МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 124 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от « __» __ ______г. № __ Руководитель МО __________ ________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ И.А.Горобец «____» ____ ________ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ЛИЦЕЙ № 124 Г.О.ДОНЕЦК» ______________ О.А.Усатюк Приказ от « __» __ _____№___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
основного общего образования
для 5-6 класса
Рабочую программу составила:
Скорик Ольга Викторовна
учитель информатики
2024 - 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23 .06 .2022) и Примерной основ-ной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 .03 .2022) .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
формирование алгоритмического стиля мышления, как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика»:
— сформировать у обучающихся:
знания о цифровой грамотности, приоритетно формируемой на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
знания о теоретических основах компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
базовые знания об информационных технологиях как необходимом инструменте практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образовани определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся услови- ям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»;
понимать содержание понятий «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения.
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения ин- формационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Графический редактор
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги) Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, пере- именование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Векторная графика
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Пр. раб. |
Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов) |
1.1 | Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе | 2 | | https://bosova.ru https://resh.edu.ru |
1.2 | Программы для компьютеров. Файлы и папки | 3 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.3 | Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете | 3 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 8 | 4 | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
2.1 | Информация в жизни человека | 4 | | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
3.1 | Алгоритмы и исполнители | 4 | | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.ziphttp://www.lbz.ru/files/5814/ |
3.2 | Работа в среде программирования | 6 | 3 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.ziphttp://www.lbz.ru/files/5814/ |
Итого по разделу | 10 | 3 | |
Раздел 4. Информационные технологии |
4.1 | Графический редактор | 4 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4.2 | Текстовый редактор | 5 | 4 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4.3 | Компьютерная презентация | 3 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 12 | 7 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 14 | |
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Пр. раб. |
Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часов) |
1.1 | Компьютер | 1 | | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.2 | Файловая система | 2 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.3 | Защита от вредоносных программ | 1 | | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 4 | 2 | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
2.1 | Информация и информационные процессы | 1 | 1 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
2.2 | Двоичный код | 2 | | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
2.3 | Единицы измерения информации | 1 | | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 4 | 1 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
3.1 | Основные алгоритмические конструкции | 8 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
3.2 | Вспомогательные алгоритмы | 6 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 14 | 5 | |
Раздел 4. Информационные технологии |
4.1 | Векторная графика | 4 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.2 | Текстовый процессор | 5 | 3 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.3 | Создание интерактивных компьютерных презентаций | 3 | 2 | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 12 | 8 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 16 | |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Этапы, виды и формы текущего оценивания предметных результатов
Содержание обучения по информатике на уровне основного общего образования предельно насыщено, поэтому время, которое может быть выделено для оценивания предметных результатов, очень ограничено. В связи с этим выбираются компактные и кратковременные форматы оценивания предметных результатов обучения. Предпочтения отдаются кратковременному устному или письменному опросу, преимущественно в тестовой форме из-за возможности его оперативного использования. Большая часть тем курса информатики рассчитана на формирование цифровых навыков на практике, поэтому практическая работа является и формой обучения, и одним из видов оценивания. В конце изучения темы проводится контрольная работа или контрольная практическая работа.
Виды и формы оценивания предметных результатов на разных этапах образовательной деятельности в процессе обучения информатике:
в начале обучения: определяющая или стартовая диагностика, предварительное или входное оценивание;
в ходе образовательного процесса: формирующее или текущее оценивание, промежуточное или тематическое оценивание;
в конце обучения учебной дисциплине или в конце учебного года: суммирующее оценивание, итоговая диагностика, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (определяющее, предварительное или входное оценивание обучающихся) позволяет установить исходный уровень знаний и умений по информатике, его достаточность для освоения программы основного общего образования по информатике.
Отметки за стартовую диагностику не ставятся. Выполненные работы обучающихся сохраняются до конца периода обучения (календарного года или окончания изучения предмета) для анализа индивидуальной динамики обучающихся.
Текущее оценивание (формирующее оценивание, тематическая диагностика, текущий контроль) осуществляется в ходе образовательного процесса. Текущее оценивание встроено в образовательный процесс, поскольку можно оценивать любую активность обучающегося, которую организует учитель на уроке для освоения теоретического содержания и формирования практических умений по предмету.
В обучении информатике в целях текущего оценивания чаще всего используют устный опрос, письменный опрос, тематическую контрольную или практическую работу. Во всех видах оценивания предметных результатов по информатике предпочтение отдается тестовым формам представления заданий из-за их компактного формата, возможности многократного использования в бумажном и электронном виде и оперативности применения.
Устный опрос позволяет актуализировать изученный материал, структурировать его и оценить качество усвоения. Его можно использовать для повторения, систематизации, закрепления материала. Он позволяет оперативно скорректировать неточности и ошибки, а также развивает коммуникативные навыки.
Письменный опрос дает возможность охватить всех обучающихся, оценивать и корректировать не только освоение теории, но и вычислительные навыки, позволяет ученику работать в собственном темпе и менять последовательность выполнения заданий. Используется в текущем контроле, т. е. в процессе обучения.
Тест (от англ. test - «проба», «испытание», «исследование») - совокупность стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тестирование позволяет оперативно выявить пробелы в знаниях и умениях обучающихся и скорректировать их на начальном этапе изучения темы. Тестирование можно использовать для проверки теоретических знаний, вычислительных навыков и практических умений, а также функциональной грамотности. Тесты можно использовать как текущем, так и итоговом оценивании предметных и метапредметных результатов.
Контрольная работа - наиболее традиционный способ контроля знаний и умений, содержащий задания, выполняемые обучающимися. В процессе проверки контрольной работы учитель имеет возможность проконтролировать ход мыслей и действий обучающегося. Возможность помимо ответа проверить ход решения позволяет осуществить последующую коррекцию неточностей и отработать неосвоенный материал.
Практическая работа проводится на завершающем этапе изучения материала по отдельной теме, связанной с формированием навыков работы с различным программным обеспечением. Практическая работа, как правило, выполняется индивидуально. По информатике практические работы выполняются с использованием соответствующего программного обеспечения, например, подготовка текстового или графического документа по шаблону, использование калькулятора или электронных таблиц для проведения расчетов и пр.
Чтобы выполнить практическую работу, надо изучить среду и инструменты для работы. Поэтому в основной школе сначала используют практические упражнения. После этого ученикам предлагается практическая работа, состоящая из заданий на применение умений, отработанных при выполнении практических упражнений.
Практическое упражнение - кратковременная деятельность на отработку определенных навыков с использованием программного обеспечения.
В условиях одночасового предмета оптимальное решение состоит в том, чтобы использовать кратковременные практические упражнения на отработку отдельных навыков, а в конце изучения темы - проверить все освоенные навыки в практической работе. Практические упражнения могут выполняться в режиме синхронной работы учителя и обучающихся в классе или могут быть предложены в качестве домашнего задания.
Критерии оценивания в практических упражнениях должны быть предельно просты и понятны обучающимся.
Перед выполнением практических упражнений и практических работ обучающиеся должны быть проинформированы о критериях получения и перевода баллов в отметку.
В условиях ограниченного времени на изучение информатики на базовом уровне возможно интегративное использование кейсов. С использованием кейса можно изучить материал, а дополнительные вопросы к ситуации помогут диагностировать его усвоение.
Кейс («ситуационное задание» с альтернативными решениями) представляет собой описание определенной проблемной ситуации, подготовленной для образовательных целей. С помощью кейса формируются навыки анализа информации, ее обобщения, выявления и формулирования проблемы и выработки различных альтернатив ее решения. Кейсы можно использовать как для обучения, так и для диагностики функциональной грамотности или компетенций в определенной сфере. В курсе информатики основного общего образования присутствуют темы, которые лучше всего осваиваются с применением кейсов.
Тематическое оценивание направлено на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы.
Промежуточное оценивание проводится по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающих несколько тем, или формирование комплексного блока учебных действий (работа с различным программным обеспечением для обработки текста, графики, мультимедиа и пр.).
Содержание нормативных проверочных работ, которые относятся к тематическому или промежуточному оцениванию, состоит из заданий трех уровней сложности, которые могут быть выполнены большинством обучающихся. При составлении заданий ориентируются на усредненные статистические нормы выполнения, которые зависят от уровня подготовленности определенной выборки обучающихся. Нормативный подход лежит в основе использования пятибалльной отметки. Для присвоения высшего балла необходимо безошибочно решить все задачи. Далее из высшего балла вычитаются баллы за допущенные обучающимся ошибки. Оценивание является «вычитательным», что негативно отражается на мотивации и получаемых отметках.
Промежуточное или тематическое оценивание проводится в конце изучения всего тематического раздела или большой темы из него, поэтому по используемым заданиям и критериям оценивания оно схоже с итоговым на этапе внешнего оценивания.
В конце изучения темы активно используются тестовые формы диагностики, где критерии также максимально приближены к тем, которые используются в ОГЭ.
В случае использования достаточно объемного теста, рассчитанного на весь урок, при переводе набранных баллов в отметку по предмету используют подсчет процентного соотношения правильных и неправильных ответов, при этом:
85-100 % правильных ответов = «отлично»;
65-84 % правильных ответов = «хорошо»;
50-64 % правильных ответов = «удовлетворительно»;
Итоговое оценивание по информатике (суммирующее оценивание, итоговая диагностика) проводится учителем в конце учебного года или в конце освоения учебной дисциплины. Традиционно - это итоговое тестирование или контрольная работа. Для большего охвата изученных в учебном году тем целесообразно использовать тестовый формат заданий.
Промежуточная аттестация - процедура, предусмотренная законодательством во внутришкольном оценивании, по правилам, утвержденным образовательной организацией, и позволяющая обучающемуся перейти на следующий уровень образования. Законодательно предусмотрено прохождение процедуры промежуточного оценивания не более двух раз, остальные пункты правил в компетенции образовательной организации.
Тематика оценочных процедур
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2021 № СК-228/03 и письмом Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01 рекомендуется проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели не чаще одного раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета в параллели в текущем году. Также рекомендуется не проводить контрольные работы на первом и последнем уроках и не проводить для обучающихся одного класса более одной контрольной в день
По информатике рекомендуется проводить оценочные процедуры по темам.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебное оборудование для проведения практических работ и демонстраций:
компьютер (стационарный компьютер);
мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Авторская мастерская Л.Л.Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ Единая коллекция ЦОР (school-collection.edu.ru) Коллекция на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
Авторская мастерская Л.Л.Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ Единая коллекция ЦОР (school-collection.edu.ru) Коллекция на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Раздел 1. Цифровая грамотность (8ч) |
1. 1. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе (2ч) |
| | | Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1. 2. Программы для компьютеров. Файлы и папки (3ч) |
| | | Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа 1. Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Практическая работа 2. Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Практическая работа 3. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1.3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете (3ч) |
| | | Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 4. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Сохранение найденной информации | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (4ч) |
2.1 Информация в жизни человека (4ч) |
| | | Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Действия с информацией. Кодирование информации. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Искусственный интеллект и его роль в жизни человека | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10ч) |
3.1 Алгоритмы и исполнители (4ч) |
| | | Понятие алгоритма. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Исполнители алгоритмов. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Линейные алгоритмы. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Циклические алгоритмы | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
3.2 Работа в среде программирования (6ч) |
| | | Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 5. Знакомство со средой программирования. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Составление линейных алгоритмов в среде программирования. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 6. Реализация линейных алгоритмов в среде программирования. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Составление циклических алгоритмов в среде программирования | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 7. Реализация циклических алгоритмов в среде программирования | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 4. Информационные технологии (12ч) |
4.1 Графический редактор (4ч) |
| | | Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 8. Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 9. Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.2. Текстовый редактор (5ч) |
| | | Текстовый редактор. Правила набора текста. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Текстовый процессор. Практическая работа 10. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Практическая работа 11. Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка переносов). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Практическая работа 12. Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Практическая работа 13. Вставка в документ изображений | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.3. Компьютерная презентация (3 часа) |
| | | Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 14. Создание презентации на основе готовых шаблонов | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Урок обобщения | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Раздел 1. Цифровая грамотность (4ч) |
| | | Техника безопасности. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Практическая работа 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Поиск файлов средствами операционной системы. Практическая работа 2. Поиск файлов средствами операционной системы | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (4ч) |
| | | Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Практическая работа 3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм) | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (14ч) |
3.1. Основные алгоритмические конструкции (8ч) |
| | | Среда текстового программирования. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Циклические алгоритмы. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 4. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Переменные. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 5. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
3.2. Вспомогательные алгоритмы (6ч) |
| | | Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Создание программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Создание программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур с параметрами). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Процедуры с параметрами. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
Раздел 4. Информационные технологии (12ч) |
4.1. Векторная графика (4ч) |
| | | Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 9. Исследование возможностей векторного графического редактора. Масштабирование готовых векторных изображений. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу) | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.2. Текстовый процессор (5ч) |
| | | Текстовый процессор. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа 13. Создание небольших текстовых документов с таблицами. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Практическая работа 14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
4.3. Создание интерактивных компьютерных презентаций (3ч) |
| | | Создание компьютерных презентаций. Практическая работа 15. Создание презентации с гиперссылками. | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Интерактивные элементы. Гиперссылки. Практическая работа 16. Создание презентации с интерактивными элементами | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
| | | Итоговый урок | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |