МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Управление образования Администрации Каменского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____/Сульженко С.В. Протокол №__6___ от«___»_______2024 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______/Миронова Т.В. «___» ________2024 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1»___________/Ляпин А.И. Приказ №_____ от «____» __________2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 6 класса основного общего образования
на 2024–2025 учебный год
Составитель:
Марковина Елена Афанасьевна,
учитель математики
г. Камень-на-Оби
2024 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Финансовая грамотность» направлен на реализацию ФГОС и предполагает осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Курс внеурочной деятельности является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы «Финансовая грамотность» для 5-7 классов Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. Заказчиком которой выступает Минфин России.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной образовательной программы основного общего образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации №370 от 18.05.23);
- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;
- Календарного учебного графика на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;
- Перечня учебников на 2024-2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;
- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024.
Курс «Финансовая грамотность» реализует интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. При составлении рабочей программы учитывались особенности учащихся школьного возраста.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»
Основная цель – осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Задачи:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Место курса «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» рассчитана на 1 час в неделю, на 30 учебных часов в год.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты освоения курса
«Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 6 классе позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию;
метапредметные:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
предметные:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе
выпускник научится:
Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;
Перечислять виды денег;
Приводить примеры товарных денег;
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;
Составлять и решать задачи с денежными расчётами;
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться;
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление.
выпускник получит возможность:
Объяснять причины, по которым люди делают покупки;
Описывать направления расходов семьи;
Классифицировать виды благ;
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах;
Сравнивать и оценивать виды рекламы;
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»
6 класс (30 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Раздел | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Основная проблема экономики | 3 | http://fingram.rkomi.ru/uploads/documents/sbornik _metod_razrabotok_zimina_2020_pdf_2020-07-10_01-09-13.pdf; https://ecson.ru/economics/opportunity-cost/ |
2 | Без чего не может обойтись рынок | 2 | https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/ |
3 | Формы организации бизнеса | 4 | http://vadim-galkin.ru/business-basics/organizacionno-pravovye-formy/edinolichnoe-vladenie/; https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/5712--1034 |
4 | Знакомство с бизнес-планом | 6 | https://www.beboss.ru/bplans/all; https://infourok.ru/prezentaciya-biznes-dlya-shkolnikov-1933437.html; https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-organizaciya-raboti-predpriyatiya-722425.html; https://studref.com/458825/marketing/prakticheskie_zadaniya; https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ffingram-history.oc3.ru%2F&post=2808549_8628&cc_key |
5 | Ты – потребитель | 3 | https://www.garant.ru/article/1451039/; https://www.garant.ru/article/1451039/; https://uchitelya.com/informatika/32246-prezentaciya-v-mire-kodov-5-klass.html |
6 | Законы спроса и предложения | 4 | https://kpfu.ru/portal/docs/F944631264/lekcii26.pdf; https://kpfu.ru/portal/docs/F944631264/lekcii26.pdf; http://www.myshared.ru/slide/1374302/ |
7 | Рыночное равновесие | 2 | https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-rynochnoe-ravnovesie-4482533.html; https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-rynochnoe-ravnovesie-4482533.html |
8 | Возникновение банков | 2 | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-bankovskie-uslegi-depozit-kredit-94814.html; |
9 | Потребитель финансовых услуг | 2 | https://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-odin-den-raboty-banka.html; http://www.myshared.ru/slide/1118017/ |
10 | Профессии банковской сферы | 2 | https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-teme-kem-byt-bankovskii-rabotnik.html; https://fincult.info/article/chto-takoe-tsentralnyy-bank-i-chem-on-zanimaetsya/ |
| Итого | 30 | |
Поурочное планирование курса «Финансовая грамотность»
№ п/п | Наименование темы раздела, урока | Количество часов | Сроки изучения |
I | Основная проблема экономики | 3 | |
1 | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора» | 1 | 5 неделя |
2 | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость» | 1 | 6 неделя |
3 | Практическая работа «Сетка принятия решения» | 1 | 7 неделя |
II | Без чего не может обойтись рынок | 2 | |
4 | Познавательная беседа «Частная собственность» | 1 | 8 неделя |
5 | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция» | 1 | 9 неделя |
III | Формы организации бизнеса | 4 | |
6 | Познавательная беседа «Единоличное владение» | 1 | 10 неделя |
7 | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)» | 1 | 11 неделя |
8 | Ролевая игра «Акционерное общество» | 1 | 12 неделя |
9 | Мини-проект «Организация фирмы» | 1 | 13 неделя |
IV | Знакомство с бизнес-планом | 6 | |
10 | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом» | 1 | 14 неделя |
11 | Решение практических задач «Организация фирмы» | 1 | 15 неделя |
12 | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана» | 1 | 16 неделя |
13 | Творческое задание «Реклама» | 1 | 17 неделя |
14 | Ролевая игра «Работа фирмы» | 1 | 18 неделя |
15 | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли» | 1 | 19 неделя |
V | Ты – потребитель | 3 | |
16 | Работа с документами «Права потребителя» | 1 | 20 неделя |
17 | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права» | 1 | 21 неделя |
18 | Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов | 1 | 22 неделя |
VI | Законы спроса и предложения | 4 | |
19 | Аналитическая работа «Закон спроса» | 1 | 23 неделя |
20 | Решение экономических задач «Кривая спроса» | 1 | 24 неделя |
21 | Практическая работа «Закон предложения» | 1 | 25 неделя |
22 | Решение экономических задач «Кривая предложения» | 1 | 26 неделя |
VII | Рыночное равновесие | 2 | |
23 | Познавательная беседа «Рыночное равновесие» | 1 | 27 неделя |
24 | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке» | 1 | 28 неделя |
VIII | Возникновение банков | 2 | |
25 | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит» | 1 | 29 неделя |
26 | Практическая работа «Заем, виды займов» | 1 | 30 неделя |
IX | Потребитель финансовых услуг | 2 | |
27 | Деловая игра «Работа банка» | 1 | 31 неделя |
28 | Деловая игра «Я хочу взять кредит» | 1 | 32 неделя |
X | Профессии банковской сферы | 2 | |
29 | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы» | 1 | 33 неделя |
30 | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей» | 1 | 34 неделя |
| Итого: | 30 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Уорлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Список дополнительной литературы для учителя
Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001.
Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -
Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/