СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 6 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Управление образования Администрации Каменского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_____/Сульженко С.В.

Протокол №__6___

от«___»_______2024 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______/Миронова Т.В.

«___» ________2024 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1»___________/Ляпин А.И.

Приказ №_____

от «____» __________2024г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»


для 6 класса основного общего образования

на 2024–2025 учебный год








Составитель:

Марковина Елена Афанасьевна,

учитель математики








г. Камень-на-Оби

2024 год


Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Финансовая грамотность» направлен на реализацию ФГОС и предполагает осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

Курс внеурочной деятельности является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Авторы программы «Финансовая грамотность» для 5-7 классов Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. Заказчиком которой выступает Минфин России.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);

- Федеральной образовательной программы основного общего образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации №370 от 18.05.23);

- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Календарного учебного графика на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Перечня учебников на 2024-2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;

- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024.

Курс «Финансовая грамотность» реализует интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. При составлении рабочей программы учитывались особенности учащихся школьного возраста.


Цели изучения курса «Финансовая грамотность»

Основная цель осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Задачи:

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.


Место курса «Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» рассчитана на 1 час в неделю, на 30 учебных часов в год.


Содержание курса «Финансовая грамотность»

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой

информацией;

• построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.


Планируемые результаты освоения курса

«Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 6 классе позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

    1. осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

    2. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

    3. проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

    4. умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

    5. понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию;

метапредметные:

Познавательные

  1. использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

  2. умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

  3. выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

  4. установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  5. построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

  6. умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

  7. владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  1. анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

  2. самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

  3. проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  4. контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

  5. применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные

  1. умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

  2. работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

  3. умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

  5. умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

предметные:

  1. владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

  2. понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  3. использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых

  4. финансовых расчётов;

  5. применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  6. умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

  7. определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  8. расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе

выпускник научится:

    • Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

    • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;

    • Перечислять виды денег;

    • Приводить примеры товарных денег;

    • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;

    • Составлять и решать задачи с денежными расчётами;

    • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться;

    • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление.

выпускник получит возможность:

    • Объяснять причины, по которым люди делают покупки;

    • Описывать направления расходов семьи;

    • Классифицировать виды благ;

    • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах;

    • Сравнивать и оценивать виды рекламы;

    • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

    • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.


Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»

6 класс (30 часов, 1 час в неделю)

п/п

Раздел

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Основная проблема экономики

3

http://fingram.rkomi.ru/uploads/documents/sbornik _metod_razrabotok_zimina_2020_pdf_2020-07-10_01-09-13.pdf;

https://ecson.ru/economics/opportunity-cost/

2

Без чего не может обойтись рынок

2

https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/

3

Формы организации бизнеса

4

http://vadim-galkin.ru/business-basics/organizacionno-pravovye-formy/edinolichnoe-vladenie/;

https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/5712--1034

4

Знакомство с бизнес-планом

6

https://www.beboss.ru/bplans/all;

https://infourok.ru/prezentaciya-biznes-dlya-shkolnikov-1933437.html;

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-organizaciya-raboti-predpriyatiya-722425.html;

https://studref.com/458825/marketing/prakticheskie_zadaniya;

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ffingram-history.oc3.ru%2F&post=2808549_8628&cc_key

5

Ты – потребитель

3

https://www.garant.ru/article/1451039/;

https://www.garant.ru/article/1451039/;

https://uchitelya.com/informatika/32246-prezentaciya-v-mire-kodov-5-klass.html

6

Законы спроса и предложения

4

https://kpfu.ru/portal/docs/F944631264/lekcii26.pdf;

https://kpfu.ru/portal/docs/F944631264/lekcii26.pdf;

http://www.myshared.ru/slide/1374302/

7

Рыночное равновесие

2

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-rynochnoe-ravnovesie-4482533.html;

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-rynochnoe-ravnovesie-4482533.html

8

Возникновение банков

2

https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-bankovskie-uslegi-depozit-kredit-94814.html;

9

Потребитель финансовых услуг

2

https://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-odin-den-raboty-banka.html;

http://www.myshared.ru/slide/1118017/

10

Профессии банковской сферы

2

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-teme-kem-byt-bankovskii-rabotnik.html;

https://fincult.info/article/chto-takoe-tsentralnyy-bank-i-chem-on-zanimaetsya/


Итого

30



Поурочное планирование курса «Финансовая грамотность»


п/п

Наименование темы раздела, урока

Количество

часов

Сроки изучения


I

Основная проблема экономики

3


1

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора»

1

5 неделя

2

Решение экономических задач «Альтернативная стоимость»

1

6 неделя

3

Практическая работа «Сетка принятия решения»

1

7 неделя

II

Без чего не может обойтись рынок

2


4

Познавательная беседа «Частная собственность»

1

8 неделя

5

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция»

1

9 неделя

III

Формы организации бизнеса

4


6

Познавательная беседа «Единоличное владение»

1

10 неделя

7

Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)»

1

11 неделя

8

Ролевая игра «Акционерное общество»

1

12 неделя

9

Мини-проект «Организация фирмы»

1

13 неделя

IV

Знакомство с бизнес-планом

6


10

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом»

1

14 неделя

11

Решение практических задач «Организация фирмы»

1

15 неделя

12

Решение экономических задач «Составление бизнес-плана»

1

16 неделя

13

Творческое задание «Реклама»

1

17 неделя

14

Ролевая игра «Работа фирмы»

1

18 неделя

15

Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли»

1

19 неделя

V

Ты – потребитель

3


16

Работа с документами «Права потребителя»

1

20 неделя

17

Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права»

1

21 неделя

18

Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов

1

22 неделя

VI

Законы спроса и предложения

4


19

Аналитическая работа «Закон спроса»

1

23 неделя

20

Решение экономических задач «Кривая спроса»

1

24 неделя

21

Практическая работа «Закон предложения»

1

25 неделя

22

Решение экономических задач «Кривая предложения»

1

26 неделя

VII

Рыночное равновесие

2


23

Познавательная беседа «Рыночное равновесие»

1

27 неделя

24

Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке»

1

28 неделя

VIII

Возникновение банков

2


25

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит»

1

29 неделя

26

Практическая работа «Заем, виды займов»

1

30 неделя

IX

Потребитель финансовых услуг

2


27

Деловая игра «Работа банка»

1

31 неделя

28

Деловая игра «Я хочу взять кредит»

1

32 неделя

X

Профессии банковской сферы

2


29

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы»

1

33 неделя

30

Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»

1

34 неделя


Итого:

30



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

- Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.

  • Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Уорлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.

  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик - М.: ВАКО, 2018.

  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.

  • Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.


Список дополнительной литературы для учителя

  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006.

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.

  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.

  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.

  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.

  6. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».

  7. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

  8. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

  9. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.

  10. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

  11. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001.

  12. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.

  13. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.

  14. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.

  15. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/