МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление делами Президента Российской Федерации ФГБОУ "Прогимназия "Снегири"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-4 классов
Разработал: учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
Трунин О.Г.
г. Истра, с. Рождествено 2023
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители МВ. Буряк, СА. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
класс – 33 часа;
класс – 34 часа;
класс – 34 часа;
класс – 34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» сформирована с учетом рабочей программы воспитания.
Содержание курса 1 класса
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и Мишкин мед.
Финансовая грамотность
За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял.
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев.
Яблоко.
Содержание курса 2 класса
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим.
Тяжкий труд.
Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. Математическая грамотность
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы.
Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей.
Финансовая грамотность
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей.
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его
запасы.
Материал для плотин. Позвоночные животные.
Содержание курса З класса
Читательская грамотность
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги?
Математическая грамотность
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги.
Проверочные работы Проверь себя
Содержание курса 4 класса
Читательская грамотность
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.
Естественно-научная грамотность
Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.
Финансовая грамотность
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование.
Математическая грамотность
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в
кино.
Отправляемся в путешествие. Творческие работы
По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности.
Планируемые результате освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета.
Система оценки достижений планируемых результатов Обучение ведется по безотметочной системе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование курса 1 класса
п/п | Название тем | Количество часов | Формы внеурочной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные Уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
2. | Математическая грамотность | 8 | Библиотечные Уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
з. | Финансовая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
4. | Естественнонаучная грамотность | 9 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
| Итого | 33 | | |
Тематическое планирование курса 2 класса
п/п | Название тем | Количество часов | Формы внеурочной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Читательская грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
2. | Математическая грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
з. | Финансовая грамотность | 8,5 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
4. | Естественнонаучная грамотность | 8,5 | Библиотечные Уроки; Деловые беседы; Участие в научно- исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
| Итого | 34 | | |
Тематическое планирование курса 3 класса
п/п | Название тем | Количество часов | Формы внеурочной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
2. | Математическая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
З. | Финансовая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
4. | Естественнонаучная грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
5. | Проверочные работы | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Тематическое планирование курса 4 класса
п/п | Название тем | Количество часов | Формы внеурочной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресусы |
1. | Читательская грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
2. | Математическая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические мнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
З. | Финансовая грамотность | 8 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
4. | Естественно-научная грамотность | 8 | Библиотечные Уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://vk.com/ https://resh.edu.ru/ |
5. | Творческие работы | 2 | | |
| Итого | 34 | | |