МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования Администрации Иланского района
МБОУ "Южно-Александровская СОШ №5"
РАССМОТРЕНО Методический совет Протокол № 8 от 30.08.2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________________ Новикова О.И. от 30.08.2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Южно-Александровская СОШ № 5" ________________________ Коврижных Л.А. 110-од от 30.08.2023г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Предмет: «Моя художественная практика»
для обучающихся 1-4 классов
с. Южно-Александровка 2023
Пояснительная записка.
Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
№ 286 от 31 мая 2021 г .) и с учётом примерной рабочей про- граммы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) .
Цель примерной программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;
формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;
знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;
овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архи- тектуры и дизайна;
приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами .
Реализация программы Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).
Курс рассчитан на 135 занятий (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного года составляет 33 недели. Ступенчатый характер постепенного наращивания внеурочной деятельности согласно нормам СанПиНа: в сентябре – в декабре по 35 минут, в январе – в мае – по 40 минут.
Для обучающихся 2-4 классов продолжительность учебного года составляет 34 недели, а занятий внеурочной деятельности – 40 минут.
Сроки освоения программы: в 1 класс - 33 ч часа 1 час в неделю;2-4 класс — 34 часа 1 час в неделю.
Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие:
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно- творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты .
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология»,
«Информатика».
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:
выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т .д .;
выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
защиты проектов .
Содержание курса 1-2 класс
ЖИВОПИСЬ
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт
«от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
ГРАФИКА
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
СКУЛЬПТУРА
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка фигуры человека и животных. АППЛИКАЦИЯ
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.
БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение предметов пышных форм. ОРГАНИЗАЦИИ И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
3 класс Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (тушь, цветные ручки, фломастеры). Графические техники изображения. Компьютерная графика .
Графическая практика
Содержание. Макет настольной игры-ходилки. Расположение иллюстраций и текста на развороте игры. Календарь-открытка. Композиция календаря-открытки: особенности ком- позиции, совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисование календаря-открытки или аппликация. Компьютерная графика . Рисование обитателей морского дна .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение эскизов карманных календарей, рисунков для календарей тушью, цветными ручками; создание календарей с помощью компьютерной графики; работа над проектом игры-ходилки: рисование карты морского путешествия, фишек-кораблей, изображение обитателей морского дна .
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект, игра-ходилка; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка-конкурс творческих работ на сайте школы, в творческом блоке, группе в соцсети или в реальном формате; виртуальное путешествие; проведение занятий в компьютерном классе школы.
Модуль «живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет). Техники гризайля, акварели по восковому рисунку . Основы цветоведения .
Живописная практика
Содержание. Сюжетные композиции «В цирке», «Мечты о лете» и сюжет по выбору (по памяти и представлению); использование гуаши или акварели. Гуашь по цветной бумаге, совмещение с техникой граттажа. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Изображение лица человека. «Натюрморт-портрет» из природных форм и предметов. Смешанная техника: восковые мелки и акварель.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники гризайль; работа над изображением цветов в разных техниках; работа на пленэре; создание композиции портрета из овощей, фруктов и ягод, цветовое решение; выполнение сюжетных композиций разной тематики в разных формах по материалам фотографий, выполненных на пленэре, и просмотра видеозарисовок.
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс, пленэр; фотографирование на пленэре; создание видеозарисовок; коллективная работа и работа в творческих группах; вернисаж; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок . Материалы (художественные и нехудожественные), инструменты . Приёмы лепки . Техника безопасности .
Практика по лепке
Содержание. Мелкая пластика: фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики. Игрушки из подручного нехудожественного материала, приёмы создания образа. Персонажи на основе сюжета известной басни. Парковая (городская) скульптура. Выражение пластики движения в скульптуре.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: разработка серии статуэток по мотивам гжельской майолики; создание куклы-марионетки из нехудожественного материала; выполнение коллективной скульптурной композиции героев басен; работа над творческим проектом уличной скульптуры по фотоматериалам.
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; игра в куклу-марионетку; творческий проект; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; виртуальная или реальная экскурсия в парк «Музеон»
г . Москвы; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
Модуль «декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Аквагрим . Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»). Декоративная цветочная композиция . Маски сказочных героев . Орнаменты для росписи ткани. Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных композиций. Проект сувениров из нехудожественных материалов .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композицией-импровизацией по мотивам традиционной росписи (жо- стовские или павловопосадские цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или аквагрима; создание проекта сувенира.
Форма организации. Художественно-творческая практика; занятие в
компьютерном классе школы; мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих группах; игра «Герои в масках аквагрима»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты . Техники и приёмы конструирования, макетирования. Киригами. Техника безопасности .
Практика конструирования и макетирования Содержание. Проектирование пространства улицы на плоскости в виде макета с использованием бумаги,
картона (киригами) и подручных материалов . Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др .). Дизайн транспортных средств . Транспорт в городе . Рисунки реальных или фантастических машин . Тематическая компози- ция-панно «Панорама города» в виде коллективной работы (композиционная аппликация, загораживание, симметричное ажурное вырезывание силуэтов зданий и других элементов городского пространства).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектирование пространства улицы в макете; освоение техники киригами; выполнение конструкций малых архитектурных форм (фонари) по фотоматериалам; выполнение рисунков фантастических машин по
фотозарисовкам; участие в творческом квесте «Тайна трёх парков». Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; «живой» квест; фотозарисовки; коллективная и индивидуальная работа; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Рассматривание произведений детского творчества . Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг . Восприятие объектов
окружающего мира — архитектуры города или села; памятников городской и парковой скульптуры в результате виртуального путешествия или реальной прогулки по городу или парку . Восприятие объектов визуально-зрелищных искусств . Знания о видах пространственных искусств, жанрах в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и решения творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия объектов окружающего мира, визуально-зрелищных искусств, восприятия и оценки эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с произведениями художников-иллюстраторов детских
книг К . П . Ротова («Дядя Стёпа» С . В . Михалкова, «Приключения капитана Врунгеля» А . С . Некрасова), Е . Т . Мигу- нова (серия книг «Приключения Алисы» К . Булычёва) .
Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке; занятие в компьютерном классе, актовом зале школы; экскурсия (реальная или виртуальная экскурсия в музей, к памятникам
архитектуры).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации
Содержание. Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и
т . д .) . Тематическая композиция «Праздничный салют» . Создание в графическом редакторе рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, создание орнамента, в основе которого раппорт . Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента . Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания изображения календаря, герба .
Создание электронной поздравительной открытки и сюжетного изображения с анимацией . Фотография . Виртуальные путешествия по городам и паркам (по выбору учителя) .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы и предметных форм; фотозарисовки вечернего города, архитектурные элементы декора, насекомых и жуков; создание в графическом редакторе проекта календаря, герба; создание рисунка элементов орнамента; создание электронной открытки и сюжетной композиции с gif-анимацией.
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; индивидуальная работа; игровая ситуация
«поздравление»; фотографирование на пленэре; фотозарисовка; беседа-обсуждение .
4 класс
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (уголь, цветные мелки). Графические техники изображения (элементы аэрографии) .
Графическая практика
Содержание. Пейзаж в графике. Натюрморт в графике. Освоение приёма аэрографии в композиции «Космический пейзаж». Рисование иллюстраций к былине, сказке, народной песне в лубочном стиле. Изображение фигуры человека в движении . Рисование интерьера.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение пейзажа в графике (уголь, мел) по материалам фотопленэра; создание конструктивного рисунка предметов в натюрморте; освоение элементов
аэрографии при создании композиции на тему космоса; импровизация на тему русского лубка по материалам экскурсии в музей лубка; упражнения на изображение человека в движении и освоение правил линейной и воздушной перспективы. Форма организации. Художественно-творческая практика;
фотопленэр; занятие в районной или школьной библиотеке; мастер-класс; экскурсия; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения.
Живописная практика
Содержание. Абстрактная композиция. Создание пейзажных композиций .
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культур- ной эпохи) . Тематические многофигурные
композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над абстрактной композицией (цветовое пятно, контраст, нюанс); изображение архитектурной постройки в окружающей среде (пленэр), завершение работы в цвете по материалам фотографий, выполненных на пленэре; освоение приёмов работы над портретом с разным содержанием.
Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа и работа в творческих группах; мастер- класс; пленэр; фотографирование на пленэре; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке
Содержание. Лепка животного, живущего в дикой природе, по фотографиям. Рельефная композиция — проект памятной доски народному герою или воинам- защитникам. Скульптурная батальная композиция. Жанровые сценки.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поэтапная отработка изображения движения животного, человека в пластике (игровая ситуация «В мастерской скульптора»); выполнение рельефной композиции памятной доски в пластическом материале; работа над батальным жанром и сюжетной композицией в скульптуре.
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; игровая ситуация; коллективная работа; работа в творческих группах; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения . Папье-маше. Металлопластика. Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Аппликация по мотивам русской вышивки. Образ-символ в архитектурном орнаменте и воплощение его в материале. Особенности символов и
изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Декоративный натюрморт .
Сюжет-импровизация по мотивам лаковой миниатюры. Сюжетная декоративная композиция по мотивам городецкой росписи .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: знакомство с представлениями разных народов о строении мира; работа над изображением знаков-символов (древо жизни, конь, птица) в узорах вышив- ки и орнаментах (в архитектуре, предметах быта) разных народов; выполнение
декоративного натюрморта (восточный мотив); изображение народного костюма (мужского и женского) в сказочных сюжетах; создание сюжетной композиции- панно на тему праздника, импровизация в стиле городецкой росписи .
Форма организации.
Художественно-творческая практика; творческий проект; коллективная работа; работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты.
Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности.
Практика конструирования и макетирования Содержание.
Деревянная изба, её конструкция и декор.
Моделирование избы из бумаги или изображение в графическом редакторе. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. Макеты древне- русского и средневекового европейского города .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание образа древнерусского города по представлению; работа над макетом деревни с постройками с передачей времени года, используя игровую си- туацию; конструирование архитектурных объектов в технике киригами, бумагопластики и объёмной аппликации; создание открытки с 3D-эффектом .
Форма организации. Художественно-творческая практика, работа в творческих группах; проект; игровая ситуация в рыцарском замке; мастер-класс; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Произведения
детского творчества. Произведения В . М . Васнецова, Б . М . Кустодиева, И . Я . Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры .
Памятники древнерусского каменного зодчества. Памятники русского деревянного зодчества . Художественная культура разных эпох и народов . Произведения предметно-пространственной среды, составляющие истоки,
основания национальных культур в современном мире. Книги-сказки о происхож- дении мира; сказки с волшебными предметами, отражением в иллюстрациях народного (мужского и женского) костюма; книга-песенник с колыбельными песнями.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и решения практических творческих задач; приобретение обучающимися опыта восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов России и мира; приобретение опыта восприятия и оценки эмоционального содержания произведений В. М. Васнецова, Б . М . Кустодиева, И . Я . Билибина; развитие умения делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с книгами сказок о происхождении мира, с отражением в иллюстрациях народного (мужского и женского) костюма, русского лубка; знакомство со сказками с волшебными предметами, народными и колыбельными песнями.
Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке, занятие в компьютерном классе, актовом зале школы; экскурсия (реальная или виртуальная).
Модуль «Азубука цифровой графики»
Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации
Содержание. Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур кон- струкции традиционного крестьянского деревянного дома (из- бы) и различных вариантов его устройства . Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузка двух фаз движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранение простого повторяющегося движение своего рисунка . Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира. Фотографирование на пленэре. Фотозарисовка.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы (небо с облаками, крона дерева на фоне неба), архитектуры и памятников в городе (селе); работа с видоиска- телем камеры в мобильном телефоне; фотозарисовки (ночное небо, каменная резьба, вышивка); создание в графическом редакторе изображения космических далей; моделирование традиционного крестьянского деревянного дома в графическом редакторе Paint 3D; создание движения фигурки спорт- смена (разные вида спорта) с помощью gif-анимации .
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; виртуальные путешествия; индивидуальная работа; фотопленэр; фотозарисовка; беседа-обсуждение.
Планируемые результаты
личностные результаты
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно- смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно- творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающего. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно- творческой деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно- творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта .
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при
самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для получения информации: поисковые системы интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе
коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата .
Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам;
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата .
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают
сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
Объём и сроки изучения программы
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Продолжительность занятий |
1 | 1 | 33 | 35(40) мин |
2 | 1 | 34 | 40 мин |
3 | 1 | 34 | 40 мин |
4 | 1 | 34 | 40 мин |
Календарно-тематическое планирование класс.
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата пров. | Кор. дата |
| | | 01.09 | |
2. | «Путешествие по стране изобразили» | 1 | 04.09 | |
3. | «Знакомство с волшебными красками» | 1 | 11.09 | |
4. | «Осенний ковер» | 1 | 18.09 | |
5. | «Рябиновые бусы» | 1 | 25.09 | |
6. | «Холодный дождик» | 1 | 02.10 | |
7. | «Лягушка на болоте» | 1 | 09.10 | |
8. | «Гулял по лесу ежик» | 1 | 16.10 | |
9. | Занятие -игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала» | 1 | 23.10 | |
10. | «В гостях у принцессы Линии» | 1 | 13.11 | |
11. | «Зимний лес» | 1 | 20.11 | |
12. | «В гостях у холодных Красок и белых Снежинок» | 1 | 27.11 | |
13. | «Узоры деда Мороза» | 1 | 04.12 | |
14. | «Зимний узор в полосе» | 1 | 11.12 | |
15. | Занятие – конкурс «Снеговик идет на карнавал» | 1 | 18.12 | |
16. | Занятие – фантазия «Новогоднее настроение» | 1 | 25.12 | |
17-18. | В гостях у сказки «Замок Снежной Королевы» | 2 | 13.01 15.01 | |
19-20. | «Искусство Гжели». «Изображение элементов гжельской росписи» | 2 | 22.01 29.01 | |
21-22. | В гостях у сказки «Снегурочка» | 2 | 05.02 12.02 | |
23. | Сказка про белую, черного и серых» | 1 | 19.02 | |
24. | «Совушка – сова» | 1 | 26.02 | |
25. | «Мы идем в музей» | 1 | 04.03 | |
26. | «В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика» | 1 | 11.03 | |
27-28. | «К нам спешит Весна- красна» | 2 | 18.03 01.04 | |
29-30. | «Кто живет в Дымково?» «Изображение эскизов дымковских свистулек» | 2 | 08.04 15.04 | |
31. | «Мы ждем лето. Какое оно?» | 1 | 22.04 | |
32. | Промежуточная аттестация. | 1 | 27.04 | |
33. | Посвящение в юные художники. | 1 | 06.05 | |
34. | Урок – экскурсия «Мы идем в музей» | 1 | 13.05 | |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№ заняти я | Тема | Кол-во часов | Дата пров. | Кор. дата |
1. | Рисование с натуры. «Красота осенних деревьев» | 1 | 01.09 | |
2. | Рисование с натуры. «Дары осени» | 1 | 04.09 | |
3. | Декоративная работа. «Весёлые узоры» | 1 | 11.09 | |
4. | Декоративная работа. «Осенний узор» | 1 | 18.09 | |
5-6. | Рисование на тему «В гостях у осени» | 2 | 25.09 02.10 | |
7-8. | Рисование на тему «Богатый урожай» | 2 | 09.10 16.10 | |
Мы рисуем сказку – 8 часов |
9-10. | | 2 | 23.10 13.11 | |
11-12. | Рисование с натуры или по памяти гуся. «Мы готовимся к рисованию сказки» | 2 | 20.11 27.11 | |
13-14. | Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» | 2 | 04.12 11.12 | |
15-16. | Декоративная работа. «Мы рисуем сказочную ветку» | 2 | 18.12 25.12 | |
Мои друзья – 12 часов |
17-18. | Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш, гуашь) | 2 | 13.01 15.01 | |
19-20. | Рисование с натуры «Друзья детства» | 2 | 22.01 29.01 | |
21-22. | Декоративная работа. «Мои любимые игрушечные животные» | 2 | 05.02 12.02 | |
23-24 | Рисование на тему «Мои друзья на границе» | 2 | 19.02 26.02 | |
25-26. | Декоративная работа. «любим родную природу» | 2 | 04.03 11.03 | |
27-28. | Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш, акварель) | 2 | 18.03 01.04 | |
С чего начинается Родина – 6 часов |
29. | Рисование с натуры натюрморта «Школа» | 1 | 08.04 | |
30. | Рисование с натуры. «Цветы нашей Родины» | 1 | 15.04 | |
31-32. | Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш, акварель). Промежуточная аттестация | 2 | 22.04 27.04 | |
33-34. | Декоративная работа «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» | 2 | 06.05 13.05 | |
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№ заняти я | Тема | Кол- во часов | Дата пров. | Кор. дата |
1. | Художник и его инструменты | 1 | 05.09 | |
2. | Фон. | 1 | 12.09 | |
3. | Осенний ковёр (штампик) | 1 | 19.09 | |
4. | Моя первая картина (музыкальный рисунок) | 1 | 26.09 | |
5. | Волшебная ниточка (рисование нитками) | 1 | 03.10 | |
6. | Осенний лес (печать листьями) | 1 | 10.10 | |
7. | Каким бывает небо в природе и на картинах художников (по сырому) | 1 | 17.10 | |
8. | Необычные деревья (тушь) | 1 | 24.10 | |
9. | Поздняя осень в парке (монотипия) | 1 | 07.11 | |
10. | Витражи для замка Зимушки – Зимы (акварель по сырому) | 1 | 14.11 | |
11. | Дворец Зимы (гуашь, холодная гамма цветов) | 1 | 21.11 | |
12. | Волшебные деревья (раздувание) | 1 | 28.11 | |
13. | Карнавальные маски (папье-маше) | 1 | 05.12 | |
14. | Карнавальные маски (свободная роспись) | 1 | 12.12 | |
15. | Береза, белая подруга (граттаж) | 1 | 19.12 | |
16. | Береза, белая подруга (граттаж) | 1 | 26.12 | |
17. | Пейзаж зимы холодной…(кляксография) | 1 | 09.01 | |
18. | Пейзаж зимы холодной…(гуашь, тонированная бумага) | 1 | 16.01 | |
19. | Букет в холодных тонах (карандаш, гуашь) | 1 | 23.01 | |
20. | Букет в холодных тонах (рисование тычком) | 1 | 30.01 | |
21. | Морозный узор (фотокопия-рисование свечой) | 1 | 06.02 | |
22. | Подарок папе (трафарет) | 1 | 13.02 | |
23. | «Подари мне платок…» (восковые мелки, акварель) | 1 | 20.02 | |
24-25. | Витражи для замка Весны (клеевые картинки) | 2 | 27.02 05.03 | |
26. | Замок Весны (акварель по сырому фону) | 1 | 12.03 | |
27. | «Весна – красна» (пастель) | 1 | 19.03 | |
28. | Все вокруг оживает…(монотипия) | 1 | 02.04 | |
29. | Праздничный салют над городом (проступающий рисунок) | 1 | 09.04 | |
30. | Волшебство красок. Сказочные цветы в сказочном саду. | 1 | 16.04 | |
31. | Промежуточная аттестация. | 1 | 23.04 | |
32-34. | Посещение ДХШ. | 3 | 07.05 14.05 21.05 | |
Календарно-тематическое планирование. 4 класс
№ заняти я | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Основы изобразительной грамоты (11 ч) |
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест «Впечатление о лете». | 1 | 05.09 | |
2,3 | Осень на опушке (граттаж) | 2 | 12.09 19.05 | |
4 | Осенний натюрморт (наброски графическими материалами) | 1 | 26.09 | |
5 | Размывка. Слияние тонов. Пейзаж. | 1 | 03.10 | |
6 | Небо в искусстве (музыкальный рисунок) | 1 | 10.10 | |
7 | «Отражение в воде» (Монотипия) | 1 | 17.10 | |
8 | Белая ваза (раскрытие светлых участков) | 1 | 24.10 | |
9 | Улицы моего города (экскурсия) | 1 | 07.11 | |
10-11 | Улицы моего города (Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам) | 2 | 14.11 21.11 | |
Декоративно – прикладное искусство (15ч) |
12 | Гжель. Цветы (кистевая роспись в круге) | 1 | 28.11 | |
13-14 | Жостовская роспись. Цветы и травы (кистевая роспись, гуашь) | 2 | 05.12 12.12 | |
15-16 | «Волшебная сказка Городца» (кистевая роспись, гуашь) | 2 | 19.12 26.12 | |
17-18 | Глубоковская роспись. Цветы и птицы (декоративная роспись подготовленной основы) | 2 | 09.01 16.01 | |
19-20 | «Золотая хохлома» (кистевая роспись, гуашь, ограниченная цветовая палитра) | 2 | 23.01 30.01 | |
21-22 | Откуда пришла Матрёшка (техника исполнения – Полхов- майдан) | 2 | 06.02 13.02 | |
23-24 | Дымковская игрушка (роспись игрушек в традиционных техниках) | 2 | 20.02 27.02 | |
25-26 | Филимоновская игрушка (роспись игрушек в традиционных техниках) | 2 | 05.03 12.03 | |
Веселый карандаш (8 ч) |
27 | Рисуем птиц (графика) | 1 | 19.03 | |
28-29 | Рисуем животных (графика) | 2 | 02.04 09.02 | |
30 | Учимся рисовать рыб (графика) | 1 | 16.02 | |
31 | Музеи мира. Виртуальная экскурсия | 1 | 23.04 | |
32 | Промежуточная аттестация | 1 | 07.05 | |
33 | Подготовка и выставка работ учащихся. | 1 | 14.05 | |
34 | Посещение выставочного зала | 1 | 21.05 | |
Источники информации
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов.
– М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2004.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г.
10