СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный биолог»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный биолог»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области


рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО: _____ С. В. Писаренко

Протокол № 1 от «27» августа 2021г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково

Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Приказ № 162 от «31» августа 2021 г.

Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области ________С. Н. Кузьмичёва










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Юный биолог»

(естественнонаучная направленность)

форма организации образовательной деятельности – кружок 

Руководитель: учитель биологии











Составила: Сигналова Ю.А.,

учитель биологии







Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.9 ст.2, п.1 ст.48), соответствии с требованиями ФГОС ООО ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций), основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения МБОУ гимназия № 5 , в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Место курса в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Юный биолог» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится для обучающихся 1- 2 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Юный биолог»


Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • планета Земля – наш большой дом;

  • Солнце – источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

  • самоценность любого организма;

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем;

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

  • человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология – наука об общем доме;

  • экологические сообразные правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  • гербаризировать растения;

  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

  • выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.






















Содержание программы

Введение (9 ч)

Вводное занятие. Знакомство детей с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов.

Мы - жители планеты Земля. Моя малая Родина. Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. 8 планет Солнечной системы. Мой город, его история, моя улица и дом. Природа города.

Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. Расширить представления детей об осени как времени года и о признаках ранней осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня; характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери готовятся к зиме.

Что такое экология? Экология и мы. Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей средой. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки.

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Что такое окружающая среда и окружающая природа? Представление об окружающей природе и окружающей среде. Задание на улице: встать в круг, попросить посмотреть вокруг и всё, что нравится, нарисовать или сделать об этом запись вверху альбома; что не нравится - в середине; а на что не обратили сначала внимание – внизу.

Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Экологическая прогулка на школьный участок. Расширить представления детей об осени как времени года и об основных признаках золотой осени. Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений. Сбор гербария, побегов, листьев.

Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. Практическое наблюдение на улице за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка. Игра «Кто на планете первый?». Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. Человек – верный сын природы.

Принятие в юные экологи. Конкурс и выбор эмблемы, девиза: «Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки её мастеров».

Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан.

Неживое в природе (6 ч)

Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. Формирование представлений о неживой природе, её многообразии.

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Кислотные дожди. Опыты по составу почвы. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Просмотр коллекции «Виды почвы».

Значение почвы и меры по её охране. Выявление причин выпадения кислотных дождей, их влияние на окружающий мир.

Ноябрь – Листогной. Экскурсия в осенний парк. Признаки поздней осени. Обобщение детей о признаках осени. Правила уборки листопада.

Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?» Способы прогнозирования изменений в природе. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой. Обращение юных экологов. Практикум по определению движения солнца. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Ролевая игра «Пойми меня». Основные признаки времён года в неживой природе. Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Творческая работа «Что просила передать неживая природа?»

Декабрь – Студенец. Экскурсия в парк «Здравствуй, зимушка – зима».


Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (18 ч)

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Общее представление о живой природе, еѐ признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания.

Январь – Просинец. Кто улетел, а кто остался. Практикум «Хлебные крошки». Экскурсия на пришкольный участок. Распознавание растений в зимний период. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах.

Экологические связи неживой и живой природы. Расширение представлений учащихся об экологических связях неживой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Опыты по очистке воды. Формирование представлений о загрязнении воды и её очистке, воспитании ценностного и рачительного отношения к воде. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой.

Растение - живой организм. Разнообразие царства растений. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Обобщение представлений детей о растениях как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой, о многообразии растений. Биополе растений. Бережное отношение к растениям.

Экологические памятки для детей и взрослых. Экологические знаки. Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Экологические знаки, их необходимость. Защита своих разработок (экологических знаков).

Февраль – Бокогрей. Роль снега в жизни растений и животных. Самая красивая снежинка. Наблюдение. Зарисовка.

Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. Различные среды обитания растений. Работа с гербариями (разные экологические группы).

Хвойные и лиственные растения. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Понятия «Хвойное и лиственное растения». Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения области». Наблюдения за жизнью хвойных растений в парке.

Март – Протальник. Экскурсия «Встречаем красавицу весну». Наблюдение за изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их признаки.

Цветковые растения. Многообразие растений. Признаки цветковых растений.

Дикорастущие растения и культурные растения. Практическая работа с гербариями. Понятия «Дикорастущие растения», «культурные растения». Влияние человека на жизнедеятельность растений.

Разнообразие ягод. Царство грибов. Разнообразие ягодных растений. Знакомство с ягодными кустарниками, травянистыми ягодными растениями, ядовитыми ягодами. Правильный сбор ягод. Лечебные свойства ягод. Значение ягод в жизни растений. Грибы как часть живой природы. Значение грибов для человека, растений, животных. Многообразие грибов, в том числе съедобных и несъедобных. Грибы – накопители вредных веществ.

Апрель – Снегогон. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы.

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Опыты:

«Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений»,

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Посадка декоративных растений. Изготовление колышек и этикеток.

Размножение растений. Практическая работа «Размножение растений с помощью семян». Разные способы размножения (вегетативное и генеративное).

Май – Травень. Экскурсия «К нам пришѐл цветущий май». Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц, деятельностью человека.

Лекарственные растения. Разнообразие лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с гербарием лекарственных растений. Растения – лекари природы.

Заключение. Мы юные экологи (1 ч)

Обобщение проделанной экологической работы за год. Защита проектов. Летнее экологическое задание. Обобщение результатов экологической деятельности детей. Развитие потребности в экологически сообразном поведении. Летнее экологическое задание: гербарий, фотографии, выращивание, долговременное наблюдение за каким – либо растением, животным, сочинение, чтение литературы, составление коллекций и т.д.





















Тематический план внеурочного курса

«Юный биолог»

1 – 2 класс



п/п



Тема занятия

Количество часов


Часы



План

Факт

Введение (9 часов)

1.

Вводное занятие


1


2.

Мы - жители планеты Земля. Моя

малая Родина




3.

Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень

1



4.

Что такое экология? Экология и мы.




5.

Что такое окружающая среда

и окружающая природа?

1



6.

Октябрь – золотая осень. Октябрь –

Грязник.

1



7.

Организм и окружающая среда.

Место человека в мире природы




8.

Принятие в юные экологи.




9.

Первые уроки экологической этики. Невидимые нити




Неживое в природе (6 часов)

10.

Неживая природа




11.

Почва - святыня наша. Состав

и свойства почвы. Кислотные дожди




12.

Ноябрь – Листогной. Экскурсия в

осенний парк

1



13.

Погода. Климат. Прогноз погоды.

Предсказание погоды по народным приметам




14.

Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой. Обращение юных экологов




15.

Декабрь - Студенец

1



Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (18 часов)

16.

Живая природа. Приспособленность

видов к условиям жизни




17.

Январь – Просинец. Кто улетел, a

кто остался.

1




Практикум «Хлебные крошки».




18.

Экологические связи неживой и

живой природы




19.

Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных




20.

Растение - живой организм.

Разнообразие царства растений




21.

Экологические памятки для детей и взрослых. Экологические знаки




22.

Февраль – Бокогрей.

1



23.

Где мы растем и почему? При- способления растений к разным средам обитания




24.

Хвойные и лиственные растения




25.

Март - Протальник

1



26.

Цветковые растения




27.

Дикорастущие растения и

культурные растения




28.

Разнообразие ягод. Царство грибов




29.

Апрель - Снегогон

1



30.

Сельскохозяйственные опыты на

пришкольном участке

1



31.

Размножение растений




32.

Май - Травень

1



33.

Лекарственные растения

1



Заключение. Мы юные экологи (1 час)

34.

Обобщение проделанной экологической работы за год. Защита проектов. Летнее

экологическое задание





Итого:

34 часа







Список используемой литературы:

  1. Александрова, Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

  2. Атлас Самарской области// под редакцией Шнырѐва

  3. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

  4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО

«Книга», 1995.

  1. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.

  2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

  4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова

//Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989

  4. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.



Интернет – ресурсы:

1. www.school-collection.edu.ru

2. http://www.prosv.ru

3. www.it-n.ru,

4. www.zavuch.info






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!