МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮТЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
« Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Мелитополь
РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета учителей МБОО «СОШ № 11» Протокол № от « » 2022г. | СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР МБОО « СОШ № 11» И.Ю. Фефилова « » 2022г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОО « СОШ № 11» Д.Ю.Глек Приказ № от « » 2022г. |
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Информатика»
для 4- А класса начального общего образования
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Добровольская Светлана Валентиновна
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности «Информатика» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;Основной образовательной программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами программы являются:
• формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
• формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
• овладение приемами и способами информационной деятельности;
• формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Программа предусматривает
Формы организации обучения:
– Коллективная и индивидуальная работа;
– работа в парах;
– практическая работа за компьютером.
Основные методы обучения: беседа, игра: познавательная, развивающая; проектная работа; практическая работа; наглядный.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации. коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих передучащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широкодоступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информаци- оной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации–справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести теле- фонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.
В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно- деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности.
Наиболее продуктивными на занятиях информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни, умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики. Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на занятиях информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.
Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для занятий – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практи- ческой информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс предназначен для обучающихся 4-А класса; рассчитан на 1 час внеделю/34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютернойтехники коллективного пользования, создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Мир информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Оценивание
Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; установление причинно-следственных связей; самоконтроль; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), а также в других источниках информации;
2. Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- опорные конспекты – знаково-символические модели.
* Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками.
* Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
3.Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций.
Логические универсальные действия
1.Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
2.Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
3.Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Коммуникативные УУД
1.Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
2.Владение монологической и диалогической формами речи.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования.
Обучающиеся могут научиться:
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
Соотносить результатынаблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следованиеобразцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение (1ч.)
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.
Тема 2. Интернет и его возможности (2ч.)
Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.
Тема 3. Создание текста на компьютере (5ч.)
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи WordArt. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6ч.)
Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приёмы рисования вPaint. Работа с фрагментами изображения. Создание новогоднего рисунка.
Тема 5. Выпуск Новогодней стенгазеты (2ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление Новогодней стенгазеты. Выставка работ.
Тема 6. Создание презентаций (6ч.)
Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».
Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или презентации.
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».
Тема 9. Подведение итогов (4ч.)
Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». Итоговый урок. Выставка работ.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темазанятия | Дата план | Дата факт |
Тема 1. Введение (1ч.) |
1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере. | 02.09 | |
Тема 2. Интернет и его возможности (2ч.) |
2 | Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. | 09.09 | |
3 | Работа с информацией, полученной через Интернет. | 16.09 | |
Тема 3. Создание текста на компьютере (5ч.) |
4 | Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. | 23.09 | |
5 | Ввод и редактирование текста. | 30.09 | |
6 | Форматирование текста. | 07.10 | |
7 | Вставка и редактирование рисунков. Надписи WordArt. | 14.10 | |
8 | Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках. | 21.10 | |
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6ч.) |
9 | Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. | 28.10 | |
10 | Сохранение, загрузка и печать изображения. | 11.11 | |
11 | Приёмы рисования в Paint. | 18.11 | |
12 | Работа с фрагментами изображения. | 25.11 | |
13 | Создание новогоднего рисунка. | 02.12 | |
14 | Создание новогоднего рисунка. | 09.12 | |
Тема 5. Выпуск Новогодней стенгазеты (2ч.) |
15 | Поиск и создание текстового и графического материала. | 16.12 | |
16 | Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ. | 23.12 | |
Тема 6. Создание презентаций (6ч.) |
17 | Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентации. | 30.12 | |
18 | Макет и дизайн слайда. | 13.01 | |
19 | Вставка фигур, рисунков. | 20.01 | |
20 | Настройка анимации. | 27.01 | |
21 | Создание презентации «День защитника Отечества». | 03.02 | |
22 | Создание презентации «День защитника Отечества». | 10.02 | |
Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3ч.) |
23 | Поиск и создание текстового и графического материала. | 17.02 | |
24 | Создание поздравительной открытки или презентации. | 03.03 | |
25 | Создание поздравительной открытки или презентации. | 10.03 | |
8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.) |
26 | Поиск и создание текстового и графического материала. | 17.03 | |
27 | Создание открытки для ветерана. | 31.03 | |
28 | Поиск и создание текстового и графического материала. | 07.04 | |
29 | Создание презентации на тему «Город-герой». | 14.04 | |
30 | Создание презентации на тему «Город-герой». | 28.04 | |
Тема 9. Подведение итогов (4ч.) |
31 | Создание презентации «Наш дружный класс». | 05.05 | |
32 | Создание презентации «Наш дружный класс». | 12.05 | |
33 | Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». | 19.05 | |
34 | Итоговый урок. Выставка работ. | 26.05 | |