СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Информатика» (4- А класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности  «Информатика» (4- А класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Информатика» (4- А класс)»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮТЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

« Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Мелитополь




РАССМОТРЕНО

На заседании Педагогического

совета учителей МБОО «СОШ № 11»

Протокол №

от « » 2022г.



СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР

МБОО « СОШ № 11»

И.Ю. Фефилова

« » 2022г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОО « СОШ № 11»

Д.Ю.Глек

Приказ №

от « » 2022г.







Рабочая программа

курса

 внеурочной деятельности

 «Информатика»

для 4- А класса начального общего образования

на 2022 – 2023 учебный год

                                 










Составитель: Добровольская Светлана Валентиновна







2022 – 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности «Информатика» разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;Основной образовательной программы.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами программы являются:

• формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

• формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

• овладение приемами и способами информационной деятельности;

• формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Программа предусматривает

Формы организации обучения:

– Коллективная и индивидуальная работа;

– работа в парах;

– практическая работа за компьютером.

Основные методы обучения: беседа, игра: познавательная, развивающая; проектная работа; практическая работа; наглядный.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации. коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих передучащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широкодоступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информаци- оной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации–справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести теле- фонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно- деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности.

Наиболее продуктивными на занятиях информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни, умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики. Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на занятиях информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.

Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для занятий – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практи- ческой информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный курс предназначен для обучающихся 4-А класса; рассчитан на 1 час внеделю/34 часа в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютернойтехники коллективного пользования, создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Мир информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.

Оценивание

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; установление причинно-следственных связей; самоконтроль; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), а также в других источниках информации;

2. Знаково-символическое моделирование:

- составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- опорные конспекты – знаково-символические модели.

* Смысловое чтение:

- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;

- работа с различными справочными информационными источниками.

* Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.

3.Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций.

Логические универсальные действия

1.Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.

2.Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3.Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Коммуникативные УУД

1.Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

2.Владение монологической и диалогической формами речи.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования.

Обучающиеся могут научиться:

  • Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

  • Соотносить результатынаблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

  • Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

  • Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).

  • В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.

  • При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.

  • При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

  • Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следованиеобразцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

  • Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.

  • Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение (1ч.)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.

Тема 2. Интернет и его возможности (2ч.)

Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.

Тема 3. Создание текста на компьютере (5ч.)

Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи WordArt. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.

Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6ч.)

Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приёмы рисования вPaint. Работа с фрагментами изображения. Создание новогоднего рисунка.

Тема 5. Выпуск Новогодней стенгазеты (2ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление Новогодней стенгазеты. Выставка работ.

Тема 6. Создание презентаций (6ч.)

Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».

Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или презентации.

Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».

Тема 9. Подведение итогов (4ч.)

Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». Итоговый урок. Выставка работ.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темазанятия

Дата план

Дата факт

Тема 1. Введение (1ч.)

1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.

02.09


Тема 2. Интернет и его возможности (2ч.)

2

Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет.

09.09


3

Работа с информацией, полученной через Интернет.

16.09


Тема 3. Создание текста на компьютере (5ч.)

4

Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста.

23.09


5

Ввод и редактирование текста.

30.09


6

Форматирование текста.

07.10


7

Вставка и редактирование рисунков. Надписи WordArt.

14.10


8

Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.

21.10


Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6ч.)

9

Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.

28.10


10

Сохранение, загрузка и печать изображения.

11.11


11

Приёмы рисования в Paint.

18.11


12

Работа с фрагментами изображения.

25.11


13

Создание новогоднего рисунка.

02.12


14

Создание новогоднего рисунка.

09.12


Тема 5. Выпуск Новогодней стенгазеты (2ч.)

15

Поиск и создание текстового и графического материала.

16.12


16

Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.

23.12


Тема 6. Создание презентаций (6ч.)

17

Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентации.

30.12


18

Макет и дизайн слайда.

13.01


19

Вставка фигур, рисунков.

20.01


20

Настройка анимации.

27.01


21

Создание презентации «День защитника Отечества».

03.02


22

Создание презентации «День защитника Отечества».

10.02


Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3ч.)

23

Поиск и создание текстового и графического материала.

17.02


24

Создание поздравительной открытки или презентации.

03.03


25

Создание поздравительной открытки или презентации.

10.03


8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.)

26

Поиск и создание текстового и графического материала.

17.03


27

Создание открытки для ветерана.

31.03


28

Поиск и создание текстового и графического материала.

07.04


29

Создание презентации на тему «Город-герой».

14.04


30

Создание презентации на тему «Город-герой».

28.04


Тема 9. Подведение итогов (4ч.)

31

Создание презентации «Наш дружный класс».

05.05


32

Создание презентации «Наш дружный класс».

12.05


33

Урок-викторина «Увлекательный мир информатики».

19.05


34

Итоговый урок. Выставка работ.

26.05