Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО: _____ С. В. Писаренко Протокол № 1 от «27» августа 2021г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» августа 2021 г. | «Утверждаю» Приказ № 162 от «31» августа 2021 г. Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области ________С. Н. Кузьмичёва |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юный биолог»
(естественнонаучная направленность)
форма организации образовательной деятельности – кружок
Руководитель: учитель биологии
Составила: Сигналова Ю.А.,
учитель биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.9 ст.2, п.1 ст.48), соответствии с требованиями ФГОС ООО ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций), основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения МБОУ гимназия № 5 , в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Юный биолог» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится для обучающихся 1- 2 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юный биолог»
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
планета Земля – наш большой дом;
Солнце – источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем;
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология – наука об общем доме;
экологические сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
гербаризировать растения;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.
Содержание программы
Введение (9 ч)
Вводное занятие. Знакомство детей с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов.
Мы - жители планеты Земля. Моя малая Родина. Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. 8 планет Солнечной системы. Мой город, его история, моя улица и дом. Природа города.
Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. Расширить представления детей об осени как времени года и о признаках ранней осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня; характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери готовятся к зиме.
Что такое экология? Экология и мы. Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей средой. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки.
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Что такое окружающая среда и окружающая природа? Представление об окружающей природе и окружающей среде. Задание на улице: встать в круг, попросить посмотреть вокруг и всё, что нравится, нарисовать или сделать об этом запись вверху альбома; что не нравится - в середине; а на что не обратили сначала внимание – внизу.
Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Экологическая прогулка на школьный участок. Расширить представления детей об осени как времени года и об основных признаках золотой осени. Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений. Сбор гербария, побегов, листьев.
Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. Практическое наблюдение на улице за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка. Игра «Кто на планете первый?». Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. Человек – верный сын природы.
Принятие в юные экологи. Конкурс и выбор эмблемы, девиза: «Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки её мастеров».
Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан.
Неживое в природе (6 ч)
Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. Формирование представлений о неживой природе, её многообразии.
Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Кислотные дожди. Опыты по составу почвы. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Просмотр коллекции «Виды почвы».
Значение почвы и меры по её охране. Выявление причин выпадения кислотных дождей, их влияние на окружающий мир.
Ноябрь – Листогной. Экскурсия в осенний парк. Признаки поздней осени. Обобщение детей о признаках осени. Правила уборки листопада.
Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?» Способы прогнозирования изменений в природе. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой. Обращение юных экологов. Практикум по определению движения солнца. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Ролевая игра «Пойми меня». Основные признаки времён года в неживой природе. Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Творческая работа «Что просила передать неживая природа?»
Декабрь – Студенец. Экскурсия в парк «Здравствуй, зимушка – зима».
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (18 ч)
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Общее представление о живой природе, еѐ признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания.
Январь – Просинец. Кто улетел, а кто остался. Практикум «Хлебные крошки». Экскурсия на пришкольный участок. Распознавание растений в зимний период. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах.
Экологические связи неживой и живой природы. Расширение представлений учащихся об экологических связях неживой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.
Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Опыты по очистке воды. Формирование представлений о загрязнении воды и её очистке, воспитании ценностного и рачительного отношения к воде. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой.
Растение - живой организм. Разнообразие царства растений. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Обобщение представлений детей о растениях как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой, о многообразии растений. Биополе растений. Бережное отношение к растениям.
Экологические памятки для детей и взрослых. Экологические знаки. Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Экологические знаки, их необходимость. Защита своих разработок (экологических знаков).
Февраль – Бокогрей. Роль снега в жизни растений и животных. Самая красивая снежинка. Наблюдение. Зарисовка.
Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. Различные среды обитания растений. Работа с гербариями (разные экологические группы).
Хвойные и лиственные растения. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Понятия «Хвойное и лиственное растения». Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения области». Наблюдения за жизнью хвойных растений в парке.
Март – Протальник. Экскурсия «Встречаем красавицу весну». Наблюдение за изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их признаки.
Цветковые растения. Многообразие растений. Признаки цветковых растений.
Дикорастущие растения и культурные растения. Практическая работа с гербариями. Понятия «Дикорастущие растения», «культурные растения». Влияние человека на жизнедеятельность растений.
Разнообразие ягод. Царство грибов. Разнообразие ягодных растений. Знакомство с ягодными кустарниками, травянистыми ягодными растениями, ядовитыми ягодами. Правильный сбор ягод. Лечебные свойства ягод. Значение ягод в жизни растений. Грибы как часть живой природы. Значение грибов для человека, растений, животных. Многообразие грибов, в том числе съедобных и несъедобных. Грибы – накопители вредных веществ.
Апрель – Снегогон. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы.
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Опыты:
«Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений»,
«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Посадка декоративных растений. Изготовление колышек и этикеток.
Размножение растений. Практическая работа «Размножение растений с помощью семян». Разные способы размножения (вегетативное и генеративное).
Май – Травень. Экскурсия «К нам пришѐл цветущий май». Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц, деятельностью человека.
Лекарственные растения. Разнообразие лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с гербарием лекарственных растений. Растения – лекари природы.
Заключение. Мы – юные экологи (1 ч)
Обобщение проделанной экологической работы за год. Защита проектов. Летнее экологическое задание. Обобщение результатов экологической деятельности детей. Развитие потребности в экологически сообразном поведении. Летнее экологическое задание: гербарий, фотографии, выращивание, долговременное наблюдение за каким – либо растением, животным, сочинение, чтение литературы, составление коллекций и т.д.
Тематический план внеурочного курса
«Юный биолог»
1 – 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Часы | | |
План | Факт |
Введение (9 часов) |
1. | Вводное занятие | | 1 | |
2. | Мы - жители планеты Земля. Моя малая Родина | | | |
3. | Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень | 1 | | |
4. | Что такое экология? Экология и мы. | | | |
5. | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 1 | | |
6. | Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. | 1 | | |
7. | Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы | | | |
8. | Принятие в юные экологи. | | | |
9. | Первые уроки экологической этики. Невидимые нити | | | |
Неживое в природе (6 часов) |
10. | Неживая природа | | | |
11. | Почва - святыня наша. Состав и свойства почвы. Кислотные дожди | | | |
12. | Ноябрь – Листогной. Экскурсия в осенний парк | 1 | | |
13. | Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам | | | |
14. | Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой. Обращение юных экологов | | | |
15. | Декабрь - Студенец | 1 | | |
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (18 часов) |
16. | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | | | |
17. | Январь – Просинец. Кто улетел, a кто остался. | 1 | | |
| Практикум «Хлебные крошки». | | | |
18. | Экологические связи неживой и живой природы | | | |
19. | Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных | | | |
20. | Растение - живой организм. Разнообразие царства растений | | | |
21. | Экологические памятки для детей и взрослых. Экологические знаки | | | |
22. | Февраль – Бокогрей. | 1 | | |
23. | Где мы растем и почему? При- способления растений к разным средам обитания | | | |
24. | Хвойные и лиственные растения | | | |
25. | Март - Протальник | 1 | | |
26. | Цветковые растения | | | |
27. | Дикорастущие растения и культурные растения | | | |
28. | Разнообразие ягод. Царство грибов | | | |
29. | Апрель - Снегогон | 1 | | |
30. | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 1 | | |
31. | Размножение растений | | | |
32. | Май - Травень | 1 | | |
33. | Лекарственные растения | 1 | | |
Заключение. Мы – юные экологи (1 час) |
34. | Обобщение проделанной экологической работы за год. Защита проектов. Летнее экологическое задание | | | |
| Итого: | 34 часа | | |
Список используемой литературы:
Александрова, Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Атлас Самарской области// под редакцией Шнырѐва
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО
«Книга», 1995.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова
//Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989
Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
Интернет – ресурсы:
1. www.school-collection.edu.ru
2. http://www.prosv.ru
3. www.it-n.ru,
4. www.zavuch.info