Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № __
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ лицей № __ Протокол № от « » августа 202 г. | Утверждаю: Директор МАОУ лицей № ___ ________ Приказ № от |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности по географии
«Виртуальная география России»
Направление «Общеинтеллектуальное»
Для 8 класса
Возрастная группа – 14-15 лет
Составитель:
Учитель Макерова И.В.
Екатеринбург
2022
Пояснительная записка
Содержание учебного онлайн курса внеурочной деятельности по географии «Виртуальная география России» соответствует требованиям ФГОС, требованиям Примерной основной образовательной программы и рабочих программ по предмету. Курс ориентирован на формирование у учащихся целостного и многоаспектного географического образа своей страны, развитие у них социально значимых качеств и выработку ценностных ориентаций к географическому знанию как научной отрасли и области будущей профессиональной деятельности.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности направлен на реализацию социального направления во внеурочной деятельности и относится к части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Он рассчитан для 8-х классов на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю.
Цель курса:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и ее отдельных регионов.
Задачи курса:
развитие у школьников представления о России как о совокупности разнообразных территорий и, вместе с тем, субъекте мирового географического пространства, месте и роли России в современном мире;
формирование представлений о природных, социально-экономических объектах, процессах и явлениях, развивающихся в пространстве и во времени;
формирование у школьников информационных умений, позволяющих компетентно работать с разными источниками географической информации и решать задачи практической значимости;
продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями;
формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При составлении материалов онлайн курса учитывался системно-деятельностный подход в обучении, ориентированный на такие компоненты учебной деятельности, как познавательная мотивация, учебная задача, способы решения поставленной задачи или проблемы, самоконтроль и самооценка. В ходе работы учащегося с учебным онлайн курсом достигаются планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К планируемым личностным результатам курса «Виртуальная география России» относятся:
ценностные ориентации учащихся, отражающие осознание себя как жителя планеты Земля и конкретного региона;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
уважительное отношение к другим народам, их культуре, традициям; готовность следовать этическим нормам поведения при решении практических задач;
осознание роли географического знания в практической жизни каждого человека.
Метапредметные результаты курса «Виртуальные экскурсии по России» направлены на развитие следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;
Умение выбирать средства для реализации цели деятельности и применять их на практике;
Умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности и оценивать ее результаты;
Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД:
Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации в зависимости от цели деятельности;
Умения преобразовывать различные виды географической информации (из текста в картографическую, графическую, табличную и наоборот);
Умение критически оценивать содержание географической информации в различных источниках;
Умение сохранять и осуществлять презентацию результатов деятельности;
Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные УУД:
Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Умение отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
Умение использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
Умение выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
Умение использовать информацию с учетом этических норм.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему в основной школе раскрыть свои личные творческие способности.
Интернет-уроки составлены в соответствии с требованиями Фундаментального ядра содержания образования. Одновременно с этим предложены материалы повышенного и максимального уровня для обеспечения индивидуального подхода и принципа вариативности.
Содержание внеурочной деятельности по географии «Виртуальные экскурсии по России» простроено на основе информационного ресурса «Мобильное электронное образование», основной формой обучения являются интернет-уроки. На данных уроках обучение предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся:
проектная; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.
Формы деятельности:
участие в играх, выполнение упражнений, составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений), изготовление наглядных пособий, оформление альбомов, составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, анализ текста, участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах», использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов, выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции, подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций, исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.
Формы подведения итогов:
тестирование по материалам программы;
занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
индивидуальное моделирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, презентаций и других творческих работ.
Содержание курса «Виртуальные экскурсии по России».
Введение.
Географическое пространство России. Границы России Размеры территории.
Часовые пояса Географическое положение Россия в мире.
Освоение и изучение территории России.
Административно-территориальное деление. Районирование — основной метод географических исследований. Административно-территориальное устройство России.
Природные условия и ресурсы.
Рельеф и недра России. Формирование земной коры на территории России. Рельеф России. Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов. Изменение рельефа под воздействием внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование. Земная кора и человек.
Климат России. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат. Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны Распределение температуры воздуха по территории России. Распределение осадков и увлажнения по территории России Климатические пояса и области Климат и человек
Моря и внутренние воды России Особенности природы морей. Реки. Озёра, водохранилища, болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Вода и человек.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы и человек
Почвы. Почвы и факторы их образования. Почвы и человек.
Природно-хозяйственные зоны. Природные районы и природно-хозяйственные зоны. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре. Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Засушливые территории России. Горные области.
Особо охраняемые территории. Охрана природы и особо охраняемые территории
Население России Численность населения. Почему снижается численность населения. Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы Языки Религии Размещение населения Города России. Урбанизация Сельские поселения и сельское население Миграции населения. География миграций
Тематическое планирование курса «Виртуальная география России»
№ | Название интернет-урока | Кол-во часов | Практическая работа |
1 | Введение | 2 | 1 |
2 | Географическое пространство России | 3 | 2 |
3 | Освоение и изучение территории России | 3 | 2 |
4 | Природные условия и ресурсы | 1 | 1 |
5 | Рельеф и недра России | 2 | 2 |
6 | Климат России | 3 | 2 |
7 | Моря и внутренние воды России | 3 | 2 |
8 | Растительный и животный мир | 2 | 2 |
9 | Почвы | 2 | 2 |
10 | Природно-хозяйственные зоны | 5 | 4 |
11 | Особо охраняемые территории | 2 | 1 |
12 | Население России | 6 | 1 |
13 | Резерв | 1 | - |
Итого | 35 | 22 |
Тематическое планирование курса «Виртуальная география России»
№ | Название интернет-урока | Кол-во часов | Практическая работа | Формы |
Введение (2 часа), 1 |
1 | Введение | 1 | | интернет-урок |
2 | Границы России | 1 | 1.Хорошо ли иметь такие протяжённые границы и так много соседей? Ответьте на этот вопрос в форме эссе. | интернет-урок эссе |
Географическое пространство России (3 часа), 2 |
3 | Географическое положение | 1 | 2.Познакомьтесь с интерактивной схемой и вы сможете сформулировать существенные признаки, определяющие каждый вид географического положения. Результаты работы представьте в таблице. | интернет-урок проблемно-ценностное и досуговое общение |
4 | Россия в мире | 1 | 3.Проанализируйте данные таблицы, сравните пригодные для проживания территории в разных странах и вы узнаете о связи размеров территории с новым понятием «жизненное пространство». | интернет-урок анализ и синтез статистических материалов |
5 | Творческое задание | 1 | | Работа с интерактивными картами. Создание презентации |
Освоение и изучение территории России (3 часа), 2 |
6 | Освоение и изучение территории России | 1 | 4.предстоит составить подробный отчет о путешествии с одним из путешественников и первооткрывателей на родину: как происходит освоение северо-востока Евразии к её центральной и северной частям, кого встретили на своем пути, с какими трудностями столкнулись. Как изменилась карта России в результате путешествия? | интернет-урок Создаём отчёт о путешествии дискуссия |
7 | Районирование — основной метод географических исследований | 1 | 5.Вам предложили поучаствовать в создании новой сетки административно-территориального деления России. Что в административно-территориальном устройстве нашей страны вы предложили бы изменить? Почему? | интернет-урок Выдвигаем гипотезу |
8 | Тематическая проверочная работа | 1 | | интернет-урок Тест |
Природные условия и ресурсы (1час), 1 |
9 | Природные условия и ресурсы | 1 | 6. Какими факторами определяется природно-ресурсный потенциал нашей страны? | интернет-урок проводим экспертизу |
Рельеф и недра России (2 часа), 2 |
10 | Минеральные ресурсы и их использование | 1 | 7.При поиске полезных ископаемых можно использовать современные методы (например, космический), новую сверхчувствительную технику, но большинство геологов для поиска новых месторождений предпочитает использовать геологическую и тектоническую карты. Почему? | интернет-урок Создаем карту |
11 | Земная кора и человек | 1 | 8.Рельеф оказывает влияние на размещение населения России и его хозяйственную деятельность. Где бы вы предпочли жить — на равнинах или в горах? Почему? | интернет-урок Создаем карту |
Климат России (3 часа), 2 |
12 | Географическое положение и климат | 1 | 9. задача — предположить, как изменится климат России под влиянием изменённых факторов. Какие при этом могут возникнуть погодные аномалии, а в каких случаях их можно будет избежать? | интернет-урок Прогнозируем |
13 | Климат и человек | 1 | 10. Составьте климатическую карту с учётом ваших изменений. Докажите, что изменённый вами климат будет более благоприятен для человека и его хозяйственной деятельности. | интернет-урок прогнозируем |
14 | Творческая работа | 1 | | интернет-урок Отчет по теме (карта) |
Моря и внутренние воды России (3 часа), 2 |
15 | Моря и внутренние воды России Особенности природы морей. Реки. Озёра, водохранилища, болота. | 1 | 11. В разделе про моря и внутренние воды вам необходимо разработать макет внутренних вод России, какими они станут в далёком будущем. Для написания технического задания для разработчиков вам необходимо дать содержательное описание того, как будут выглядеть реки, озёра и моря России через 10 000 лет. Помимо описания, вам нужно составить карту России, на которой показать все возможные будущие изменения гидросферы в пределах нашей страны. | интернет-урок создаем карту |
16 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Вода и человек. | 1 | | интернет-урок создаем карту |
17 | Творческий урок | 1 | 12. Создание макета внутренних вод России | Создание макета Досуговое общение |
Растительный и животный мир (2 часа), 2 |
18 | Растительный и животный мир. | 1 | 13. Опишите, как изменятся ареалы их распространения и приспособленность к новым, более тёплым условиям среды обитания. Какие могут появиться новые виды растений и животных? Сделайте описание новых растений и животных с их особенными приспособлениями к новым условиям для художников и разработчиков спецэффектов. | интернет-урок описание |
19 | Биологические ресурсы и человек | 1 | 14. Проанализируйте диаграмму Структура земельных угодий России. Установите, какими растительными ресурсами занята большая часть земельных угодий России? Объясните полученный результат. | интернет-урок карта |
Почвы (2 часа), 2 |
20 | Почвы и факторы их образования. | 1 | 15. Дайте описание участка и возможной сельскохозяйственной деятельности на нём: | интернет-урок проектируем |
21 | Почвы и человек. | 1 | 16. Какие почвы формируются в районах с разным увлажнением? | интернет-урок проектируем |
Природно-хозяйственные зоны (5 часов), 4 |
22 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны. | 1 | 17Составьте проект вашей будущей охраняемой территории. | интернет-урок проект |
23 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 | 18. Описание взаимосвязей компонентов ПТК | интернет-урок |
24 | Природа лесных зон, лесостепей и степей. | 1 | 19. Описание взаимосвязей компонентов ПТК | интернет-урок |
25 | Засушливые территории России. Горные области. | 1 | 20. Описание взаимосвязей компонентов ПТК | интернет-урок |
26 | Творческая мастерская Природные условия и ресурсы России | 1 | | Защита проекта |
Особо охраняемые территории (2 часа), 1 |
27 | Охрана природы и особо охраняемые территории | 1 | 21. Составление презентации «сохранение ландшафтов вашего региона» | интернет-урок |
28 | Творческая работа по теме. Особо охраняемые территории | 1 | | Защита Презентаций |
Население России (6 часов), 1 |
29 | Численность населения. Почему снижается численность населения | 1 | 22. Какие проблемы, связанные с населением и его расселением, характерны для родного края? Разработайте план мероприятий по решению одной из них и проведите его защиту в классе. | Разрабатываем программу решения проблемы |
30 | Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы Языки Религии | 1 | Разрабатываем программу решения проблемы |
31 | Размещение населения Города России. Урбанизация Сельские поселения и сельское население | 1 | Разрабатываем программу решения проблемы |
32 | Миграции населения. География миграций | 1 | Разрабатываем программу решения проблемы |
33 | Презентации творческих работ | 1 | | Круглый стол |
34 | Тематическая проверочная работа | 1 | | |
35 | Резерв | 1 | | |
.