СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по настольному теннису

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по настольному теннису»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа»













Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления


«Настольный теннис»






Составитель:

Третьяков Анатолий Семенович,

учитель физической культуры



















2020-2021 учебный год









Пояснительная записка


Настоящая программа по дисциплине «Настольный теннис» направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности учащихся.


При разработке программы использованы учебно-методические материалы:

  • Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004;

  • А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982;

  • Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979;

  • Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990.


Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

  • Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;

  • Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе».


Целью программы является освоение дисциплины «Настольный теннис».


Основными задачами программы являются:

  • Укрепление здоровья;

  • Содействие правильному физическому развитию;

  • Приобретение необходимых теоретических знаний;

  • Овладение основными приемами техники и тактики;

  • чувства дружбы.

  • Привитие учащимся организаторских навыков;

  • Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;

  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,

  • Подготовка учащихся к районным и республиканским соревнованиям.


Форма организации детей на занятии: групповая, в парах.


Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. 







Общая характеристика курса


Актуальность программы обусловлена доступностью игры в настольный теннис.

Играть в настольный теннис можно как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, а также в целом укреплению здоровья. Как и любой вид спорта, настольный теннис влияет на формирование личностных качеств ребенка, таких как коммуникабельность, воля, чувство товарищества, ответственность, дисциплинированность. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы, совершенствовать свои физические возможности и волевые качества.

Занятия настольным теннисом создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Кроме того, занятия настольным теннисом способствуют снятию физического и эмоционального напряжения учащихся после уроков, формированию целостности процесса психического и физического здоровья детей.


Адресат программы

К занятиям по настольному теннису допускаются все желающие, при отсутствии медицинских противопоказаний.

Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 11 лет.


Объем реализации программы

Учебно-тренировочная нагрузка на группу составляет 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов  в год.


Срок освоения программы - 3 года. 

Количество учащихся в группах:  1 года обучения - 15 человек,

                                                           2 год обучения – 12 человек,

                                                           3 год обучения – 10 человек.










Личностные и метапредметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В частности, в области физической культуры результаты заключаются в том числе во владении широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности, владении способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.

К концу освоения программы учащиеся

будут знать:

  • правила игры в настольный теннис;

  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • правила проведения соревнований;

  • как правильно распределять свою физическую нагрузку;

будут уметь:

  • проводить специальную разминку для теннисиста

  • применять основы техники и тактики игры в настольный теннис;

  • применять основы судейства в теннисе;

  • составлять график соревнований в личном зачете и определить победителя;

разовьют следующие качества:

  • координация движений, быстрота реакции и ловкость;

  • общая выносливость организма;

  • адаптивные возможности организма -  противостояние  условиям внешней среды стрессового характера;

  • коммуникабельность в результате коллективных действий.


Формы аттестации/контроля

Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.  

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.


Раздел III. Контрольные нормативы.


ОФП.

Показатель

Возраст

8-9

9-10

10-11

1

Бег 30 м сек.

6,5

6,2

6,0

2

Прыжок в длину с места (см)

105-115

120-130

135-140

3

Отжимание от стола (раз/мин)

10-20

21-27

30-34

4

Скакалка, одинарные прыжки за 45 сек.

60-70

75-80

85-90

5

Сгибание и разгибание туловища (мин.)

15

25

30

Техническая подготовка.

Технический прием

Кол-во ударов

Оценка

1

Набивание мяча ладонной стороной

100

Хорошо

65-80

Удовлетворительно

2

Набивание мяча тыльной стороной

100

Хорошо

65-80

Удовлетворительно

3

Набивание мяча поочередно

100

Хорошо

65-80

Удовлетворительно

4

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола

20 и более

Хорошо

От15 до 19

Удовлетворительно

5

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола

20 и  более

Хорошо

От 15 до 19

Удовлетворительно

6

Выполнение подачи справа накатом (из 10 попыток)

8

Хорошо

6

Удовлетворительно

7

Игра накатами справа по диагонали

30 и более

Хорошо

От 20 до 29

Удовлетворительно

8

Игра накатами слева по диагонали

30 и более

Хорошо

От 20 до 29

Удовлетворительно

Контрольно-переводные нормативы.

Показатель

Возраст

8-9

9-10

10-11

1

Двойной прыжок на скакалке за 45 сек.

35-40

41-50

51-60

2

Бег вокруг стола приставным шагом (с)

34-24

23,8-22,4

22,0-20,0

3

Перенос мяча (с)

45

41,0-40,0

37,0-35,0

Содержание и методика контрольных испытаний.

Скакалка, двойные прыжки. Испытуемый выполняет двойные (« оборота скакалки при 1 подскоке) прыжки.

Бег вокруг стола приставным шагом. Два круга в одну сторону, два – в другую. Упражнение заканчивается при касании угла стола.

Перенос мячей. Расстояние между столами 3 метра. Коробка 5 см высотой. В коробке 15 мячей. Испытуемый берет правый рукой мяч и переносит в противоположную коробку левой рукой. Упражнение закончено, когда последний мяч перенесен в коробку.

Содержание программы

1. Теоретические сведения – 6 часов 

Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;

 Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;

Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;

Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

Сведения о строении и функциях организма человека;

Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;

Правила игры в настольный теннис;


Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;

2. Общефизическая подготовка – 20 часов (развитие двигательных качеств)

Подвижные игры

ОРУ

Бег

Прыжки

Метания


3. Специальная физическая подготовка – 20 часов

Упражнения для развития прыжковой ловкости

Упражнения для развития силы

Упражнения для развития выносливости

Упражнения для развития гибкости  

Упражнения для развития внимания и быстроты реакции

4. Техническая подготовка -30 часов

техника хвата теннисной ракетки

жонглирование теннисным мячом

передвижения теннисиста

стойка теннисиста

основные виды вращения мяча

подачи мяча: «маятник», «челнок»

удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним вращением – «подрезка»)

5. Тактика игры – 31 часов

   -  Подачи мяча в нападении;

   -  Прием подач ударом;

   -  Удары атакующие, защитные;

    -  Удары, отличающиеся по длине полета мяча

   - Удары по высоте отскока на стороне соперника

6. Учебная игра – 29 часов

парные игры

«игра защитника против атакующего»

«игра атакующего против защитника»



Тематическое планирование


Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Раздел 1.Теоретические сведения 6


Тема 1.История возникновения настольного тенниса

1

1


Осуществляют поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Исследование


Тема 2.Правила техники безопасности при занятиях настольным теннисом

1

1



опрос


Тема 3. Правила игры по настольному теннису

1

1


Слушают рассказ, ведут беседу, слушают объяснение;

смотрят иллюстрации примеров, наблюдают демонстрацию позиций на доске.


Опрос


Тема 4. Сведения о строении и функциях организма человека

1

1


Опрос


Тема 5.Влияние физических упражнений на организм человека

1

1


Опрос


Тема 6. Оборудование мест занятий, инвентарь для занятий н/т

1

1


Опрос

Раздел 2.Общефизическая подготовка 20


Тема 1.Общеразвивающие упражнения

4


4

выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками.



Тема 2. Подвижные игры

4


4



Тема 3. Бег

4


4



Тема 4. Прыжки

4


4



Тема 5. Метания

4


4


Раздел3. Специальная физическая подготовка 20


Тема 1. Упражнения для развития силы.

5


5

выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками.



Тема 2. Упражнения для развития выносливости.

5


5



Тема 3. Упражнения для развития гибкости.

5


5



Тема 4. Упражнения для развития внимания и быстроты реакции.

5


5


Раздел 4. Техническая подготовка 30


Техника хвата теннисной ракетки.

1


1

выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками.



Жонглирование теннисным мячом.

2

1

1



Стойка теннисиста.

1

1




Передвижения теннисиста

1


1



Основные виды вращения мяча.

5

1

4



Подачи мяча: «маятник», «челнок».

10

1

9



Удары по теннисному мячу (толчок, подрезка).

10

1

9


Раздел 5 Тактика игры. 31


Подачи мяча в нападении.

7

2

5

выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками.



Прием подач ударом.

6

1

5



Удары атакующие, защитные.

6

1

5



Удары, отличающиеся по длине полета мяча.

6

1

5



Удары по высоте отскока на стороне соперника.

6

1

5


Раздел 6 Учебная игра. 29


Парные игры

11

2

9

выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками

Анализ партий между


Игра защитника против атакующего

9

1

8

Анализ партий между


Игра атакующего против защитника.

9

1

8

Анализ партий между


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Для занятий по программе требуется:

      спортивный школьный зал 12x24

      спортивный инвентарь  и оборудование:

теннисные ракетки и  мячи на каждого обучающегося

набивные мячи

перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук

скакалки для прыжков на каждого обучающегося

секундомер

гимнастические скамейки – 5-7 штук

теннисные столы - 4 штуки

сетки для настольного тенниса – 4 штуки

гимнастические маты – 8 штук

гимнастическая стенка

табло для подсчёта очков

волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч

Список используемой литературы.

  1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004

  2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982

  3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979

  4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990


Литература для обучающихся:

 Амелин А.Н.,  Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.

 Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.

 Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.

 Под редакцией Столбова В.В.. М. Радуга. 1982.

 Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.

 Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.

 Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.