СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторского курса программ «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.


Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.

Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа


Формы организации занятий:

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Мини-исследования, наблюдения и опыты;

  • Практикумы


Учебный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Читательская грамотность(занятия 1-8): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность(занятия 9-16): счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность(занятия 17-24):деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность(занятия 25-33): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

2 КЛАСС

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.



3 КЛАСС

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

4 КЛАСС

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностныерезультаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Личностные результаты изучения курса «Функциональная грамотность» также связаны с реализацией рабочей программы воспитания, характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;

  • осознание себя как члена семьи, обществаигосударства.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

  • ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.


Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств



Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.


Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты

1 класс


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

2 КЛАСС

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

3 КЛАСС

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

4 КЛАСС

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Оценка достижения планируемых результатов

Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения (виды деятельности)

Форма занятия

ЦОР

Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

– давать характеристику героям;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– различать научно-познавательный текст и художественный;

– определять, чему учит сказка.

Библиотечный урок. Работа в парах

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

– давать характеристику героям сказки;

– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

– устанавливать истинность и ложность высказываний;

– подбирать из текста слова на заданную тему;

– определять, чему можно научиться у героя сказки;

– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Библиотечный урок. Самостоятельная работа с текстом сказки

3.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

– Давать характеристику героям;

– дополнять предложения на основе сведений из текста;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять вопросы по содержанию сказки;

– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

Библиотечный урок. Работа в парах

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

– определять последовательность событий сказки;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

– определять, чему учит сказка.

Беседа. Самостоятельная работа с текстом

5.

Михаил Пляцковский.

Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

– Определять лексическое значение слова;

– анализировать содержание текста и составлять план;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– давать характеристику героям;

– понимать, чему учит сказка;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– фантазировать и придумывать продолжение сказки.

Творческая мастерская

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

– давать характеристику персонажам сказки;

– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

Библиотечный урок. Работа в парах

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Давать характеристику героям;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;

– соединять части предложений;

– задавать вопросы к тексту сказки;

– объяснять главную мысль сказки;

– дополнять отзыв на прочитанное произведение.

Практикум

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– находить в тексте образные сравнения;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

– разгадывать ребусы;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Творческая мастерская

Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

– Определять количество предметов при счёте;

– составлять и решать выражения с ответом 5;

– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

– решать задачу в два действия.

Практикум

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

10

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

– Определять количество предметов при счёте;

– образовывать число 8;

– составлять и решать выражения с ответом 9;

– решать задачу в два действия;

– находить остаток числа;

– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.


Практикум

11

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;

– анализировать данные и отвечать на вопросы;

– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

– работать в группе.

Парная и групповая работа

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

– раскладывать число 10 на три слагаемых;

– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

Практикум

13

Про наливные яблочки


Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

– находить недостающие данные при решении задач;

– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

– определять истинность/ложность высказываний.

Практикум

14.

Про Машу и трёх медведей


Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

– решать задачи на нахождение суммы;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;

– устанавливать закономерности.

Практикум

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

– решать задачи на нахождение части числа:

– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;

– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

– находить прямоугольники на рисунке.

Практикум

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

– читать простейшие чертежи.

Практикум

Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;

– рассуждать об умении экономно тратить деньги.

Беседа

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)































Анимированная презентация «Банки»

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#8


18

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

– определять необходимые продукты и их цены;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– работать в группе.

Практикум

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

– Наблюдать над различием цены и стоимости;

– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

– определять стоимость покупки;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– объяснять смысл пословиц.

Практикум

20

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– рассуждать о правильности принятого решения;

– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

Беседа.

Самооценка

21

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

– Наблюдать над понятием «реклама»;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

– делать выбор на основе предложенной информации;

– называть различные виды рекламы.

Беседа, практикум

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

– Наблюдать над понятием «банк»;

– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;

– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Беседа, практикум

23

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход,

выручка, прибыль, продажа оптом.

– Наблюдать над понятием «сделка»;

– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

– понимать, почему оптом можно купить дешевле;

– выбирать товары для покупки на определенную сумму;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Беседа, практикум

24

Как мужик золото менял

Услуга, равноценный обмен, бартер.

– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

– объяснять, что такое бартер;

– формулировать правила обмена;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.


Блок «Естественно-научная грамотность» (7 ч.)

25

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Мини-исследования

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

– показывать, что шарик можно наполнять водой;

– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

– объяснять, почему шарик не тонет в воде;

– рассказывать, в каком случае шарик может летать;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Мини-исследования, опыты

27

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Планирования и самооценка

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

– Определять плавучесть металлических предметов;

– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

– объяснять, почему случаются кораблекрушения;

– объяснять, что такое ватерлиния;

– определять направление ветра.

Мини-исследование, практикум

29

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

– Объяснять, что такое снег и лёд;

– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

– наблюдать над формой и строением снежинок;

– составлять кластер;

– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

Наблюдения и опыты

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

– определять в каком из апельсинов больше сока;

– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

Беседа, опыты

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

– наблюдать многократность отражений;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Наблюдения, опыты

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Наблюдения, опыты

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;

– доказывать, что существует сила притяжения;

– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

– соединять части текста и рисунки;

– называть героев сказки;

– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;

– давать характеристику герою;

определять стоимость части от целого;

– придумывать рекламу-упаковку;

– определять профессию рабочего банка;

– объяснять, чему учит сказка.

Практикум


2 КЛАСС


п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения (виды деятельности)

Форма занятия

ЦОР

1.

Михаил Пришвин. Беличья память


Различия научно-познавательного и художественного текстов.

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

Библиотечный урок

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников.

2 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

2.

Про беличьи запасы


Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

– объяснять графические модели при решении задач;

– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

– строить ломаную линию.

Практикум


3.

Беличьи

деньги


Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

– находить у монеты аверс и реверс;

– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.



Мультфильм «Смешарики. Уроки финансовой грамотности»

https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за

погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

– работать с таблицами наблюдений за погодой;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

– работать в парах.


Наблюдения. Работа в парах


5.

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа.

Отличия художественного,

научно-познавательного и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;

– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;

– разгадывать ребусы;

– устанавливать логические связи.


Практикум


6

Медвежье

потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

– дополнять недостающие на диаграмме данные;

– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

– решать логические задачи на практическое деление;

– находить периметр треугольника;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Практикум


7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

– знать правила использования поврежденных денег;

– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;

– находить необходимую информацию в тексте;

– отвечать на вопросы на основе полученной информации.

Беседа, практикум

Мультфильм «Смешарики. Уроки финансовой грамотности»(серия «Фальшивый пиастр»

https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/


8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

– Проводить несложные опыты с мёдом;

– определять последовательность действий при проведении опытов;

– делать выводы по результатам опытов;

– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

– анализировать данные таблицы;

– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

– иметь представление о лечебных свойствах мёда.


Опыты, практические упражнения


9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять объект на рисунке с помощью подсказки;

– определять последовательность действий, описанных в рассказе;

– различать художественный и научно-познавательный текст;

– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;

– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Библиотечный урок. Работа с текстами


10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

– Определять количество часов в сутках;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;

– решать логические задачи по данному условию;

– составлять элементарную диаграмму.

Практикум


11

Банковская карта

Банковская карта.

– Давать характеристику наличным деньгам;

– рассказывать о дебетовой банковской карте;

– объяснять, что обозначают надписи на карте;

– объяснять, как производить покупку в магазине;

– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

– рассказывать о кредитной банковской карте.

Беседа, практикум

Анимированная презентация «Банковские карты» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#3

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

– выделять среди овощей корнеплоды;

– проводить опыт по проращиванию моркови;

– определять цвет сока овощей опытным путём;

– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

Мини-исследование


13

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;

– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

– объяснять лексическое значение слов и выражений;

– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.


Практикум


14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

– Определять дату по календарю;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– записывать краткую запись и решение задач;

– решать логические задачи с помощью таблицы;

– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;

– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

Практикум


15

Безопасность

денег на

банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

– находить необходимую информацию в тексте задания;

– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

Беседа, практикум, работа с текстом


16

Лисьи норы


Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;

– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.




17

Обыкновенные

кроты

Содержание научно-познавательного

текста.

– Определять тип текста;

– составлять описание крота на основе прочитанного текста;

– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;

– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;

– объяснять значение слова;

– составлять вопросы по предложенным предложениям;

– находить синонимы к предложенному слову;

– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

Практикум. Работа с текстом


18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

– Решать задачи логического характера;

– решать задачи с использованием данных таблицы;

– решать задачи на основе данных диаграммы;

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

Практикум


19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

– Объяснять, что такое «кредит»;

– определять виды кредитов;

– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

– определять сумму переплаты по кредиту;

– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

Беседа, практикум


20

Корень – часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

– Называть части цветочных растений;

– объяснять, для чего растению корень;

– доказывать, что рост растения начинается с корня;

– называть виды корневых систем;

– называть видоизменённые корни.

Беседа, работа с текстом, практикум


21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– находить в тексте предложение по заданному вопросу;

– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;

– определять главную мысль текста;

– определять, чему учит текст;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.


Библиотечный урок


22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;

– определять время с помощью скорости и расстояния;

– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;

– отвечать на вопросы на основе полученных данных;

– определять последовательность маршрута на основе схемы;

– записывать слова с помощью кода;

– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

Практикум


23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

– Давать определение вклада;

– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

– объяснять, почему банки выплачивают проценты.

Беседа, практикум


24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

– объяснять, почему яблоко плавает;

– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

– находить на срезе яблока рисунок звезды.


Мини-исследование


25

Полевой

хомяк

Содержание научно-познавательного

текста.

– Определять вид текста;

– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;

– дополнять описание хомяка на основе рисунка;

– придумывать сравнения;

– составлять вопросы по данным предложениям;

– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;

– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять план при подготовке к сообщению.


Практикум, коллективное творчество


26

Про полевого

хомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

– записывать именованные числа в порядке возрастания;

– строить четырёхугольники по заданному условию.


Практикум


27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

– Определять доходы, расходы и прибыль;

– отличать желаемые покупки от необходимых;

– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

– объяснять, что такое дефицит и профицит;

– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.


Практикум


28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;

– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;

– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;

– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.



Мини-исследование


29

Про бобров

Содержание текста,

текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;

– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;

– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного;

– сравнивать тексты;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять речевое высказывание в письменной форме.

Практикум. Работа с текстом


30

Бобры-строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

– Иметь представление о диаметре окружности;

– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;

– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;

– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;

– работать с чертежом;

– решать логические задачи.



Практикум


31

Такие

разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;

– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;

– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».


Беседа. Работа с текстом


32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины

– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.


Наблюдения и опыты


33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

– Называть группы позвоночных животных;

– называть признаки пяти групп позвоночных животных;

– определять название животного по описанию;

– выбирать признаки земноводного животного;

– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;

– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;

– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;

– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

Практикум


34

Встреча друзей


– Находить необходимую информацию в тексте задания;

– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;

– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

Практикум. Само- и взаимооценка










3 КЛАСС

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения (виды деятельности)

Форма занятия

ЦОР

Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)



1

Про дождевого червяка

Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

– Определять тип текста;

– дополнять предложение словами из текста;

– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;

– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй;

– определять на основе теста способ питания дождевых червей;

– находить предложение, соответствующее рисунку;

– выбирать утверждения, соответствующие тексту;

– составлять вопрос по содержанию текста;

– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

Практикум. Работа с текстом

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников.

3 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

3

Кальций

Содержание научно-познавательного текста.

– Работать с кластером;

– Дополнять предложение словами из текста;

– определять, что такое минерал;

– называть стройматериалы, содержащие кальций;

– объяснять значение слова;

– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;

– составлять предложения по рисунку;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

Практикум. Работа с кластером. Работа с текстом

5

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

Практикум. Работа с текстом

7

Хлеб – всему голова

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– записывать пословицы о хлебе;

– записывать предложение, которое соответствует рисунку;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– работать с толкованием слова;

– определять порядок следования предложений;

– называть хлебобулочные изделия.

Практикум. Работа с текстом


9

Про мел

Главная мысль текста. Содержание текста.

– Заполнять кластер о происхождении мела;

– составлять вопрос по готовому ответу;

– давать определение слова;

– работать с толковым словарём;

– работать с толкованием слова;

– соединять части предложений и определять их порядок;

– составлять план текста в виде вопросов;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

Практикум. Работа с текстом, со словарём


11

Про мыло

Содержание научно-познавательного текста.

– Дополнять предложение;

– давать определение слова;

– работать с толковым словарём;

– соединять части предложений и определять их порядок;

– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;

– находить в тексте предложение по заданному условию;

– дополнять текст по заданному условию;

– определять даты принятия гербов.

Практикум. Работа с текстом


13

История свечи

Содержание научно-познавательного текста.

– Давать определение слова;

– записывать ответ на поставленный вопрос;

– определять слово по его лексическому значению;

– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;

– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;

– составлять вопросы и находить ответы в тексте;

– соединять части предложений и определять их порядок;

– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;

– называть правила безопасности при использовании свечей;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– отвечать на поставленный вопрос.

Практикум. Работа с текстом


15

Магнит

Содержание научно-познавательного текста.

– Давать определение слова;

– дополнять предложение;

– находить ответ на поставленный вопрос;

– объяснять значение словосочетания;

– с помощью текста находить отличия между предметами;

– называть предметы, о которых говорится в тексте;

– рассказывать о прочитанном произведении.

Беседа, практикум


Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)



2

Дождевые черви

Дождевые черви

– Называть части тела дождевого червя;

– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;

– рассказывать, чем питается дождевой червь;

– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;

– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;

– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

Беседа, работа с текстом и рисунками


4

Полезный кальций

Кальций

– Заполнять таблицу;

– дополнять предложение;

– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

– составлять суточное меню с молочными продуктами;

– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

Мини-исследование


6

Про облака

Облака

– С помощью опыта показывать образование облаков;

– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;

– называть явления природы;

– называть виды облаков;

– определять погоду по облакам.

Практикум, опыт


8

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;

– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;

– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;

– давать определение слову «дрожжи»;

– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;

– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;

– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;

– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

Исследователь-ская деятельность


10

Интересное вещество – мел

Мел.

– Определять внешние признаки мела;

– доказывать, что мел не растворяется в воде;

– называть, из чего состоит мел;

– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;

– определять состав мела;

– называть области применения мела.

Исследовательская деятельность


12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Мыло

– Называть виды мыла;

– исследовать мыло в сухом виде;

– показывать, что при намокании мыла появляется пена;

– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;

– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;

– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;

– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

Исследовательская деятельность


14

Про свечи

Свеча

– Рассказывать о строении свечи;

– рассказывать о зонах пламени свечи;

– объяснять, почему гаснет свеча;

– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;

– объяснять, почему происходит возгорание дыма.

Исследовательская деятельность


16

Волшебный магнит

Магнит

– Называть виды магнитов;

– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;

– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;

– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;

– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;

– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

Наблюдения и опыты



Проверочная работа (1 ч.)

17

Проверь себя

Материал, изученный в первом полугодии.

– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;

– применять полученные знания в повседневной жизни;

– работать самостоятельно;

– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Проверочная работа


Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)



18

Что такое «бюджет»?

Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;

– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;

– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;

– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

– уметь слушать и слышать собеседника.

Беседа, практикум

Анимированная презентация «Что такое бюджет»

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#4




Анимированная презентация: «Виды доходов»,

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#7


20

Семейный бюджет

Семейный бюджет, доходы и расходы.

– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;

– понимать, как в семье появляются доходы;

– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;

– заполнять кластер;

– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

Беседа, промотр и обсуждение презентации, практикум

22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата


Понятие заработной платы, виды зарплаты.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;

– анализировать данные, представленные в виде графика;

– приводить примеры различных профессий;

– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

Беседа, практикум

24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;

– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;

– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;

– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

Беседа, практикум


26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Наследство, вклад, выигрыш.

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;

– понимать, что выигрыш облагается налогом;

– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;

– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;

– называть предметы, которые человек может получить в наследство.

Беседа, практикум


28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Классификация расходов по различным основаниям.

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,

– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.

Просмотр и обсуждение презентации, практикум

Анимированная презентация: «Виды и периодичность расходов

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#6


30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных платежей.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;

– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;

– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.

Беседа, практикум


32

Как сэкономить семейные деньги?

Экономия семейного бюджета.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;

– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;

– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

Просмотр и обсуждение презентации, практикум

Анимированная презентация «Как и зачем сберегать» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#9


Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)



19

Расходы и доходы бюджета

Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

– Определять дефицитный и профицитный бюджет;

– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;

– выполнять вычисления по таблице;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

– составлять задачу по предложенному решению;

– формулировать вопрос задачи.

Практикум


21

Планируем семейный бюджет

Доходы и расходы в семейном бюджете.

– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;

– анализировать данные столбчатой диаграммы;

– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;

– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

Практикум


23

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в таблице, на диаграмме.

– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;

– выполнять сложение круглых многозначных чисел;

– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;

– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;

– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;

– самостоятельно составлять круговую диаграмму.

Практикум


25

Пенсии и пособия

Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

– Анализировать данные, представленные в таблице;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;

– заполнять таблицу на основе текстового материала;

– подсчитывать доход семьи от детских пособий.



27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;

– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;

– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

Практикум


29

Подсчитываем расходы

Обязательные и непредвиденные расходы.

– Анализировать данные инфографики;

– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;

– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;

– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

Практикум


31

Расходы на обязательные платежи

Обязательные платежи

– Определять, какие налоги должна платить семья;

– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;

– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;

– пользоваться калькулятором;

– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

Практикум


33

Подсчитываем сэкономленные деньги

Экономия семейного бюджета.

– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег;

– объяснять, что такое «скидка в 25%»;

– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;

– находить часть от числа.

Практикум


Проверочная работа (1 ч.)



34

Проверь

себя

Материал, изученный во втором полугодии.

– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;

– применять полученные знания в повседневной жизни;

– работать самостоятельно;

– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Проверочная работа



4 КЛАСС

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения (виды деятельности)


Форма занятия


ЦОР

Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)



1

Старинная женская одежда

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова;

– озаглавливать текст;

– определять тему;

– определять главную мысль;

– составлять план в виде вопросов;

– с помощью текста определять название женской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной женской одежды.

Практикум. Работа с текстом

Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников.

4 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)

2

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова;

–составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию названия головных уборов;

– приводить примеры современных головных уборов.

Практикум. Работа с текстом


3

Старинная мужская одежда и головные уборы


Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– отвечать на вопросы по тексту;

– вписывать пропущенные слова в текст;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– оформлять план текста;

– определять с помощью описания название предмета.

Практикум. Работа с текстом


4

Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

– отвечать на вопросы по тексту;

– рассуждать, давать определение слова;

– называть элементы оформления избы.

Практикум. Работа с текстом и словарём


5-6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– письменно отвечать на вопросы;

– называть предметы печной утвари;

– работать с толковым словарём;

– работать с толкованием слова;

– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;

– соотносить описание предметов с их рисунками;

– описывать назначение предметов;

– составлять обобщающий план.

Практикум. Работа с текстом


7

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– соотносить рисунок и его название;

– работать с толковым словарём;

– рассуждать и записывать ответ на вопрос;

– записывать ответ на вопрос по его началу;

– определять части предмета, называть их;

– определять порядок предложений в тексте;

– дополнять текст по заданному условию.

Практикум. Работа с текстом и словарём


8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

– определять тему текста;

– составлять план текста;

– находить информацию в Интернете;

– записывать названия монет в порядке их возрастания;

– указывать названия современных денег.

Практикум. Работа с текстом


Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)



9

Томат

Томат.

– Называть части растения;

– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

– определять горизонтальный и вертикальный срез;

– указывать количество гнёзд;

– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;

– называть части плода помидора;

– объяснять, что такое пасынок у помидора;

– работать с таблицей.

Практикум. Работа с текстом


10

Болгарский перец

Болгарский перец.

– Объяснять, что такое паприка;

– называть части растения;

– рассказывать о строении плода перца;

– определять форму плода перца;

– рассказывать о строении семени перца;

– делать выводы на основе полученной информации.

Практикум. Работа с текстом


11

Картофель

Картофель.

– Называть части растения;

– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;

– объяснять, какой вывод сделали и почему;

– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;

– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

– объяснять, что такое крахмалистость;

– определять срок созревания картофеля;

– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

– называть способы размножения картофеля.

Мини-исследование


12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.

– Называть представителей семейства Паслёновые;

– объяснять, что такое соланин;

– называть благоприятные условия для прорастания семян;

– определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

– определять глубину посева семян;

– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

Мини-исследование


13

Лук

Лук.

– Называть части лука;

– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;

– называть этапы выращивания лука;

– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

Мини-исследование


14

Капуста

Капуста.

– Называть виды капусты;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– называть части капусты;

– исследовать капусту в разрезе;

– рассказывать о размножении капусты;

– проводить опыты с цветной капустой.

Мини-исследование


15

Горох

Горох.

– Рассказывать о строении гороха;

– рассказывать о строении семени гороха;

– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

– определять, что горох является холодостойким растением;

– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

Мини-исследование


16

Грибы

Грибы.

– Называть части гриба;

– называть виды грибов;

– рассказывать о плесневых грибах;

– называть грибы-невидимки;

– проводить опыт по выращиванию плесени;

– называть грибы-паразиты.

Работа с текстом. Опыт


Творческая работа (1 ч.)

17

Творческая работа

По выбору.

– Выбрать тему для творческой работы;

– выполнять творческую работу;

– представлять классу творческую работу.

Творческое занятие


Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)



18 -19

Потребительская корзина

Состав потребительской корзины.

– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;

– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;

– объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

Беседа, практикум


20

Прожиточный

минимум

Назначение прожиточного минимума.

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;

– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

Беседа, практикум


21

Инфляция

Инфляция.

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;

– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

– называть уровни инфляции;

– понимать значение инфляции для экономики.

Беседа, практикум


22 - 23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;

– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

– формировать навыки грамотного покупателя.

Беседа, практикум


24

Благотворительность

Благотворительность.

– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;

– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;

– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

Беседа, работа с текстом


25

Страхование

Виды страхования.

– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;

– называть виды страхования;

– называть различные страховые риски.

Беседа, работа с текстом


Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)



26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

– Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;

– решать задачи на определение стоимости покупки;

– определять, какая из двух покупок является более выгодной;

– решать задачи на определение скорости плавания;

– решать логические задачи.

Практикум


27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.

– Понимать, что такое «смета»;

– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;

– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;

– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

Практикум


29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

– Работать с таблицами;

– подсчитывать стоимость продуктов для торта;

– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Практикум


30

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, площадь и периметр

– Читать простой чертеж и определять его масштаб;

– находить площадь и периметр участка и построек на нём;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Практикум


31-32

Поход в кино


Расходы на поход в кино.

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Практикум


33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Практикум


Творческая работа (1 ч.)

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

– Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;

– иллюстрировать изученные понятия;

– составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами;

– работать самостоятельно и в парах;

– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Творческая работа