэффектов.

интернет-урок

описание

19

Биологические ресурсы и человек

1

14. Проанализируйте диаграмму Структура земельных угодий России. Установите, какими растительными ресурсами занята большая часть земельных угодий России? Объясните полученный результат.

интернет-урок

карта

Почвы (2 часа), 2

20

Почвы и факторы их образования.

1

15. Дайте описание участка и возможной сельскохозяйственной деятельности на нём:

интернет-урок

проектируем

21

Почвы и человек.

1

16. Какие почвы формируются в районах с разным увлажнением?

интернет-урок

проектируем

Природно-хозяйственные зоны (5 часов), 4

22

Природные районы и природно-хозяйственные зоны.

1

17Составьте проект вашей будущей охраняемой территории. 

интернет-урок

проект

23

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

18. Описание взаимосвязей компонентов ПТК

интернет-урок


24

Природа лесных зон, лесостепей и степей.

1

19. Описание взаимосвязей компонентов ПТК

интернет-урок


25

Засушливые территории России. Горные области.

1

20. Описание взаимосвязей компонентов ПТК

интернет-урок


26

Творческая мастерская Природные условия и ресурсы России

1


Защита проекта

Особо охраняемые территории (2 часа), 1

27

Охрана природы и особо охраняемые территории

1

21. Составление презентации «сохранение ландшафтов вашего региона»

интернет-урок


28

Творческая работа по теме. Особо охраняемые территории

1


Защита Презентаций

Население России (6 часов), 1

29

Численность населения. Почему снижается численность населения

1

22. Какие проблемы, связанные с населением и его расселением, характерны для родного края? Разработайте план мероприятий по решению одной из них и проведите его защиту в классе.

Разрабатываем программу решения проблемы


30

Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы Языки Религии

1

Разрабатываем программу решения проблемы


31

Размещение населения Города России. Урбанизация Сельские поселения и сельское население

1

Разрабатываем программу решения проблемы


32

Миграции населения. География миграций

1

Разрабатываем программу решения проблемы

33

Презентации творческих работ

1


Круглый стол

34

Тематическая проверочная работа

1



35

Резерв

1







.