СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Предмет: «Моя художественная практика» для обучающихся 1-4 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель примерной программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности Предмет: «Моя художественная практика» для обучающихся 1-4 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края‌‌

Управление образования Администрации Иланского района‌

МБОУ "Южно-Александровская СОШ №5"




РАССМОТРЕНО

Методический совет

Протокол № 8

от 30.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

Новикова О.И.

от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "Южно-Александровская СОШ № 5"

________________________

Коврижных Л.А.

110-од от 30.08.2023г.














Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Предмет: «Моя художественная практика»



для обучающихся 1-4 классов


















с. Южно-Александровка 2023

Пояснительная записка.


Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации

№ 286 от 31 мая 2021 г .) и с учётом примерной рабочей про- граммы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) .

Цель примерной программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:
  • развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;

  • формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;

  • знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;

  • овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архи- тектуры и дизайна;

  • приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами .

  • Реализация программы
  • Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).

  • Курс рассчитан на 135 занятий (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

  • Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного года составляет 33 недели. Ступенчатый характер постепенного наращивания внеурочной деятельности согласно нормам СанПиНа: в сентябре – в декабре по 35 минут, в январе – в мае – по 40 минут.

  • Для обучающихся 2-4 классов продолжительность учебного года составляет 34 недели, а занятий внеурочной деятельности – 40 минут.

Сроки освоения программы: в 1 класс - 33 ч часа 1 час в неделю;2-4 класс — 34 часа 1 час в неделю.

Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие:

  • художественно-творческая практика;

  • творческие занятия;

  • творческий проект;

  • выставка-конкурс;

  • квест;

  • пленэр и фотопленэр;


  • мастер-класс;

  • экскурсии;

  • виртуальные путешествия и др .

Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно- творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты .

Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология»,

«Информатика».

Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:

  • выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т .д .;

  • выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);

  • защиты проектов .


Содержание курса 1-2 класс

ЖИВОПИСЬ

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт

«от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

ГРАФИКА

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

СКУЛЬПТУРА

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка фигуры человека и животных. АППЛИКАЦИЯ

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.

БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение предметов пышных форм. ОРГАНИЗАЦИИ И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.


3 класс Модуль «Графика»


Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (тушь, цветные ручки, фломастеры). Графические техники изображения. Компьютерная графика .

Графическая практика

Содержание. Макет настольной игры-ходилки. Расположение иллюстраций и текста на развороте игры. Календарь-открытка. Композиция календаря-открытки: особенности ком- позиции, совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисование календаря-открытки или аппликация. Компьютерная графика . Рисование обитателей морского дна .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение эскизов карманных календарей, рисунков для календарей тушью, цветными ручками; создание календарей с помощью компьютерной графики; работа над проектом игры-ходилки: рисование карты морского путешествия, фишек-кораблей, изображение обитателей морского дна .

Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект, игра-ходилка; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка-конкурс творческих работ на сайте школы, в творческом блоке, группе в соцсети или в реальном формате; виртуальное путешествие; проведение занятий в компьютерном классе школы.

Модуль «живопись»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет). Техники гризайля, акварели по восковому рисунку . Основы цветоведения .

Живописная практика

Содержание. Сюжетные композиции «В цирке», «Мечты о лете» и сюжет по выбору (по памяти и представлению); использование гуаши или акварели. Гуашь по цветной бумаге, совмещение с техникой граттажа. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Изображение лица человека. «Натюрморт-портрет» из природных форм и предметов. Смешанная техника: восковые мелки и акварель.

Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники гризайль; работа над изображением цветов в разных техниках; работа на пленэре; создание композиции портрета из овощей, фруктов и ягод, цветовое решение; выполнение сюжетных композиций разной тематики в разных формах по материалам фотографий, выполненных на пленэре, и просмотра видеозарисовок.

Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс, пленэр; фотографирование на пленэре; создание видеозарисовок; коллективная работа и работа в творческих группах; вернисаж; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .

Модуль «Скульптура»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок . Материалы (художественные и нехудожественные), инструменты . Приёмы лепки . Техника безопасности .

Практика по лепке

Содержание. Мелкая пластика: фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики. Игрушки из подручного нехудожественного материала, приёмы создания образа. Персонажи на основе сюжета известной басни. Парковая (городская) скульптура. Выражение пластики движения в скульптуре.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: разработка серии статуэток по мотивам гжельской майолики; создание куклы-марионетки из нехудожественного материала; выполнение коллективной скульптурной композиции героев басен; работа над творческим проектом уличной скульптуры по фотоматериалам.

Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; игра в куклу-марионетку; творческий проект; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; виртуальная или реальная экскурсия в парк «Музеон»

г . Москвы; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .

Модуль «декоративно-прикладное искусство»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Аквагрим . Техника безопасности .


Декоративно-прикладная практика

Содержание. Роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»). Декоративная цветочная композиция . Маски сказочных героев . Орнаменты для росписи ткани. Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных композиций. Проект сувениров из нехудожественных материалов .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композицией-импровизацией по мотивам традиционной росписи (жо- стовские или павловопосадские цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или аквагрима; создание проекта сувенира.

Форма организации. Художественно-творческая практика; занятие в

компьютерном классе школы; мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих группах; игра «Герои в масках аквагрима»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «архитектура»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты . Техники и приёмы конструирования, макетирования. Киригами. Техника безопасности .

Практика конструирования и макетирования Содержание. Проектирование пространства улицы на плоскости в виде макета с использованием бумаги,

картона (киригами) и подручных материалов . Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др .). Дизайн транспортных средств . Транспорт в городе . Рисунки реальных или фантастических машин . Тематическая компози- ция-панно «Панорама города» в виде коллективной работы (композиционная аппликация, загораживание, симметричное ажурное вырезывание силуэтов зданий и других элементов городского пространства).

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектирование пространства улицы в макете; освоение техники киригами; выполнение конструкций малых архитектурных форм (фонари) по фотоматериалам; выполнение рисунков фантастических машин по

фотозарисовкам; участие в творческом квесте «Тайна трёх парков». Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; «живой» квест; фотозарисовки; коллективная и индивидуальная работа; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Рассматривание произведений детского творчества . Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг . Восприятие объектов

окружающего мира — архитектуры города или села; памятников городской и парковой скульптуры в результате виртуального путешествия или реальной прогулки по городу или парку . Восприятие объектов визуально-зрелищных искусств . Знания о видах пространственных искусств, жанрах в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и решения творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия объектов окружающего мира, визуально-зрелищных искусств, восприятия и оценки эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с произведениями художников-иллюстраторов детских

книг К . П . Ротова («Дядя Стёпа» С . В . Михалкова, «Приключения капитана Врунгеля» А . С . Некрасова), Е . Т . Мигу- нова (серия книг «Приключения Алисы» К . Булычёва) .

Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке; занятие в компьютерном классе, актовом зале школы; экскурсия (реальная или виртуальная экскурсия в музей, к памятникам

архитектуры).

Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации

Содержание. Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и

т . д .) . Тематическая композиция «Праздничный салют» . Создание в графическом редакторе рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, создание орнамента, в основе которого раппорт . Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента . Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания изображения календаря, герба .

Создание электронной поздравительной открытки и сюжетного изображения с анимацией . Фотография . Виртуальные путешествия по городам и паркам (по выбору учителя) .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы и предметных форм; фотозарисовки вечернего города, архитектурные элементы декора, насекомых и жуков; создание в графическом редакторе проекта календаря, герба; создание рисунка элементов орнамента; создание электронной открытки и сюжетной композиции с gif-анимацией.

Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; индивидуальная работа; игровая ситуация

«поздравление»; фотографирование на пленэре; фотозарисовка; беседа-обсуждение .


4 класс

Модуль «Графика»


Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (уголь, цветные мелки). Графические техники изображения (элементы аэрографии) .

Графическая практика

Содержание. Пейзаж в графике. Натюрморт в графике. Освоение приёма аэрографии в композиции «Космический пейзаж». Рисование иллюстраций к былине, сказке, народной песне в лубочном стиле. Изображение фигуры человека в движении . Рисование интерьера.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение пейзажа в графике (уголь, мел) по материалам фотопленэра; создание конструктивного рисунка предметов в натюрморте; освоение элементов

аэрографии при создании композиции на тему космоса; импровизация на тему русского лубка по материалам экскурсии в музей лубка; упражнения на изображение человека в движении и освоение правил линейной и воздушной перспективы. Форма организации. Художественно-творческая практика;

фотопленэр; занятие в районной или школьной библиотеке; мастер-класс; экскурсия; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «живопись»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения.

Живописная практика

Содержание. Абстрактная композиция. Создание пейзажных композиций .

Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культур- ной эпохи) . Тематические многофигурные

композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над абстрактной композицией (цветовое пятно, контраст, нюанс); изображение архитектурной постройки в окружающей среде (пленэр), завершение работы в цвете по материалам фотографий, выполненных на пленэре; освоение приёмов работы над портретом с разным содержанием.

Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа и работа в творческих группах; мастер- класс; пленэр; фотографирование на пленэре; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «Скульптура»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке

Содержание. Лепка животного, живущего в дикой природе, по фотографиям. Рельефная композиция — проект памятной доски народному герою или воинам- защитникам. Скульптурная батальная композиция. Жанровые сценки.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поэтапная отработка изображения движения животного, человека в пластике (игровая ситуация «В мастерской скульптора»); выполнение рельефной композиции памятной доски в пластическом материале; работа над батальным жанром и сюжетной композицией в скульптуре.

Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; игровая ситуация; коллективная работа; работа в творческих группах; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «декоративно-прикладное искусство»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения . Папье-маше. Металлопластика. Техника безопасности .

Декоративно-прикладная практика

Содержание. Аппликация по мотивам русской вышивки. Образ-символ в архитектурном орнаменте и воплощение его в материале. Особенности символов и

изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Декоративный натюрморт .

Сюжет-импровизация по мотивам лаковой миниатюры. Сюжетная декоративная композиция по мотивам городецкой росписи .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: знакомство с представлениями разных народов о строении мира; работа над изображением знаков-символов (древо жизни, конь, птица) в узорах вышив- ки и орнаментах (в архитектуре, предметах быта) разных народов; выполнение

декоративного натюрморта (восточный мотив); изображение народного костюма (мужского и женского) в сказочных сюжетах; создание сюжетной композиции- панно на тему праздника, импровизация в стиле городецкой росписи .

Форма организации.

Художественно-творческая практика; творческий проект; коллективная работа; работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «архитектура»

Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты.

Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности.

Практика конструирования и макетирования Содержание.

Деревянная изба, её конструкция и декор.

Моделирование избы из бумаги или изображение в графическом редакторе. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. Макеты древне- русского и средневекового европейского города .

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание образа древнерусского города по представлению; работа над макетом деревни с постройками с передачей времени года, используя игровую си- туацию; конструирование архитектурных объектов в технике киригами, бумагопластики и объёмной аппликации; создание открытки с 3D-эффектом .

Форма организации. Художественно-творческая практика, работа в творческих группах; проект; игровая ситуация в рыцарском замке; мастер-класс; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Произведения

детского творчества. Произведения В . М . Васнецова, Б . М . Кустодиева, И . Я . Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры .

Памятники древнерусского каменного зодчества. Памятники русского деревянного зодчества . Художественная культура разных эпох и народов . Произведения предметно-пространственной среды, составляющие истоки,

основания национальных культур в современном мире. Книги-сказки о происхож- дении мира; сказки с волшебными предметами, отражением в иллюстрациях народного (мужского и женского) костюма; книга-песенник с колыбельными песнями.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и решения практических творческих задач; приобретение обучающимися опыта восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов России и мира; приобретение опыта восприятия и оценки эмоционального содержания произведений В. М. Васнецова, Б . М . Кустодиева, И . Я . Билибина; развитие умения делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с книгами сказок о происхождении мира, с отражением в иллюстрациях народного (мужского и женского) костюма, русского лубка; знакомство со сказками с волшебными предметами, народными и колыбельными песнями.

Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке, занятие в компьютерном классе, актовом зале школы; экскурсия (реальная или виртуальная).

Модуль «Азубука цифровой графики»

Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации

Содержание. Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур кон- струкции традиционного крестьянского деревянного дома (из- бы) и различных вариантов его устройства . Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузка двух фаз движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранение простого повторяющегося движение своего рисунка . Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира. Фотографирование на пленэре. Фотозарисовка.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы (небо с облаками, крона дерева на фоне неба), архитектуры и памятников в городе (селе); работа с видоиска- телем камеры в мобильном телефоне; фотозарисовки (ночное небо, каменная резьба, вышивка); создание в графическом редакторе изображения космических далей; моделирование традиционного крестьянского деревянного дома в графическом редакторе Paint 3D; создание движения фигурки спорт- смена (разные вида спорта) с помощью gif-анимации .

Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; виртуальные путешествия; индивидуальная работа; фотопленэр; фотозарисовка; беседа-обсуждение.

Планируемые результаты


личностные результаты

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.

Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.

Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно- смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно- творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающего. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно- творческой деятельности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.



Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно- творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта .

Метапредметные результаты
  1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и

плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия:


проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при

самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений.

Работа с информацией:


использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для получения информации: поисковые системы интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе

коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата .

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам;

контролировать свою деятельность в процессе достижения результата .

Предметные результаты

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают

сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.


Объём и сроки изучения программы


Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Продолжительность занятий

1

1

33

35(40) мин

2

1

34

40 мин

3

1

34

40 мин

4

1

34

40 мин

  1. Календарно-тематическое планирование
    1. класс.


занятия

Тема

Кол-во

часов

Дата пров.

Кор. дата




01.09


2.

«Путешествие по стране изобразили»

1

04.09


3.

«Знакомство с волшебными красками»

1

11.09


4.

«Осенний ковер»

1

18.09


5.

«Рябиновые бусы»

1

25.09


6.

«Холодный дождик»

1

02.10


7.

«Лягушка на болоте»

1

09.10


8.

«Гулял по лесу ежик»

1

16.10


9.

Занятие -игра «Радуга-дуга все краски вместе

собрала»

1

23.10


10.

«В гостях у принцессы Линии»

1

13.11


11.

«Зимний лес»

1

20.11


12.

«В гостях у холодных Красок и белых Снежинок»

1

27.11


13.

«Узоры деда Мороза»

1

04.12


14.

«Зимний узор в полосе»

1

11.12


15.

Занятие – конкурс «Снеговик идет на карнавал»

1

18.12


16.

Занятие – фантазия «Новогоднее настроение»

1

25.12


17-18.

В гостях у сказки «Замок Снежной Королевы»

2

13.01

15.01


19-20.

«Искусство Гжели». «Изображение элементов

гжельской росписи»

2

22.01

29.01


21-22.

В гостях у сказки «Снегурочка»

2

05.02

12.02


23.

Сказка про белую, черного и серых»

1

19.02


24.

«Совушка – сова»

1

26.02


25.

«Мы идем в музей»

1

04.03


26.

«В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика»

1

11.03


27-28.

«К нам спешит Весна- красна»

2

18.03

01.04


29-30.

«Кто живет в Дымково?» «Изображение эскизов

дымковских свистулек»

2

08.04

15.04


31.

«Мы ждем лето. Какое оно?»

1

22.04


32.

Промежуточная аттестация.

1

27.04


33.

Посвящение в юные художники.

1

06.05


34.

Урок – экскурсия «Мы идем в музей»

1

13.05












Календарно-тематическое планирование. 2 класс


заняти я


Тема

Кол-во часов

Дата пров.

Кор. дата

1.

Рисование с натуры. «Красота осенних деревьев»

1

01.09


2.

Рисование с натуры. «Дары осени»

1

04.09


3.

Декоративная работа. «Весёлые узоры»

1

11.09


4.

Декоративная работа. «Осенний узор»

1

18.09


5-6.

Рисование на тему «В гостях у осени»

2

25.09

02.10


7-8.

Рисование на тему «Богатый урожай»

2

09.10

16.10


Мы рисуем сказку 8 часов

9-10.


2

23.10

13.11


11-12.

Рисование с натуры или по памяти гуся. «Мы готовимся к рисованию сказки»

2

20.11

27.11


13-14.

Иллюстрирование русской народной сказки

«Гуси-лебеди»

2

04.12

11.12


15-16.

Декоративная работа. «Мы рисуем сказочную ветку»

2

18.12

25.12


Мои друзья 12 часов

17-18.

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш, гуашь)

2

13.01

15.01


19-20.

Рисование с натуры «Друзья детства»

2

22.01

29.01


21-22.

Декоративная работа. «Мои любимые игрушечные

животные»

2

05.02

12.02


23-24

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

2

19.02

26.02


25-26.

Декоративная работа. «любим родную природу»

2

04.03

11.03


27-28.

Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш,

акварель)

2

18.03

01.04


С чего начинается Родина 6 часов

29.

Рисование с натуры натюрморта «Школа»

1

08.04


30.

Рисование с натуры. «Цветы нашей Родины»

1

15.04


31-32.

Рисование на тему «Мы рисуем праздник»

(карандаш, акварель). Промежуточная аттестация

2

22.04

27.04


33-34.

Декоративная работа «Наши любимые узоры. В

гостях у народных мастеров»

2

06.05

13.05


Календарно-тематическое планирование. 3 класс


заняти я


Тема

Кол-

во часов

Дата

пров.

Кор. дата

1.

Художник и его инструменты

1

05.09


2.

Фон.

1

12.09


3.

Осенний ковёр (штампик)

1

19.09


4.

Моя первая картина (музыкальный рисунок)

1

26.09


5.

Волшебная ниточка (рисование нитками)

1

03.10


6.

Осенний лес (печать листьями)

1

10.10


7.

Каким бывает небо в природе и на картинах художников (по

сырому)

1

17.10


8.

Необычные деревья (тушь)

1

24.10


9.

Поздняя осень в парке (монотипия)

1

07.11


10.

Витражи для замка Зимушки – Зимы (акварель по сырому)

1

14.11


11.

Дворец Зимы (гуашь, холодная гамма цветов)

1

21.11


12.

Волшебные деревья (раздувание)

1

28.11


13.

Карнавальные маски (папье-маше)

1

05.12


14.

Карнавальные маски (свободная роспись)

1

12.12


15.

Береза, белая подруга (граттаж)

1

19.12


16.

Береза, белая подруга (граттаж)

1

26.12


17.

Пейзаж зимы холодной…(кляксография)

1

09.01


18.

Пейзаж зимы холодной…(гуашь, тонированная бумага)

1

16.01


19.

Букет в холодных тонах (карандаш, гуашь)

1

23.01


20.

Букет в холодных тонах (рисование тычком)

1

30.01


21.

Морозный узор (фотокопия-рисование свечой)

1

06.02


22.

Подарок папе (трафарет)

1

13.02


23.

«Подари мне платок…» (восковые мелки, акварель)

1

20.02


24-25.

Витражи для замка Весны (клеевые картинки)

2

27.02

05.03


26.

Замок Весны (акварель по сырому фону)

1

12.03


27.

«Весна – красна» (пастель)

1

19.03


28.

Все вокруг оживает…(монотипия)

1

02.04


29.

Праздничный салют над городом (проступающий рисунок)

1

09.04


30.

Волшебство красок. Сказочные цветы в сказочном саду.

1

16.04


31.

Промежуточная аттестация.

1

23.04


32-34.

Посещение ДХШ.

3

07.05

14.05

21.05


Календарно-тематическое планирование. 4 класс


заняти

я


Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Основы изобразительной грамоты (11 ч)

1

Вводное занятие. Рисунок – тест «Впечатление о лете».

1

05.09


2,3

Осень на опушке (граттаж)

2

12.09

19.05


4

Осенний натюрморт (наброски графическими

материалами)

1

26.09


5

Размывка. Слияние тонов. Пейзаж.

1

03.10


6

Небо в искусстве (музыкальный рисунок)

1

10.10


7

«Отражение в воде» (Монотипия)

1

17.10


8

Белая ваза (раскрытие светлых участков)

1

24.10


9

Улицы моего города (экскурсия)

1

07.11


10-11

Улицы моего города (Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по

предварительным рисункам)

2

14.11

21.11


Декоративно прикладное искусство (15ч)

12

Гжель. Цветы (кистевая роспись в круге)

1

28.11


13-14

Жостовская роспись. Цветы и травы (кистевая роспись, гуашь)

2

05.12

12.12


15-16

«Волшебная сказка Городца» (кистевая роспись, гуашь)

2

19.12

26.12


17-18

Глубоковская роспись. Цветы и птицы (декоративная

роспись подготовленной основы)

2

09.01

16.01


19-20

«Золотая хохлома» (кистевая роспись, гуашь,

ограниченная цветовая палитра)

2

23.01

30.01


21-22

Откуда пришла Матрёшка (техника исполнения – Полхов-

майдан)

2

06.02

13.02


23-24

Дымковская игрушка (роспись игрушек в традиционных

техниках)

2

20.02

27.02


25-26

Филимоновская игрушка (роспись игрушек в

традиционных техниках)

2

05.03

12.03


Веселый карандаш (8 ч)

27

Рисуем птиц (графика)

1

19.03


28-29

Рисуем животных (графика)

2

02.04

09.02


30

Учимся рисовать рыб (графика)

1

16.02


31

Музеи мира. Виртуальная экскурсия

1

23.04


32

Промежуточная аттестация

1

07.05


33

Подготовка и выставка работ учащихся.

1

14.05


34

Посещение выставочного зала

1

21.05


  1. Источники информации


  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов.

– М., 1998.

  1. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г.

10